Курсовая с практикой на тему Применение цифровых технологий в начальной школе на уроках технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА I ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. Понятие информационные технологии: история их появления
и развития 5
1.2. Положительные и отрицательные стороны использования
информационных технологий в учебном процессе 14
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 20
2.1. Использование информационных технологий в работе учителя
начальных классов 20
2.2. Методические рекомендации по использованию
информационных технологий на уроке технологии на тему «Роспись по дереву:
веточки в хохломской росписи» 25
Введение:
Система образования в нашей стране вступила в период
фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей
образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию,
новыми концептуальными подходами к разработке и использованию цифровых технологий обучения. Общепризнанным
является то, что психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная
компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как
средства решения задач учебной деятельности становятся сейчас необходимыми
каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые
требования и к начальному обучению как к первому звену непрерывного
образования. Цифровизация сферы образования является в настоящее время
приоритетным направлением в совершенствовании системы образования. Она
осуществляется через активно разрабатываемые в последние годы компьютерные
технологии.
В концепции модернизации Российского образования сказано:
«Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение
современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и государства» [14]. При этом одна из главных
задач модернизации — достижение нового современного качества школьного
образования. Цифровизация образования должна помогать решению двух основных
задач школы: образование — для всех и новое качество образования — каждому.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке
целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой
ступени должна стать готовность детей к овладению современными цифровыми технологиями и
способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего
самообразования.
В связи с этим становится актуальным вопрос применения цифровых
технологий в начальной школе.
По сравнению с другими учебными предметами, уроки технологии в 1-4
классах имеют ряд специфических особенностей, одна из которых заключается в
том, что основное время учебных занятий отводится на выполнение практической
работы — изготовление определенного изделия. Прочность знаний, полученных в
процессе труда, основываются на том, что в их создании участвуют различные
анализаторы: кинестетические, зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные.
Но стоит обратить внимание на то, что у учителей в связи с
постоянными изменениями в образовании возникает большое количество вопросов по
поводу того, как учить детей, чтобы реализовать на практике выдвинутые задачи.
Практика трудового обучения и воспитания показывает, что преподаватели неохотно
переходят к использованию новых средств и методов обучения. Это связано с тем,
что в программах и методических рекомендациях за последние годы для младших
школьников по этой проблеме они находят очень скудные сведения. В основном, в
методических пособиях даются подробные инструкции о том, как изготовить
конкретное изделие.
Таким образом, возникает противоречие между внедрением цифровых
технологий в
начальной школе и недостаточно проработанной методической базой их
использования на уроках трудового обучения в младших классах.
Цель исследования: выявление основных
методов и приемов использования цифровых технологий на уроках технологии в
начальной школе.
Объект исследования: процесс внедрения цифровых технологий в начальной
школе.
Предмет исследования: использования цифровых
технологий на уроках технологии в
начальной школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическое и практическое состояние
проблемы цифровизации образования на современном этапе.
2. Описать преимущества и недостатки
включения в учебный процесс цифровых технологий.
3. Определить специфические особенности
применения цифровых технологий в младших классах.
4. Выявить методы и приемы использования цифровых
технологий на уроках технологии в начальной школе.
Методы исследования включают анализ научной
литературы и тематических публикаций, посвященных цифровизации сферы
образования, развитию цифровых технологий и их применению в начальной школе.
Теоретическая значимость состоит в анализе теоретического и
практического состояния проблемы цифровизации образования на современном этапе,
описании преимуществ и недостатков включения в учебный процесс цифровых
технологий, в определении специфических особенностей применения ИКТ в младших
классах, выявлении методов и приемов использования цифровых технологий на
уроках технологии в начальной школе.
Практическая значимость
работы выражается в том, что результаты исследования возможно использовать в
педагогической практике.
Работа состоит из введения, двух глав, содержащих два параграфа, заключения,
списка литературы.
Заключение:
Из полученных результатов видно, что в научной и
психолого-педагогической литературе достаточно полно и широко раскрыты вопросы,
касающиеся цифровизации образования на современном этапе развития общества.
Отечественными и зарубежными авторами показаны различные подходы к определению
таких понятий, как «информационные технологии», «информационные технологии
обучения», «информатизация и компьютеризация образования»,
«информационно-коммуникационные технологии».
