Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему «Применение метода проектов как средства интенсификации учебного процесса»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации метода проектов в средней и старшей школе 5
1.1 Понятие структуры и особенностей проектной методики 5
1.2 Психофизиологические особенности среднего и старшего школьного возраста 11
Глава II. Практические аспекты организации метода проектов 19
2.1 Организация и этапы проектной деятельности в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык (английский)» 19
2.2 Виды заданий, приемлемых для выполнения данного метода 26
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 1 38
Приложение 2 40
Приложение 3………………………………………………………………………41
Приложение 4……………………………………………………………………….42

 

  

Введение:

 

В исследованиях многих педагогов и психологов отмечено, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся средней школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в будущем усвоения системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления.
Таким образом, актуальность исследования определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в средней и старшей школе практики организации проектной деятельности, которая выступает средством интенсификации учебного процесса.
Область исследования: педагогика.
Объект – процесс интенсификации учебной деятельности учеников средней и старшей школы на уроках английского языка.
Предмет — метод проектов или (проектная методика).
Целью настоящего исследования является изучение особенностей интенсификации учебного процесса средних и старших школьников на уроках английского языка посредством проектной методики.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «проектная методика», определить психофизические особенности учащихся средней и старшей школы.
3. Рассмотреть алгоритм организации метода проектов с учащимися средней и старшей школы в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык (английский)»
4. Предложить некоторые виды заданий, характерные для проектной методики.
Общенаучные методы исследования: анализ литературы (или нормативно-правовых документов) по теме исследования; изучение и обобщение сведений; наблюдение.
Методологическую основу исследования составили труды ведущих ученых: А.Л. Блохина, П.П. Блонского, Н.В. Засоркиной, К.Н. Поливановой, Г.А. Русских и др. Существуют многочисленные исследования, которые раскрывают практические и теоретические вопросы применения метода проектов на уроках английского языка: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении терминологического поля проблемы за счет уточнения сущности и содержания понятий: проект, метод проектов, исследовательская деятельность. Практическая значимость исследования выражается в том, что результаты исследования могут быть использованы студентами специальности «Иностранный язык» для обучения проектной деятельности в рамках педагогической практики, а также учителями английского языка в начальной школе. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в заключение хотелось бы отметить, что в курсовой работе ««Применение метода проектов как средства интенсификации учебного процесса» были решены следующие задачи:
— описана сущность понятия проектной методики;
— раскрыт алгоритм и этапы организации проектной деятельности на уроках иностранного языка;
— определены психофизические особенности учеников средней и старшей школы;
— рассмотрены особенности внедрения метода проектов в образовательный процесс средней и старшей школьной ступени;
— проведен анализ учебника по английскому языку программы на предмет наличия проектной исследовательской деятельности;
— предложены некоторые виды заданий и тем характерные для проектной методики на уроках английского языка на средней и старшей ступени обучения;
— проведен теоретический анализ по выявлению интенсификации и активизации учебной деятельности посредством метода проектной деятельности.
Метод проектов сочетает в себе разные виды деятельности, что делает процесс увлекательнее, интереснее и эффективнее, применение которого показывает, что на занятиях иностранного языка средние и старшие школьники добиваются высоких результатов в процессе изучения дисциплины, применяя полученные знания на практике и осознавая необходимость междисциплинарных связей [12].
Цель исследования достигнута, задачи решены.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы организации метода проектов в средней и старшей школе
1.1 Понятие структуры и особенностей проектной методики

Российское общее обязательное образование осуществляется в условиях системных изменений, главными аспектами которого являются реформирование гражданского общества, совершенствование рыночной экономики, укрепление региональных структур, фрикционные подвижки в сфере занятости, в частности диверсификация спроса на рабочую силу от производственной сферы в сферу услуг и сервиса. Всё это возможно лишь при коренном изменении процессов обучения в преподавании общественных и экономических дисциплин в школах, техникумах и колледжах. Эффективность такого обучения зависит полностью от познавательной активности обучающихся, но также и важно качество содержательной составляющей данного процесса. Кроме того, учителям следует обращать внимание на то, как будет усваиваться учебный материал. Виды усвоения могут быть разными: индивидуальными или коллективными, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения [1].
В процессе учебной деятельности, самореализации учащихся осуществляется через различные методы и приемы. В современной науке большое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации личности. В настоящее время понятие «интерактивные методы обучения» наполняется новым содержанием. Приоритетная роль в нем отводится взаимодействию, развитию коммуникативных способностей личности, реализации социального опыта людей, обучению и сотрудничеству в области образования между участниками образовательного процесса [20]. Следует отметить, что дисциплины гуманитарного цикла в последние годы все чаще преподаются использованием интерактивных методов обучения. В рамках такого предмета, как «Английский язык» можно проводить несколько видов из арсенала интерактивных методов: т занятие-тренинг, деловую игру, дискуссию, различные проекты.
Учебный процесс, опирающийся на внедрение интерактивных форм обучения, организуется с учётом включенности в процесс познания всех участников группы без исключения. В совместной деятельности каждый участник делится своими познаниями, внося в общее дело свой личный вклад. В процессе совместной работы происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивное обучение представляет собой диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учениками и учителем, а также между самими обучающимися [7].
В последние годы в практике школьного обучения стал более широко использоваться проектная методика. На современном этапе в образовательном процессе необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому учитель совместно с учениками создаёт видео-проекты, которые помогают развивать следующие компетентностные качества личности: аналитические, практические, творческие, коммуникативные и социальные умения. В структуре проектной деятельности присутствуют споры, дискуссии, аргументации, которые довольно сильно тренируют участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.
В современных условиях возрастает потребность в высококвалифицированных практико-ориентированных личностях, способных реализовывать широкий спектр производственных функций [4]. В этой связи отметим, что активные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на перестройку и совершенствование современного учебно-воспитательного процесса.
Именно активные и интерактивные методы создают необходимые предпосылки для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новых ситуациях, находить собственные творческие подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, таким образом, оказывая существенное влияние на развитие школьников среднего и старшего звена.
Проектная методика была разработана американским учителем Уильямом Килпатриком в 1920-х годах как методика для практической реализации концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель проектной методики – предоставить ученикам возможность самостоятельно получать знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из разных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, информатора.
Дж. С. Джоунс определяет процесс проектирования следующим образом:
1. Моделирование ожидаемых действий перед их реализацией повторяется до полной уверенности в конечном результате.
2. Введение очень сложного акта интуиции.
3. Оптимальное удовлетворение истинных потребностей при определенных условиях.
4. Вдохновленный скачок от фактов настоящего к возможностям будущего [6, С.92].
Основываясь на концепциях технологического обучения и дизайна, Е.С. Полат рассматривает метод проектирования как совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по своей природе, представляющих дидактические средства повышения познавательной активности, развития креативности и одновременного формирования определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта [13, С.43]. Работа по проектной методике является относительно высоким уровнем сложности педагогической деятельности, предполагающей серьезную квалификацию учителя. Если для большинства известных методов обучения требуются только традиционные компоненты образовательного процесса — учитель, ученик (или группа учащихся) и учебный материал, который необходимо изучить, то требования к проекту совершенно иные [10, С. 81].
1. Необходимо иметь социально значимую задачу (проблему) — исследование, информацию и практическую работу. Дальнейшая работа над проектом — решение этой проблемы. В идеале проблема указывается проектной команде внешним клиентом. Например: школьники посещают спортивный клуб, руководство которого заказало дизайн команды в помещениях клуба. Однако в роли заказчика может действовать сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета по биологии) и сами ученики (проект, направленный на развитие и проведение школьного праздника). Поиск социально значимой проблемы — одна из самых сложных организационных задач, которую должен подготовить учитель проекта вместе со школьниками-дизайнерами.
2. Учебный проект начинается с планирования действий по решению проблемы, другими словами — с дизайна самого проекта, в частности — с определения типа продукта и формы представления. Важнейшей частью плана является оперативная разработка проекта, в котором перечислены конкретные действия с указанием результатов, сроков и обязанностей. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы с самого начала и до самого конца.
3. Каждый учебный проект обязательно требует исследовательской работы учеников, развивая тем самым исследовательскую компетенцию младших школьников. Таким образом, отличительной особенностью деятельности проекта является поиск информации, которая затем будет обрабатываться, осматриваться и представляться участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, другими словами, является выпуск проекта, окончательный продукт. Это инструмент, который был разработан командой проекта для решения проблемы.
5. Готовый продукт должен быть представлен клиенту (или) представителям общественности и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемый способ решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающей стадии презентации своего продукта. То есть проект «пять П»: проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация. Шестая «П» проекта — это его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, включая черновики, дневные планы и отчеты [10, С.81].
Проектная методика позволяет использовать дифференцированный подход к обучению. Ее суть можно определить словами Клодин Орио: «Каждый способен», а использование методологии проекта в значительной степени способствует формированию мотивации к изучению определенного предмета в школе [17]. Детский возраст «… это период развития, чувствительный к формированию и усилению мотивации к успеху». Концепция способностей уточняется, реализуется «… как концепция и причина собственных успехов и неудач» [17, С. 134]. Ученик выбирает индивидуальную траекторию движения к успеху в наиболее привлекательной для него деятельности. Под влиянием различных психологических факторов мотив достижения успеха можно превратить в мотив избежания неудачи. Одним из таких факторов является проектная деятельность [10, С. 39]. Проект ценен тем, что в ходе его реализации школьники учатся самостоятельно приобретать знания, приобретать опыт в познавательной и воспитательной деятельности.
Самый простой и самый компетентный способ сформулировать цели проекта — выбирать подходящие общие образовательные навыки для проекта [14]:
1. Рефлексивные навыки: — способность понимать проблему, для которой не хватает знаний; — умение ответить на вопрос: что нужно изучить, чтобы решить проблему?
2. Поисковые (исследовательские) навыки: способность самостоятельно генерировать идеи, то есть придумывать способ действия, привлекать знания из разных областей. Развивать возможность самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; возможность запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько решений проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки самооценки.
4. Навыки и умения работы в сотрудничестве: — навыки коллективного планирования; — умение взаимодействовать с любым партнером; — взаимопомощь в решении общих проблем; — навыки делового партнерства; — умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Навыки управления: — умение развивать процесс (продукт); — умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; анализ навыков собственной деятельности (ее ход и промежуточные результаты).
6. Коммуникативные навыки: способность инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс — устное интервью.
7. Навыки презентации: навыки монолога; умение вести себя уверенно во время речи; художественные навыки; умение использовать различные наглядные пособия в разговоре; умение отвечать на незапланированные вопросы [15, С. 132].
Основными целями внедрения проектной методики в школьную практику являются:
1. Демонстрация навыков отдельного ученика или группы учеников использовать опыт, полученный в школе.
2. Развитие интереса к предмету исследования.
3. Демонстрация уровня подготовки по предмету.
4. Повышение уровня образования, развития, социальной зрелости.
Таким образом, проектная методика — это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию реальных знаний, а на их применение и приобретение новых посредством самоорганизации и самообразования средних школьников. В курсовой работе проектная методика рассматривается как совместная воспитательная, познавательная, творческая или игровая деятельность средних и старших школьников, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата и интенсификацию учебного процесса.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы