Курсовая с практикой на тему Применение игровых технологий на уроках ОБЖ при изучении раздела «Основы здорового образа жизни»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения игровых технологий на уроках ОБЖ 5
1.1 Понятие игровой деятельности и основные виды игр. 5
1.2 Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении 11
Глава 2. Методические аспекты применения игровых технологий на уроках ОБЖ
при изучении раздела «Основы здорового образа жизни». 18
2.1 Методика проведения занятий раздела «Основы здорового образа жизни» в
5-9 классах с применением игровых технологий. 18
2.2 Рекомендации по использованию игровых технологий на уроках ОБЖ при
изучении раздела «Основы здорового образа жизни». 22
Заключение. 30
Список литературы. 31
Приложение. 35
Приложение 1. 35
Введение:
Актуальность исследования курсовой
работы заключается в том, что на уроках ОБЖ необходимо использовать различные
методы обучения, одним из которых является игра. Благодаря игре, теоретические
знания, полученные во время урока, будут гораздо лучше усваиваться учащимися.
Также благодаря игре можно решить проблему учебной мотивации школьников, любому
обучающемуся будет интересно поучаствовать в игре.
Игра – одно из главных
средств воспитания детей. Дети начинают играть с раннего возраста, и с
возрастом игры становятся более сложными и значимыми. С помощью игр во время
урока ученик может опробовать для себя новые социальные роли, может придумать
определенную модель поведения в нестандартных для него ситуациях.
В настоящее время в
школах практика использования игры как метода во время урока присутствует, но,
возможно, недостаточно. Игра во время урока требует от учителя максимального
включения в данный процесс, так как учитель должен обладать определенными способностями
к проведению игр.
Также еще одной проблемой
отсутствия данного метода на занятиях является то, что не все преподаватели
уверены в том, что игра является очень хорошим способом интеграции
теоретических и практических элементов обучения, знаний и умений. Другими
словами, это лучший способ научиться применять полученные в ходе урока знания
на практике.
Большинство педагогов
недооценивают преимущества использования игровых методов на занятиях, и успех
игр зависит не только от учеников, но и от возможностей учителя.
Степень разработанности проблемы. Над философскими,
культурологическими и педагогическими подходами к игре как способу
взаимодействия человека с миром работали многие исследователи: Я.А. Коменский,
Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Шиллер и др. Разработкой условий использования деловых
игр в обучении занимались Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко и многие
другие.
Л.С. Выготский, В.Я.
Платов, Д.Б. Эльконин в научных трудах о значении психологии игры утверждали,
что деловая игра является педагогическим средством и активной формой обучения,
которая формирует учебную деятельность и формирует профессиональные умения и
навыки.
Объект исследования – применение игровых технологий в обучении.
Предмет исследования – применение игровых технологий на уроках ОБЖ при изучении
раздела «Основы здорового образа жизни».
Цель исследования – теоретически обосновать и изучить возможности применения
игровых технологий на уроках ОБЖ при изучении раздела «Основы здорового образа
жизни».
Задачи исследования:
1. Изучить понятие игровой деятельности и основные виды игр.
2. Рассмотреть психолого-педагогические возможности игровой
деятельности в обучении.
3. Представить методику проведения занятий раздела «Основы
здорового образа жизни» в 5-9 классах с применением игровых технологий.
4. Разработать рекомендации по использованию игровых
технологий на уроках ОБЖ при изучении раздела «Основы здорового образа жизни».
В работе использованы
следующие методы исследования:
методы анализа и обобщения, методы сравнения, систематизации и моделирования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы, приложения.
Заключение:
На основе изученных
научных литературных источников по проблеме игровой деятельности и игры было
установлено, что игра – это особый вид деятельности, в основе которого лежит
взаимодействие индивида с конкретными людьми или коллективом в целом на основе
творческой, логической или иной деятельности, способствующей закреплению или
совершенствованию компетентности человека, его личностных творческих
способностей.
