Курсовая с практикой на тему Применение игровых технологий при формировании грамматических знаний и умений по морфологии в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО МОРФОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста 6
1.2 Подходы к пониманию и становлению формирования грамматических знаний в средней школе 13
1.3 Значение морфологии в курсе русского языка 17
ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО МОРФОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 20
2.1 Методы и формы работы по формированию грамматических знаний и умений по морфологии в средней школе 20
2.2 Игровые технологии, как способ формирования грамматических знаний и умений по морфологии в средней школе 24
2.3 Анализ современного педагогического опыта по формированию грамматических знаний и умений по морфологии в средней школе с использованием игровых технологий 27
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО МОРФОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..39
Введение:
Актуальность исследования. Усиление внимания к речи образования на современном этапе развития национальной школы вызвано необходимостью формировать личность, которая отличается сознательным отношением к языку, речевой активностью на всех этапах владения языком, высокой культурой речи и общения.
Основные цели изучения грамматики в курсе русского языка заключаются в интенсивном развитии интеллектуальных и творческих способностей школьника, во владении знаниями о механизме и функционирования языка. Обогащение речи школьников морфологическими и грамматическими средствами проводится систематически и целенаправленно на каждом уроке во время усвоения всех разделов школьной программы. Ведущим становится вопрос формирования личности с собственным уровнем коммуникативной компетенции, является основой самореализации во всех сферах общественной жизни. Поэтому сегодня актуальным является поиск новых подходов, при которых формирование грамматических знаний в процессе изучения морфологии максимально соответствовать возрастным психолого-лингвистическим закономерностям развития учащихся, обеспечивая преемственность и перспективность накопления терминологического базиса как необходимой составляющей языковой и речевой компетенции.
Одним из эффективным средством формирования грамматических знаний и умений по морфологии в средней школе являются игровые технологии. Игра позволяет школьнику усилить познавательный интерес и мотивацию к обучению, а также способствует закреплению изученного материала. Знание игровых технологий и умение их применять в курсе русского языка позволят сделать обучение более интересным и информативным. Этим обусловлена актуальность выбранного исследования.
Объект исследования – формирование грамматических знаний и умений по морфологии.
Предмет – применение игровых технологий при формировании грамматических знаний и умений по морфологии в средней школе.
Цель исследования – проанализировать особенности применения игровых технологий при формировании грамматических знаний и умений по морфологии в средней школе.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) дать психолого-педагогическую характеристику детей среднего школьного возраста;
2) изучить подходы к пониманию и становлению формирования грамматических знаний в средней школе;
3) выявить значение морфологии в курсе русского языка;
4) проанализировать методы и формы работы по формированию грамматических знаний и умений по морфологии в средней школе;
5) изучить возможности игровых технологий, как способа формирования грамматических знаний и умений по морфологии в средней школе;
6) проанализировать современный педагогический опыт по формированию грамматических знаний и умений по морфологии в средней школе с использованием игровых технологий;
7) разработать систему занятий по формированию грамматических знаний и умений по морфологии с использованием игровых технологий.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования можно использовать в педагогической деятельности учителей русского языка и литературы при изучении морфологии в средней школе, а также для обучения студентов, изучающих педагогику.
Заключение:
Основной особенностью среднего школьного возраста является проявление мощного подъема жизнедеятельности и глубокой перестройки всего организма. В этот период протекает не только физическое развитие человека, но также и интенсивное формирование личности, наблюдается энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Притом, говоря о возрастных особенностях психики, то они отличаются широкой вариативностью, основой которой являются разные индивидуальные варианты конкретных условий жизни и деятельности обучающегося, его воспитания и обучения.
Формирование грамматического знания в средней школе сложный и непрерывный процесс. Начинаться он должен с формирования представления школьника о звуках. Далее в процессе обучения грамотности у средних школьников необходимо развить орфографическую зоркость, ведь это является основой правильного написания. Курс морфологии в средней школе имеет огромное значение для развития ученика в целом, а также его речевой компетенции, формированию грамматических знаний и т.д.
