Преподавание биологии Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Применение наглядных методов обучения на уроках биологии при изучении органоидно-клеточного уровня организации жизни.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ.. 8

1.1 Сущность
принципа наглядности обучения, средства наглядности и их значение  8

1.2
Современные наглядные методы обучения. 16

2.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.. 22

2.1
Требования к созданию мультимедийной презентации. 22

2.2 Методика
использования мультимедийных презентаций в процессе обучения биологии. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ. 36

  

Введение:

 

Проблема
наглядности в обучении была актуальной во все времена. В последние годы в связи
переходом к системно-деятельностному обучению, развитием средств коммуникации
заметно расширилась область наглядности, и усложнился её инвентарь: от
предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных
программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной
действительности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени
привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны
чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта
закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности,
введенном чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Принцип
наглядности предполагает переход от чувственного восприятия к абстрактному
мышлению в процессе познания и является, на наш взгляд, одним из ведущих в
обучении.

Необходимость
соблюдения принципа наглядности обусловлена конкретно-образным характером
мышления младших школьников. Этот принцип предусматривает специально
организованный показ наглядного материала для оказания помощи учащимся в
понимании и усвоении учебного материала

Данная
тема имеет глубокие исторические корни. Выдающиеся педагоги прошлого на основе
сенсуалистической философии обосновали необходимость опоры на чувственное
познание окружающего мира в процессе обучения школьников. Теоретическое
объяснение наглядного обучения впервые сделано в XVII в. чешским педагогом Я.
А. Коменским, а позже — Дж. Локком, Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским.

Вопросы
развития и адаптации «золотого правила» дидактики в современных условиях исследовали
во второй половине XX в. В частности, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, А. И. Л.М.
Фридман и др. Они раскрыли отдельные теоретические и методические аспекты темы,
которые, однако, не получили целостного направления в своем развитии, а значит,
не нашли дальнейшего отражения в педагогике.

Сейчас
принцип наглядности — это известный принцип обучения, который используют с
древнейших времен. Анализируя современные учебники по педагогике, легко
увидеть, что содержание этого принципа обучения дословно перекликается с «золотым
правилом», сформулированным в XVII в.

Однако
нужно учитывать, что в наше время с изменением требований и потребностей
общества и науки усовершенствовались, получили развитие и расширились функции,
возможности использования учебно-наглядного материала, его видовое
разнообразие, которое позволяет сделать наглядным изучение таких предметов,
процессов и явлений, которые не могут непосредственно восприниматься с помощью
органов чувств. Итак, традиционного понимания принципа наглядности в процессе
познания в сегодняшних условиях недостаточно, поэтому этот вопрос требует
развития и совершенствования.

С
другой стороны, в дидактике и методиках существуют различные классификации
наглядных пособий и разные взгляды относительно их роли и использования в
учебном процессе (М. Моро, Л. Скаткин и др.). Одни ученые указывают на
необходимость использования средств наглядности на каждом уроке в начальных
классах при рассмотрении нового понятия (в частности Л.В. Занков [7] и др.),
Другие отмечают необходимость соблюдения меры в применении средств наглядности
(Л.М. Скаткин [25] и др.), так чрезмерно длительное использование одинаковых
средств приводит к задержке развития у учащихся абстрактного мышления, третьи
подчеркивают, что нужно уметь обеспечить постепенный, но своевременный переход
от использования одних видов наглядного материала в других — от конкретных к
менее конкретным (в частности, М. Моро [13] и др.).

Кроме
того, анализ методической литературы и школьных учебников, наблюдение за
учебным процессом дают основания утверждать, что вопрос формирования знаний и
умений младших школьников с использованием средств наглядности в процессе
обучения недостаточно изучен, а в практической деятельности учителя возникают
проблемы, связанные с эффективностью использования наглядного материала. Это
приводит к недостаточному уровню сознательного усвоения учащимися знаний.
Прочность и сознательность усвоения знаний достигается только тогда, когда
изучение каждого нового понятия, явления, образа действия сопровождается иллюстрацией
соответствующего объекта или его модели, показом практических действий и
манипуляций с объектами. Именно на начальных этапах ознакомления с новым
учебным материалом использование средств наглядности является не только
необходимым, но и обязательным компонентом процесса обучения, системы работы
учителя. Однако педагоги не всегда учитывают необходимость принципа «лучше один
раз увидеть, чем сто раз услышать».

Обусловлено
это неоднозначностью толкования понятий «наглядность», «средства наглядности»,
с одной стороны, и недостаточным обоснованием правил и требований применения
средств наглядности и моделирования в учебном процессе, с другой. Поэтому
возникла проблема использования средств наглядности, которая требует
теоретического и практического решения, то есть исследование путей применения наглядности
в процессе обучения школьников вообще и в начальной школе в частности.

Современные
требования к формированию и развитию личности в процессе обучения и
недостаточные теоретические обоснования данной проблемы, а также необходимость
практики в совершенствовании процесса формирования знаний и умений учащихся
начальной школы обусловили выбор темы данного исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Принцип
наглядности, наглядные методы обучения и пособия издавна являются важной сферой
психологических, педагогических и методических исследований. В разные периоды
развития науки эту проблему рассматривали К.Д. Ушинский, И. Песталоцци, Л.В.
Занков, В.А. Шаталов и многие другие ученые.

Мультимедиа-технологии
превратили учебную деятельность из статической в динамическую, то есть
появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.
Мультимедиа-технологии позволяют решать многие образовательные задачи,
связанные с демонстрацией изучаемых явлений, которую невозможно провести в
учебной аудитории. В этом случае у средств мультимедиа сегодня отсутствуют
какие-либо конкуренты.

