Курсовая с практикой на тему Применение дидактических игр при изучении глагола в начальных классах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников 5
1.2. Сущность дидактической игры, ее особенности и виды 8
1.3 Дидактические игры как способ изучения глаголов в начальной школе 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 20
2.1 Описание методики исследования и первичная диагностика уровня изученности глаголов младших школьников 20
2.2 Изучение глаголов с помощью дидактических игр 25
2.3 Результаты исследования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность исследования. Для каждого человека важно не только знать и употреблять в своей речи множество слов с различными оттенками значения, но и строить предложения грамматически правильно. То, как человек говорит, характеризует его социальный и образовательный уровень. Глаголы – являются частью предикативного центра любого предложения, а потому становятся основой для его правильного построения. Активное изучение глаголов приходится на период детства, в течение которого человек активно познает мир, усваивает новую информацию с невероятной скоростью. Более того, именно в детстве закладывается фундамент для дальнейшего изучения и познания языка. Однако ребенку сложно сосредоточиться на учебе, у него рассеяно внимание, поэтому проводить много времени за занятиями не может физически. Игра является эффективным средством познания. Дети все свое время проводят в игре. Потому дидактические игры в обучении являются эффективными при изучении глаголов в курсе русского языка в начальной школе. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель исследования – изучить применение дидактических игр при изучении глагола в начальных классах.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
1) изучить психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников;
2) выявить сущность дидактической игры, ее особенности и виды;
3) исследовать игровые задания, используемые для изучения глаголов в начальной школе;
4) проанализировать эффективность использования игровых заданий при изучении лексики русского языка в начальной школе;
5) сделать выводы.
Объект – методы изучения глаголов русского языка детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования – дидактические игры как метод изучения глаголов русского языка детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования – дидактические игры являются эффективным методом при изучении глаголов в начальной школе.
Результаты данного исследования можно использовать в педагогической практике на занятиях русского языка в начальной школе, а также для преподавания студентам, обучающимся по педагогическим направлениям.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому исследованию использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников. Во второй главе приводится эмпирическое исследование эффективности применения дидактических игр при изучении глагола в начальных классах.
Заключение:
В условиях школьного обучения происходит систематическое совершенствование познавательных процессов на основе исторического человеческого опыта под контролем учителя, а затем – и самого ученика.
Дидактические игры являются доступным, полезным и эффективным методом воспитания самостоятельности мышления у младших школьников. Дидактическая игра не требует специальных условий или материала, а требует только знания учителя правил самой игры. При этом важно учитывать, что дидактические игры должны отвечать поставленным дидактическим задачам. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Дидактическая игра является эффективным способом изучения глаголов на уроках русского языка в начальных классах. Варианты использования игр великое множество, но задача педагога выделить наиболее оптимальные и не перегрузить им учебный процесс.
Эмпирическое исследование проводилось на базе школы № 57 г. Москвы. В нем приняли участие ученики второго класса в количестве 18 человек возрастом 8-9 лет. Для диагностики уровня владения глаголами использовались письменные задания.
Анализ результатов первичной диагностики показал, что у учащихся преобладают средний и низкий уровни владения глаголами. Такое положение обусловлено тем, что дети не знают грамматических категорий глаголов, особенностей их использования. С целью повышения уровня владения глаголами младших школьников посредством дидактических игр были намечены этапы опытно-экспериментального обучения: подготовительный, тренировочный и рефлексивный. Результаты повторной диагностики, проведенной после экспериментального обучения подтвердили эффективность использования дидактических игр при изучении глаголов в начальных классах.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
Младшим школьным возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период соответствует обучению ребенка в начальных классах, который принято считать относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития.
В данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [16, с. 47].
Именно поступление в школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье. Обучение становится основной и ведущей деятельностью его жизни, у ребенка появляется обязанность – учеба и приобретение знаний. Эта обязанность говорит о серьезном труде, который требует от ребенка организованности, дисциплины, а также волевых усилий.
Следует отметить, что правильное отношение к обучению у младших школьников формируется не сразу, так как требует волевые усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной активности, а также своего рода самоограничений. И если ребенок не привык к такому, то у него может возникать разочарование и формируется отрицательное отношение к учению.
Но, все же, в первое время ученики начальной школы учатся хорошо, опираясь и руководствуясь на свои отношения в семье, а иногда ребенок может хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с коллективом. Основную роль здесь играет личный мотив, в частности, желание получать хорошие оценки с целью одобрения учителей и родителей.
Вначале обучения у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. И только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда начинает формироваться и интерес к самому содержанию учебной деятельности и приобретению знаний. Только такая основа может являться благоприятной почвой при формировании у младших школьников мотивов учения высокого общественного порядка, которые связаны с ответственным отношением к учебным занятиям [13, с. 56].
Любое формирование интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению знаний взаимосвязано с переживаниями школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Одобрением и похвалой учителя, подчеркивающего любой, даже маленький успех и продвижение вперед, подкрепляется чувство удовлетворения от достижений. Младшие школьники могут при этом испытывать чувство гордости и особый подъем сил.
В начальных классах учебная деятельность стимулирует развитие психических процессов в непосредственном познании окружающего мира, его ощущения и восприятия. Младшие школьники характеризуются остротой и свежестью восприятия, другими словами, созерцательной любознательностью. Самой характерной чертой восприятия у младшего школьного возраста является его малая дифференцированность, когда совершаются неточности и ошибка в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Другой особенностью восприятия можно выделить его тесную связь с действиями школьника. То есть, восприятие на данном уровне психического развития тесно связано с практической деятельностью ребенка. Воспринять какой-либо предмет для ребенка – это значит что-то делать с ним, что-то изменить или произвести какие-либо действия, взять, потрогать и т.п. Характерная особенность учащихся младшего школьного возраста – ярко выраженная эмоциональность восприятия [7, с. 51].
Именно в процессе обучения и начинает происходить перестройка восприятия ребенка. Он поднимается на более высокую ступень развития и принимает целенаправленный характер и управляемую деятельность. При этом, восприятие становится более углубленным и анализирующим, дифференцирующим и принимает характер организованного наблюдения.
Постепенный переход от познания внешней стороны какого-либо явления к познанию его сущности происходит именно в период младшего школьного возраста под влиянием обучения. Так, мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов или явлений, что приводит к возможности делать первые выводы и обобщения, а также проводить аналогии и строить элементарные умозаключения. Именно на этой основе у ребенка начинают формироваться элементарные научные понятия.
Следует сказать, что аналитическо-синтетическая деятельность у ребенка младшего школьного возраста элементарна и находится на стадии наглядно-действенного анализа, которые основывается на непосредственном восприятии предметов [4, с. 243].
Стоит учитывать, что именно младший школьный возраст является временем для заметного формирования личности. На этом этапе характерным являются новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, и включение в новый вид деятельности – обучение, требующее от ученика серьезные требования. Все вышеперечисленное решающим образом сказывается именно на формировании и закреплении новой системы отношения ребенка к людям, коллективу, к обучению и связанным с ним обязанностями, а также формирует характер, волю ребенка, расширяет круг его интересов и развивает основные способности.
Именно в младшем школьном возрасте у ребенка закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение какие-либо моральных норм и правил поведения, что приводит к формированию общественной направленности личности в целом [3, с. 60].