Сопоставление рассмотренных в работе точек зрения ученых на данную
проблему, позволяет сделать вывод о том, что цифровизация образования
заключается в активном внедрении в учебный процесс
информационно-коммуникационных технологий, способствующих активизации
познавательных процессов обучающихся и развитию творческого потенциала
педагогов, а также обеспечение образовательных учреждений необходимой
методической и практической базой для их успешного применения.
Стоит обратить внимание на тот факт, что ряд исследователей в
своих работах указывают как на преимущества применения компьютерных технологий
в образовании, так и на их недостатки. Среди основных достоинств ими выделены:
расширение возможностей предъявления учебной информации, повышение мотивации
обучающихся, активизация познавательных процессов, качественное изменение
контроля деятельности учащихся, формирование у учеников рефлексии. К проблемам
информатизации относятся: опасность подавления межличностного общения, усиление
социального неравенства, снижение роли устной и письменной речи, ослабление творческого
мышления, пассивное усвоение информации, снижение социализации человека.
Кроме того, многие из них отмечают, что сейчас ряд школ не имеет
достаточного компьютерного оборудования, что не позволяет в полной мере
применять информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе; большое
количество учителей не компетентны в вопросах обращения с персональным
компьютером и правильного применения мультимедийного оборудования на уроке.
По мнению большинства авторов, современные цифровые технологии обучения
должны особенно активно применяться на уроках в младших классах, так как
начальная школа является фундаментом для дальнейшего обучения школьников.
Нами были определены следующие специфические особенности
применения информационно-коммуникационные технологии в младших классах: их
использование должно носить для учащихся щадящий характер; они выступают в
качестве дополнения деятельности педагога, а не занимают основное время урока;
введение курса «Информатики» в начальной школе; изображаемая на мультимедийных
средствах анимация, графика, фото, видео, презентации должны быть красочными
для привлечения внимания учащихся на учебном занятии и активизации их
познавательной деятельности.
Как показал анализ, компьютерные технологии могут применяться на
всех этапах уроков технологии, как одного из важных предметов начальной школы.
Исходя из этого, основными методами и приемами использования
информационно-коммуникационных технологий на данных занятиях являются: подача
текстовой информации с экрана; показ приемов и операций при помощи мультимедиа;
практическое действие с помощью компьютера (рисование, черчение,
конструирование); автоматизация отдельных операций (разметка, вычисления,
заполнение цветом); видеометод.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ЦИФРОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Понятие цифровые технологии: история их
появления и развития
В 80-е годы XX века происходила смена «индустриального» общества
на «информационное». В быстро меняющихся условиях жизни общества решающим
становится изменение отношения людей к информации. Общество находилось на
стадии перехода от индустриального этапа развития к информационному этапу развития,
которое непосредственно характеризуется перемещением акцента на производство,
переработку и более полное использование информации во всех видах человеческой
деятельности. Это стало основой процесса информатизации – информация стала
одним из стратегических ресурсов современного общества, преобразуя ее в
товарный продукт.
Все накопленные человечеством знания стали переводиться, а
цифровой формат. К концу XX века возникают мировые информационные сети, которые
стали охватывать профессиональную и личную сферы каждого человека. Теперь
каждый работник должен был обладать знаниями и навыками владения компьютером,
правильно использовать функционал информационных технологий и уметь определять
их место в своей профессиональной деятельности, а также в быту.
Данная тенденция была обусловлена необходимостью увеличения объема
доступной информации для использования её в профессиональной сфере, а также для
расширения форм ее представления.
В широком смысле, цифровизация – это процесс преобразования в
жизни общества, связанное с использованием цифровых технологий во всех
общественно-значимых видах человеческой деятельности. Данный процесс обычно
включает в себя: перестройку содержания человеческой деятельности в разных
предметных областях в связи с повсеместным распространением информационных
технологий. Современный человек нового «информационного» общества должен
обладать следующим возможностями:
— быть осведомленным о различных общедоступных источниках
информации, уметь ими пользоваться;
— иметь свободный доступ к информационным базам данных:
— уметь пользоваться и понимать разные формы и способы
представления данных;
— уметь ориентироваться в информационных базах знаний для решения,
поставленных профессиональных и личных задач;
— уметь обрабатывать, оценивать и грамотно использовать имеющиеся
данные различных точек зрения;
— владеть различными техниками анализа статистических данных.
Цифровизация характеризуется массовым внедрением
электронно-вычислительной техники во все сферы человеческой жизни, бурным
развитием систем связи, которые приводят к формированию машинно-информационной
среды и значительному ускорению обмена данными и распространением знаний.
Данный процесс влечет за собой многочисленные изменения в структуре
общественного производства. Ускоряются изменения технологических процессов, что
приводит к постоянному пополнению и обновлению умений и знаний для освоения
новейших технологий; увеличиваются требования к общенаучному и общекультурному
уровням подготовки всех участников общественного производства.
Это значит, что на протяжении всей трудовой деятельности
большинство участников общественного производства должны неоднократно повышать
или менять свою квалификацию, постоянного пополнять свою базу знаний, изучать
новые виды деятельности. Именно поэтому многие исследователи часто называют
информационное общество — «обучающимся обществом».
Можно отметить, что сегодня и в ближайшие десятилетия ведущими
факторами научно-технического прогресса останутся гуманизация и
интеллектуализация труда, непрерывное совершенствование его технической базы,
увеличение индивидуальных возможностей, повышение, как личной значимости, так и
ответственности каждого участника общественного производства.
В связи с этим одним из приоритетных направлений информатизации
общества является процесс цифровизации сферы образования. Данный процесс
предполагает: использование новых средств и методов информатики для
осуществления идей развивающего и интересного обучения, использование цифровых
технологий в образовательной деятельности, повышение качества и эффективности
учебно-воспитательного процесса, подготовку подрастающего поколения к
комфортной жизни (как в практическом, так и в психологическом отношении) в
изменяющихся условиях.
Интенсивное применение компьютеров и другого сопутствующего оборудования
привело к возникновению новых понятий, которые впоследствии стали
общеупотребительными: «компьютерные и информационные технологии обучения»,
«дистанционное обучение», «образовательные онлайн-платформы», «новые
информационные технологии» в обучении (НИТ). В качестве синонима НИТ достаточно
часто выступает понятие — «компьютерная технология», однако, в первом понятии
выделяют объект технологической обработки, а именно — информация (применительно к сфере образования
— учебная информация), а во втором понятии — техническое средство для
реализации информационной технологии – компьютер[1]. Также необходимо отметить,
что техническими средствами НИТ в обучении являются не только компьютеры. НИТ
предполагает использование в обучающем процессе множество разнообразного
современного оборудования обработки информации, включая ЭВМ и их сопутствующие
устройства: принтеры, сканеры, видеоматериалы, различные устройства для
преобразования данных из звуковой и графической формы представления в числовую
и многие другие.
Цифровые технологии обучения не могут изучаться
вне процесса общего технологического развития, который является важным
социальным процессом. Если рассматривать цифровые технологии исключительно как
процесс технического прогресса и не изучать его в контексте комплексного
социального, экономического, культурного, политического и общественного
развития, это может привести к ограничениям и возможно к невозможности изучения
феномена современных технологий обучения, как в отдельных конкретных случаях,
так и в комплексе.
Можно отметить, что технический прогресс есть процесс глобального
социального преобразования, что влечет за собой постоянное развитие и
преобразование новых методов и форм образовательного процесса, его целей,
структуры, содержания, организации и методов образования и воспитания в
результате увеличения количества использования новых цифровых технологий в
образовательных учреждениях.
Б.М. Влахович выделил четыре направления, в которых произойдут
существенные изменения вследствие активного развития цифровых технологий:
— эффективное использование новых средств и методов коммуникации в
образовательном процессе;
— смещение акцента в
обучении на индивидуальную и групповую формы работы;
— модернизация микро- и
макроструктур;
— активное использование в образовательном процессе различных форм
и средств «мобильного обучения».
Если рассматривать комплексно процесс цифровизации сферы
образования, то здесь определяющей тенденцией становится создание модели среды
обучения, в которой реализуется эффективное сотрудничество всех участников образовательного процесса. На основании
этого, обычно, наблюдается тенденция использования таких форм и методов
обучения, которые ориентированы на самостоятельное приобретение знаний и умений,
на основе использования современных форм мультимедиа технологий, в которых
сочетаются видео, графические, анимационные и звуковые возможности компьютера.