Развитие
мультимедийных продуктов оказывает положительное влияние на процессы приобщения
к чтению, служит повышению его престижа в обучающей, развивающей и
развлекательной сферах деятельности. Мультимедиа-технологии являются наиболее
эффективными средствами развития и образования личности. Их использование
целесообразно при очевидной актуальности темы, что обеспечивает экономическую и
социальную эффективность создаваемого продукта. Онлайн-мультимедиа все в
большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю
работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Это и в
дальнейшем обеспечит востребованность пользователями мультимедийных продуктов,
а значит, и производящих ее библиотек [20].

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Сущность принципа
наглядности обучения, средства наглядности и их значение Принцип
наглядности является дидактическим принципом обучения, относится к числу
основных. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного
восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с
принципом наглядности, обучение строится на конкретных образах, которые
непосредственно воспринимаются учащимися [2, 284].

Принцип
наглядности, который утверждает, что эффективность обучения зависит от
целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного
материала, определяет характер процесса обучения. В процессе обучения детям
желательно предоставить возможность наблюдать, измерять, проводить опыты — и
таким путем вести их от незнания к знанию. Если нет возможности представить
реальные предметы для оперирования ими во время уроков, следует по возможности
использовать наглядные средства: макеты, модели, рисунки и т.д.  [1, 113].

В
педагогической энциклопедии наглядность трактуется как один из основных
принципов дидактики, согласно которому обучение базируется на конкретных
образах, непосредственно воспринимаются учащимися [24, с.224].

Использование
наглядности в учебном процессе начальной школы играет преимущественно
вспомогательную роль, однако Истомина Н. Б. утверждает: «иногда учебный
материал (например, явления, предметы, которые учащиеся могут непосредственно
воспринимать) имеет такой характер, что без иллюстрации правильное
представление о новом объекте вообще невозможно» [9 , 17]. Чтобы предотвратить
сужение понятия или представления, целесообразно использовать различные образцы
изображения объекта. Это поможет ученикам распознать типичное, сделать шаг от
конкретного к абстрактному, перейти от представления к понятию. Поэтому важно
не только правильно подобрать наглядность к уроку, но и продумать, как задать
вопрос, чтобы создаваемый у учащихся зрительный образ, активно реализовал цель
урока.

Чтобы
правильно подбирать учебные пособия для урока и соответствующие методы и приемы
работы с ними, нужно хорошо знать функции (назначения) различных средств наглядности.

В
современной дидактике различают несколько основных функций наглядности.

1.
Наглядность — основа чувственного восприятия реального мира, формирования
чувственных представлений о предметах и явлениях природы и общества. Эта
функция играет важнейшую роль в начальных классах, где закладываются основы
широкого познания мира [3, 8]. Представления учащихся начальных классов еще
бедные по содержанию, нечеткие, фрагментарные, а нередко и искажены. Важной
задачей учителя на этом этапе обучения является формирование у детей правильных
представлений о предметах и явлениях окружающего мира, уточнения, углубления,
расширения, совершенствования представлений и на этой основе формирование у них
элементарных, доступных их возрасту и подготовке понятий. Лучшим средством для
этого является экскурсии, наблюдения, а также рассмотрение в классах цветных
картин, макетов, муляжей, натуральных предметов, экранных пособий.

2.
Наглядность используется как источник новых знаний, прежде всего фактов. А факт
— это знание, вероятность которого доказана [6, 17]. С этой точки зрения
наглядность дает возможность овладеть фактами — знаниями о том, что они
наблюдают, определить признаки, свойства наблюдаемого, выяснить, что
происходит, как происходит, а также силы, которые взаимодействуют между собой,
и результаты этого взаимодействия. Проанализировав факты, ученики делают
определенные выводы, обобщения.

Эта
функция наглядности осуществляется во всех классах. Для получения фактов в
условиях кабинетной системы используются различные средства наглядности —
сюжетные картины, рисунки, таблицы, карты, схемы и т. В сюжетных картинах
отражаются те или иные события и их участники. Эффективным источником знаний
являются кинофильмы, в которых отражаются события, явления, процессы в
динамике, с помощью мультипликации раскрываются внутренние силы и причины,
которые вызывают определенные изменения в ситуациях.

В
учебнике содержание наглядных изображений раскрывается в подписях под
иллюстрациями, надписях на отдельных частях изображенного. Такой способ
раскрытия содержания иллюстрации целесообразен в начальных классах, когда речь
идет о неизвестных или малоизвестных ученикам предметах, явлениях, событиях. В
подобных случаях учитель может дополнить содержание иллюстрации собственным
эмоциональным рассказом [4, 107].

3.
Иллюстративная функция наглядности. До недавнего времени эта функция была
доминирующей в процессе обучения. Учитель объяснял учебный материал, используя
для подтверждения определенного положения разные виды наглядности. В школе наглядность
как иллюстрация в процессе объяснения нового материала играет значительно
меньшую роль. Но полностью иллюстративной функции она не потеряла. Эту свою
функцию она выполняет главным образом на начальном этапе усвоения знаний, во
время объяснения сложного материала, который самостоятельно воспринять и
осмыслить ученики не могут [9, 42]. В этих случаях учитель объясняет содержание
не только нового материала, но и иллюстраций.

4. Наглядность как опора познания, познавательной
деятельности учащихся, направленной на раскрытие внутренних связей и
зависимостей предмета и явления, средство создания проблемных ситуаций,
постановки и решения учебных проблем [6, 14]. В условиях класса для этого
сочетаются различные виды наглядности, среди них наибольшую роль играют

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы