Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Применение информационных технологий на уроках в начальных классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения информационных технологий в начальной школе 6
1.1 Понятие информационных технологий и их роль в начальной школе 6
1.2 Виды информационно-компьютерных технологий их характеристика 13
1.3 Информационные технологии как условие улучшения образования младших школьников 18
1.4 Требования к использованию информационных технологий на уроках 20
Глава 2. Применения информационных технологий в процессе обучения в начальной школе 23
2.1. Особенности использования информационных технологий на уроках в начальных классах 23
2.2. Анализ эффективности информационных технологий в начальных классах 27
Заключение 35
Список использованной литературы 38

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что в последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии стали частью нашей жизни.
Информационные и компьютерные технологии естественным обра-зом вписываются в школьную жизнь и являются еще одним эффективным средством, с помощью которого вы можете значительно улучшить учеб-ный процесс.
Многие учителя в общеобразовательных учреждениях считают, что информационные и компьютерные технологии — не что иное, как еще одно средство для развлечения детей.
Другие настаивают на том, что невозможно подготовить учителей к использованию информационных и компьютерных технологий на уроках и грамотному обучению детей компьютерной грамотности без серьезной профессиональной подготовки в области компьютерных технологий.
Еще более серьезным возражением является тот факт, что дети будут общаться друг с другом гораздо реже, поскольку большую часть своего времени они будут проводить за компьютером.
В связи с этим высказываются опасения, что дети, привыкшие об-щаться с компьютерами, предпочтут формы общения, которые характери-зуются точностью и ясностью, а не интуицией или двусмысленностью, ко-торые необходимы для художественной и гуманитарной деятельности.
Однако у школы нет иного выбора, кроме как адаптировать ее к веку информационных технологий.
Ознакомление с информационными и компьютерными технологиями является лишь частью этой адаптации.
Основная цель адаптации заключается в том, что детей нужно учить обрабатывать информацию, решать проблемы, общаться с людьми и по-нимать суть изменений, необходимых обществу.
Информационно-компьютерным технологиям посвящены работы ряда ведущих российских– М.И. Башмакова, М.М. Буняева, Е.П. Велихо-ва, И.А. Павловского, Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, И.А. Буйницкая, Э. М. Кравченко, Е.Н. Оснирко.
Этими учёными очерчена методология решения многих проблем, предложены различные концепции информатизации образования.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках с применением информационных технологий.
Предметом исследования выступает применение информационных технологий в начальных классах.
Цель исследования: изучение роли и методики применения инфор-мационно-компьютерных технологий в начальной школе.
Задачи исследования:
1) изучить значение использования информационных технологий на уроках;
2) описать виды информационных технологий, используемых на уроках;
3) определить особенности и требования к использованию информа-ционных технологий в начальной школе;
4) проанализировать эффективность информационных технологий в начальной школе;
5) разработать урок с использованием информационных технологий.
Гипотеза исследования: анализ учебной литературы по исследуе-мой проблеме будет способствовать определению значения, роли и мето-дики применения информационных технологий на уроках в начальной школе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литерату-ры по проблеме исследования, дедукция и индукция.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе теоре-тического и практического состояния проблемы информатизации образо-вания на современном этапе, описании преимуществ и недостатков вклю-чения в учебный процесс информационных технологий, в определении специфических особенностей их применения в младших классах.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка исполь-зованной литературы.
Во введении определена актуальность работы, объект, предмет, цель и задачи, а также определены гипотеза, методы и теоретическая значи-мость.
В первой главе представлен ряд определений и понятий. Рассмотре-но теоретическое обоснование применения информационных технологий в начальной школе.
Изучены виды и требования к использованию информационных тех-нологий.
Представлены требования и цели информационных технологий. Рас-смотрена сущность и особенности обучения с применением информацион-но-компьютерных технологий.
Во второй главе исследования рассмотрены методы применения ин-формационно-компьютерных технологий на уроках в начальной школе. Особенности использования информационных технологий и их эффектив-ность в начальных классах.