Для этого в педагогической практике существует множество методов и подходов. Основные из них сводятся к списыванию, обращению к словарю, использованию творческих упражнений и игр.
Анализ приемов работы по формированию грамматических знаний и умений по морфологии в средней школе показал, что понимание новых для учащихся как грамматических понятий, так и определений и грамматических правил наиболее успешно происходит в тех условиях, если, во-первых, сначала выделяются основные признаки, которые в своей совокупности составляют понятия, определения или правило; во-вторых, точно определены умственные операции, ведущие к выявлению необходимых признаков; в-третьих, установлена последовательность выполнения этих умственных логико-грамматических операций.
Построить занятия по подобной методике помогают игровые технологии, которые в среднем школьном возрасте имеют свою специфику: они должны нацелены на реализацию реальных действий. Ученик должен чувствовать свою самостоятельность и умение принимать решения.
Проанализировав современный педагогических опыт, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными игровыми технологиями по формированию грамматических знаний и умений по морфологии в средней школе являются следующие: специальные словообразовательные и морфологические игры, шуточные стихотворения, шарады, кроссворды, ребусы и морфологические, синтаксические и семантические задачи.
В рамках данной работы мы разработали систему занятий по формированию грамматических знаний и умений по морфологии, основанную на использовании викторин, задач, шарад и конкурсов. Данная система предполагает три этапа обучения: подготовительный, основной и заключительный. На каждом из этапов предложены разные типы игры, которые постепенно усложняются.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО МОРФОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста
Известно, что возрастные категории всегда обозначают не только возраст и уровень биологического развития индивида, но также и его социальные статус, и общественное положение. Современная психология определяет средний школьный возраст от 10 до 15 лет.
Средний школьный возраст является периодом для выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения молодого поколения. Это время, связанное с необходимостью самоопределения, которое сказывается на возникновении потребности разбираться в себе и в окружении.
Так, средний школьник проходит период начальной стадии физической зрелости и полового развития. К этому времени существует готовность к большим физическим и умственным нагрузкам (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб: Питерком, 2015. – С. 46).
Особенность среднего школьного возраста заключается в том, что ребенок вступает в новую социальную среду сразу после перехода из начальной школы. В это время отмечается кризис освобождения от детской зависимости. Происходит «врастание» в культуру, когда открывается свое «Я», появляется рефлексия, осознание человеком своей индивидуальности. Так же этому возрастному периоду характерно возникновение стремления к созиданию, что проявляется в сфере осваиваемых идей и знаний. В этом возрасте моральные ценности и такие качества личности как самостоятельность, смелость и воля, становятся объектом самовоспитания (Олпорт Г. Основные положение психологии личности / Перевод Л.Трубицыной и Д.Леонтьева М.: «Смысл», 2017. – С. 57).
На первом месте для человека в данный возрастной период становится проблема выбора жизненных ценностей, когда индивид старается определиться с собственным местом среди категорий добра и зла. Важными для среднего школьного возраста считаются категории чести, достоинства, права и долга, которые волнуют человека в этот период. Дети продолжают рефлексировать по поводу окружающих их событий. При этом рефлексии выводят индивида за пределы его внутреннего мира, позволяя определиться с позицией в обществе.
Особой психологической характеристикой среднего школьного возраста считается направленность в будущее. При этом, такое положение относится к разным сторонам психической жизни. Средние школьники стоят на пороге социальной взрослости и у них появляются конкретные жизненные планы и соответствующие им мотивы (Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. Кн. 1: Общие основы психологии. – С. 57).
Средний школьный возраст является возрастом формирования собственных взглядов и отношений, поиска самоопределения. В этом выражается самостоятельность детей. Если ранее они не видят проявлений своей самостоятельности в делах или поступках, то в среднем школьном возрасте самой важной сферой проявления самостоятельности уже являются собственные взгляды, оценки и мнения (Дубровина И.В. и др. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип./ И.В. Дубровина и др. М.: Издательский центр «Академия», 2015. – С. 58).