Игры на сегодняшний день
выходят на новый, высокий уровень, используются по-разному и эффективно. Все
они несут познавательную, развивающую и эмоционально-творческую ценность для
детей и подростков, что является важным аспектом при их обучении в школе,
поэтому педагогу необходимо знать и выполнять дидактические требования к играм.
Используя игры и игровые
ситуации на уроках, следует опираться на определенные психолого-педагогические
возможности игровой деятельности в образовательном процессе. Игра – это
достаточно мощный стимул для образовательного процесса, довольно многообразная
и сильная мотивация. Через игру познавательный интерес возбуждается гораздо
активнее и быстрее, отчасти потому, что человеку от природы нравится играть.
Игровая деятельность
активизирует психические процессы игроков: внимательность, заинтересованность,
память, мировосприятие, мыслительные процессы. Основным достоинством игры
является то, что своими функциями она создает старшеклассникам необходимые
условия для приближения к решению реальных жизненных проблем, встречающихся на
их пути, что предполагает осознанный и ответственный выбор. Игра служит
своеобразной практикой, помогающей обучающимся осознать свои интересы и усвоить
общественно значимые ценности и устремления.
Итак, цель работы
достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты применения игровых технологий на уроках ОБЖ 1.1 Понятие игровой деятельности и
основные виды игр Попытки обобщить понятие
«игровой деятельности» делал в девятнадцатом веке ученый из Германии К. Гросс.
По его мнению, игровая деятельность способствует развитию разных инстинктов для
будущей борьбы за существование («теория профилактики»), и что сама игра
является своеобразий поведенческой школой.
Польский педагог Януш
Корчак полностью поддержал позицию немецкого ученого К. Гросса. Он считал, что
«игра – это возможность найти себя в обществе, себя в человечестве, себя во
Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песни,
танцы, фольклор» [14].
Еще в восемнадцатом веке
известные педагоги Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци отмечали, что необходимо
формировать способности и умения детей на основании законов природы, на основе
деятельности, к которой стремятся все дети [21].
Основной идеей
педагогической системы Ф. Фребеля является теория игры. По мнению Ф. Фребеля,
«детская игра – это «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира.
Игра является мостом от внутреннего мира к природе» [2].
Следует заметить, что
игровая деятельность сегодня имеет большое значение в развитии и воспитании
личности, так как дает каждому ребенку возможность почувствовать себя субъектом
определенного вида деятельности, проявить себя, сформировать собственные способности.
Игра, по словам О.С.
Газмана, всегда предстает как бы в двух временных измерениях. В первом случае
она направлена в настоящее, где дает личности сиюминутную радость
удовлетворения ее действительных потребностей. В другом – в будущем, поскольку
в нем либо моделируются, либо прогнозируются различные жизненные ситуации, либо
закрепляются знания, умения и навыки, необходимые человеку для выполнения
различных функций (общественной, управленческой, профессиональной, и др.) [3].
С точки зрения А.С.
Макаренко доминирующая роль игры состоит в том, что важен не результат, а сам
процесс, процесс переживаний, непосредственно связанных с игровыми действиями,
поскольку воспроизводимые ребенком ситуации воображаемы, а переживаемые им чувства
реальны. «В игре нет более серьезных людей, чем маленькие дети. Играя, они не
только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают» [26].
В период с девятнадцатого
по двадцатый век значительный вклад в формирование и становление теории игр
внесли педагоги-ученые такие как: Е.А. Покровский, О.И. Капица, В.Ф.
Кудрявцева, В.Н. Харузина, Г.С. Виноградова, А.Н. Соболева, П.В. Иванова.
Особая ценность исследований этих педагогов состоит в первозданном характере их
материалов, извлеченных из глубин народной жизни, в которые вошли описания всех
игр, когда-либо попадавших в поле зрения наблюдателей.
К концу двадцатого века
появились новые представления об играх, авторами которых были Л.В. Былеева и
В.М. Григорьев, С.К. Якуб, А.В. Кенеман. Эти антологии носили фактологический
характер, благодаря чему организация воспитательной работы в дошкольных и школьных
учреждениях была более успешной [29].