В заключении сделаны выводы, которые позволяют утверждать, что цель работы достигнута, все задачи решены.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результаты анализа педагогической и методической литературы по теме исследования свидетельствуют о том, что проблема внедрения ин-формационных технологий в младшие классы недостаточно разработана. В связи с этим тема данной работы является актуальной и требует ком-плексного развития. Информационная технология относится к процессу, который использует комбинацию инструментов и методов для сбора, об-работки и передачи. После массового внедрения персональных компьюте-ров в общеобразовательной школе в области образования понятие инфор-мационных технологий стало наиболее часто используемым.
Грамотное использование современных информационных техноло-гий в начальной школе способствует интенсификации познавательной дея-тельности, повышению качества успеваемости учащихся; достижение целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; разви-тие у учащихся начальных классов навыков самообразования и само-контроля; повысить уровень комфорта обучения; уменьшение дидактиче-ских трудностей у студентов; повышение активности и инициативности учащихся начальных классов на уроке; развитие информационного мыш-ления; Формирование информационно-коммуникативной компетентности также оказывает положительное влияние на любой стадии педагогического процесса.
В начальной школе происходит смена основных видов деятельности ребенка с игры на школу. Использование возможностей компьютерных игр в сочетании с дидактикой позволяет сделать процесс обучения более плавным; большая часть знаний и навыков, приобретенных на уроках, еще не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность теряется, а прочность значительно снижается. При-менение приобретенных знаний и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации к их приобретению; высокая сте-пень эмоциональности младших школьников существенно ограничена строгими рамками образовательного процесса. Занятия на компьютере могут частично снять высокое эмоциональное напряжение и оживить учебный процесс; мультимедийные учебники, предназначенные для авто-матизации всех основных этапов обучения от представления учебного ма-териала до контроля знаний и выдачи итоговых оценок. Если мы говорим об особенностях обучения младших школьников, это предполагает много-факторное использование дидактических техник и методов в рамках одно-го урока: периодическое изменение активность, смещение внимания с од-ного объекта на другой, различные формы организации учебного процес-са (парная, групповая, фронтальная), методы (объяснительно-иллюстративные, исследовательские) и др.
К моменту поступления в школу дети, как правило, уже имеют неко-торый опыт общения с компьютерными устройствами, поэтому желатель-но начинать обучение с младшего школьного возраста, поскольку извест-но, что человек получает самые стойкие и пожизненные знания и навыки в начальной школе. Также не стоит забывать о санитарных нормах. Инфор-мационные технологии помогают повысить силу знаний, повысить общую эффективность и заинтересованность учеников в предмете. Информацион-ные технологии позволяют учителям сэкономить время на разработке ди-дактического материала.
На этапах урока, когда основной обучающий эффект и управление передаются на компьютер, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать у учащихся проявление таких качеств, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее усвоенного материала, знания, заинтересованность в пополнении недостающих знаний из готовых источ-ников, самостоятельный поиск. Это позволяет учителю выстраивать соб-ственную деятельность по управлению образовательным процессом и по-степенно работать над развитием у учащихся творческого отношения к учебе. А использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично войти в его структуру и привести к рациональному решению поставленных задач. Все средства и техноло-гии информатизации, используемые при автоматизации работы учителя, направлены на достижение Основная цель — максимальное освобождение учителя от выполнения рутинных и трудоемких операций, не связанных с непосредственным общением со студентами. Благодаря использованию та-ких инструментов и технологий, учитель высвобождает время и энергию, которые он может посвятить собственному профессиональному росту, разработке новых учебно-методических материалов и, конечно же, допол-нительному обучению и воспитанию школьников.
Инструменты информационных технологий должны создавать воз-можность приобретать дополнительные связи и межличностные контакты студентов. Функциональное назначение педагогического программного обеспечения заключается в предоставлении учебной информации и руко-водства по обучению с учетом индивидуальных возможностей и предпо-чтений учащихся. Причиной создания защищенного авторским правом пе-дагогического программного обеспечения является то, что готовое про-граммное обеспечение для начальной школы, доступное на рынке, не пол-ностью соответствует требованиям, выдвигаемым учителями. Поэтому возникает необходимость создания собственных программных средств, соответствующих уровню образования конкретного учащегося, класса. Как правило, педагогические программные средства предполагают усвое-ние новой информации при наличии обратной связи между слушателем и программой. Компьютер позволяет качественно изменить контроль над деятельностью учащихся, одновременно обеспечивая гибкость управления учебным процессом.
