Курсовая с практикой на тему Применение ИКТ-технологий в режиме дистанционного обучения русскому языку в 5-6 классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в режиме дистанционного обучения 6
1.1. Специфика дистанционного обучения и методика его организации 6
1.2. Преимущества и недостатки дистанционного обучения русскому языку 9
Глава 2. Методические основы обучения русскому языку в 5-6 классах в режиме дистанционного обучения и применения информационно-коммуникационных технологий 14
2.1. Эффективные методы и приемы обучения русскому языку в условиях применения ИКТ-технологий 14
2.2. Модель урока в режиме дистанционного обучения с применением ИКТ в 5-6 классах 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Введение:
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения учителя все больше используют современные компьютерные технологии. Актуальность этой темы обусловлена востребованностью данной формы обучения: во-первых, очевидна необходимость такой формы обучения для детей с ограниченными возможностями (дети с нарушением опорно-двигательного аппарата) и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме; во-вторых, дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным помощником для подготовки к контрольным испытаниям в 9 классе (ОГЭ), в 11 классе (ЕГЭ) при поступлении в высшие учебные заведения; в-третьих, это выровняет ситуацию обучения школьников на фоне пандемии и возможных других проблемах, не позволяющих обучаться в очном режиме; в-четвертых, компьютерные технологии позволяют учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить их в интересующих областях самостоятельно, без общения учителя и ученика.
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии. Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые новые знания, умения, навыки с помощью таких форм дистанционного обучения, как видеоконференции, аудиоконференции, компьютерные телеконференции, веб-уроки, видеолекции, занятия в чате и др.
Внедрение технологий дистанционного обучения на уроках русского языка необходимое условие современного образования. В связи с этим выбранная для исследования тема «Применение ИКТ-технологий в режиме дистанционного обучения русскому языку в 5-6 классах», несомненно, является актуальной для настоящего исследования.
Проблема исследования обусловлена тем, что до сих пор не описана методика обучения русскому языку в дистанционном режиме с применением ИКТ – технологий.
Объектом исследования является методика обучения русскому языку в дистанционном режиме.
Предметом курсовой работы методика обучения русскому языку в условиях применения ИКТ – технологий.
Цель данной работы – выявить методические приемы в обучении русскому языку в условиях применения ИКТ – технологий в режиме дистанционного обучения русскому языку в 5-6 классах.
Гипотеза: если учитель будет применять информационно-коммуникационные технологии в процессе дистанционного обучения русскому языку, то это будет способствовать усвоению теоретических знаний и совершенствованию практических умений и навыков учащихся.
Исходя из поставленной цели, а также для проверки выдвинутой гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать научно-методическую и учебно-методическую литературу по вопросам методики обучения русскому языку в дистанционном режиме учащихся и возможностям использования ИКТ-технологий в обучении русскому языку;
2) Изучить методику подготовки урока объяснения/открытия новых знаний в режиме дистанционного обучения;
3) Проанализировать возможности применения ИКТ-технологий на уроках объяснения/открытия новых знаний в дистанционном режиме;
4) Определить наиболее эффективные приемы обучения русскому языку в условиях применения ИКТ-технологий;
5) Разработать модель урока объяснения/открытия новых знаний в режиме дистанционного обучения с применением ИКТ в 5-6 классах.
В процессе исследования применялись следующие методы:
1) Метод анализа: использовался при работе с лингвистической, методической литературой; при анализе программ, учебников;
2) Метод синтеза: при обобщении методических сведений, добытых анализом;
3) Метод моделирования: при определении структуры и содержания урока объяснения/открытия новых знаний.
Теоретической и методической базой исследования являются
1. Педагогические исследования по информационно-коммуникационным технологиям: Борисовой Н.П. «Проектирование медиаурока», Казачковой О. Б. «Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС».
2. Исследование статей журнала Русистика под редакцией Шахлеина В. М. по вопросам методики преподавания русского языка с привлечением ИКТ.
3. Изучение методики обучения русскому языку: Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. «Методика преподавания русского языка в школе».
Практическая значимость работы заключается в практическом применении возможностей ИКТ-технологий для работы на уроках русского языка и выявление методических приемов работы со школьниками.
Базой практики является МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.
Заключение:
Дистанционная форма обучения представляет собой такую форму организации учебного процесса по русскому языку, в результате которой обеспечивается реализация дистанционного обучения и предусматривается возможность получения выпускниками документов государственного образца о соответствующем образовательном или образовательно-квалификационном уровне. Характерные черты дистанционного обучения являются следующими: гибкостью, модульностью, параллельностью, большой аудиторией, экономичностью, технологичностью, социальностью, интернациональностью, положительным влиянием на учащегося, новой ролью учителя и качеством.
Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ, а его применение будет способствовать эффективности обучения русскому языку в 5-6 классах. Организация дистанционного обучения русскому языку при использовании различных ИКТ является сложным и длительным процессом, который требует кропотливой работы и наработки значительной теоретической базы.
Применение ИКТ при обучении русскому языку в 5-6 классах в дистанционном режиме ‒ это: эффективное вспомогательное техническое наглядно-слуховое средство; вспомогательное средство учебно-познавательной деятельности школьников; средство повышения мотивации и желания учеников изучать русский язык; быстрый и эффективный способ оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся; средство повышения коммуникативной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в режиме дистанционного обучения
1.1. Специфика дистанционного обучения и методика его организации
Дистанционная форма обучения определяется как такая форма организации учебного процесса в образовательных учреждениях, в результате которой обеспечивается реализация дистанционного обучения и предусматривается возможность получения выпускниками документов государственного образца о соответствующем образовательном или образовательно-квалификационном уровне [14; 15].
Дистанционное образование характеризуется [1; 13; 16; 18; 20]: гибкостью, модульностью, параллельностью, большой аудиторией, экономичностью, технологичностью, социальностью, интернациональностью, положительным влиянием на учащегося, новой ролью учителя и качеством.
Основным средством дистанционного обучения русскому языку является электронный учебник, материал которого должен быть составлен с учетом принципов программированного управления процессом усвоения знаний. Такой учебник должен обеспечивать воплощение ведущих дидактических принципов, а именно наглядности, сознательности, активности, систематичности, последовательности, доступности, прочности усвоения и т.п., а также отвечать требованиям личностно подхода в методике обучения [11].
Контроль при дистанционном изучении русского языка может осуществляться в виде тестов, контрольного перевода и устного общения с учителем. Причем в случае теста проверка и оценка ответов осуществляются автоматически системой дистанционного обучения.
Переход к дистанционному обучению русскому языку должен происходить поэтапно и продуманно. Такое предложение представляется взвешенной и логичной, ведь это обеспечит постепенное привыкание к новой форме обучения как педагогов, так и учеников. Во-вторых, такой подход даст ученым достаточное количество времени для разработки соответствующих дистанционных курсов, что будет способствовать повышению качества последних и поможет избежать многих технических проблем [6; 10].
Так, одной из первых попыток введения элементов дистанционного обучения может стать консультирование по электронной почте или через Скайп/Zoom/Microsoft Team вместо или в дополнение к традиционной очной консультации.
Целесообразна организация самостоятельной работы учащихся с использованием элементов дистанционного обучения. Выполненные задания ученики могут присылать на электронную почту, что очень удобно и позволяет избежать дополнительных затрат.
Еще одним примером внедрения элементов дистанционного образования является применение системы Moodle, которая позволяет учителям создавать собственные online-курсы и управлять содержанием сайта. Указанная система предлагает различные способы предоставления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. Это создаст благоприятные условия при освоении учащимися новой лексики и развития навыков чтения, аудирования и письма, в частности, здесь целесообразно разместить дополнительные упражнения для лучшего усвоения материала, грамматические и лексические тесты, а также тесты по аудированию, чтению и письму. Указанные элементы дистанционного обучения значительно облегчают контроль учебной деятельности учеников, поскольку позволяют отследить работу каждого ученика отдельно и качество ее выполнения, а также стимулировать учащегося работать эффективнее. При этом в значительной степени экономится время учителя за счет автоматической проверки [5; 9].
Современные технологии дистанционного обучения можно условно разделить на три большие категории:
1) неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видеоносители); свойства: низкая коммуникационная интерактивность, хорошо известные методики разработки учебных материалов, низкая стоимость;
2) средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа); свойства: средняя степень интерактивности, относительно низкая стоимость, достаточно развитая инфраструктура;
3) видеоконференции – развитые средства телекоммуникаций на аудиоканал, видеоканалам и компьютерных сетях; свойства: высокая степень интерактивности, хорошее качество передачи изображения, высокая стоимость.
Более эффективным является мультимедиа-подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Основным фактором при выборе ИКТ как средств обучения должен быть их образовательный потенциал. Однако сейчас в России экономическая и технологическая ситуация такова, что выбор средств зависит не столько от их педагогического потенциала, сколько от их стоимости и распространенности.
Таким образом, дистанционная форма обучения ‒ это такая форма организации учебного процесса в образовательных учреждениях, в результате которой обеспечивается реализация дистанционного обучения и предусматривается возможность получения выпускниками документов государственного образца о соответствующем образовательном или образовательно-квалификационном уровне. Характерными чертами дистанционного обучения являются: гибкостью, модульностью, параллельностью, большой аудиторией, экономичностью, технологичностью, социальностью, интернациональностью, положительным влиянием на учащегося, новой ролью учителя и качеством.