Представление стандартов для проверки образовательной деятель-ности (с помощью учебных заданий или компьютерных программ), анализ причин ошибок позволяют студентам постепенно обучаться самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, которые должны формироваться у студентов с начальной школы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы применения информационных технологий в начальной школе
1.1 Понятие информационных технологий и их роль в начальной школе
В настоящее время усиливается влияние медиа технологий на чело-века. Это особенно актуально для ребенка, который с большим удоволь-ствием будет смотреть телевизор, а не читать книгу. Мощный поток новой информации, реклама, использование компьютерных технологий на теле-видении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают огромное влияние на воспитание ребенка и его восприятие мира. Характер его любимого практического занятия — игры, существенно меняется, и его любимые персонажи и увлечения меняются. Ранее ребенок мог получать информацию на любую тему по различным каналам: учебник, справочники, лекция учителя и краткое содержание урока. Но сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен внед-рить новые методы представления информации в учебный процесс. Во-прос в том, почему это необходимо. Детскому мозгу, настроенному на по-лучение знаний в форме развлекательных программ на телевидении, го-раздо легче воспринимать информацию, предлагаемую на уроке, с помо-щью средств массовой информации.
Необходимо за короткое время научить каждого ребенка овладе-вать, трансформировать и использовать на практике огромное количество информации. Очень важно организовать учебный процесс так, чтобы ре-бенок активно, с интересом и энтузиазмом работал в классе, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Сочетание традиционных методов обучения и современных инфор-мационных технологий, в том числе компьютерных, может помочь учите-лю решить эту сложную задачу. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференциро-ванным и индивидуальным.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, которая может имитиро-вать другие игрушки и различные игры, современный компьютер в то же время является равным партнером для ребенка, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которых ему иногда не хватает. С другой стороны, этот метод обучения также очень привлекателен для учи-телей: он помогает им лучше оценивать способности и знания ребенка, по-нимать его, побуждает их искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения [2, с.18].
Ожидаемый педагогический эффект от использования информаци-онных технологий в обучении неразрывно связан с широкими возможно-стями, предоставляемыми современными микропроцессорными компью-терными технологиями, и психологическими особенностями их использо-вания в учебном процессе с обязательным соблюдением эргономических стандартов в течение всего срока обучения. Современная информатика ве-лика по объему и динамична. По мнению некоторых людей, это сочетание техник и методов работы с компьютером.
На самом деле это не так: компьютеры являются лишь техническим средством, с помощью которого компьютерные науки реализуют свой прикладной пользовательский аспект. Вот одно из самых простых опреде-лений, с которыми мы согласны: «Информатика — это набор научных и практических дисциплин, которые изучают все аспекты получения, хране-ния, преобразования, передачи и использования информации» [8, с. 43]. Кроме того, авторы подчеркивают: «… однако, независимо от того, из чего исходит это определение, все согласны с тем, что современная компьютер-ная наука имеет два взаимодополняющих аспекта — научный и техниче-ский. Первый более устоявшийся, второй очень мобильный, хотя в техно-логической части информатики есть хорошо сформированное ядро, кото-рое мало мобильно для изменения» [6, с. 24]. Хорошо известно, что ин-формационные технологии могут сделать процесс обучения более инте-ресным.
В психолого-педагогической литературе (Н.В. Апатова, В.П. Бес-палко, И.Я. Лернер, Е.И. Машбит, Н.Ф. Талызина, В.С. Швырев и др.) не-однократно подчеркивается, что процесс обучения неразрывно связан с различными процессами передачи информации. Если мы будем следовать определению В.М. Глушкова, что информационные технологии — это про-цессы, связанные с обработкой информации, можно сделать вывод, что информационные технологии всегда использовались в обучении [3, с. 12]. Информационная технология относится к процессу, который использует комбинацию инструментов и методов для сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения новой качественной ин-формации о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы