Курсовая с практикой на тему Прикладные аспекты работы МВФ в рамках макроэкономического регулирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты работы международного валютного фонда 5
1.1 МВФ: цели, функции, организационная структура. 5
1.2 Специфика влияния МВФ на глобальную макро — экономическую политику 9
2. Прикладные аспекты работы МВФ в рамках макроэкономического регулирования 19
2.1 Особенности надзора МВФ за валютную политику стран-членов 19
2.2 Эффективность деятельности Международного валютного фонда с точки зрения антикризисного регулирования 28
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Введение:
Актуальность темы продиктована тем, что глобализация выдвигает новые требования относительно взаимодействия национальных правительств, взаимоотношений государственного и частного секторов экономики, координации мероприятий экономической политики с внешними партнерами с целью достижения конкурентных преимуществ. Однако такая сотрудничество несет в себе определенные угрозы, связанные с быстрым распространением на мировой рынок проблем, возникают на локальных или национальных рынках. Для противодействия таким угрозам был создан ряд международных и региональных организаций, самой масштабной по объему сферы влияния является Международный валютный фонд.
Глобальность МВФ выражается через консолидацию в его склади188 стран-членов, практически всех цивилизованных стран мира для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
Членство в МВФ накладывает на страны определенные обязанности, носят преимущественно рекомендательный и, в отдельных случаях, обязательный характер. Выполнение рекомендаций или требований, поставленных МВФ перед рядом стран, в той или иной степени влияют на функционирование международной валютной системы как подсистемы глобальной макроекономической политики. Важно выяснить, с помощью каких инструментов МВФ может влиять на эту систему.
Анализ последних исследований и публикаций. Большой вклад в исследование деятельности Международного валютного фонда и его влияния на функционирование международной экономической системы сделали ведущие отечественные ученые Филипенко А.С., Салтинський В.В., Боринец С.Я., Виргиния В.А. и др. Однако вне поля зрения ученых остаются вопросы влияния кредитно-финансовой деятельности МВФ на национальные экономики в системе эффективной экономической политики по преодолению кризисных явлений в сфере трех основных направлений деятельности МВФ: надзоре за валютной политикой стран-членов, кредитно-финансовой деятельностью и оказания технической помощи.
Среди ученых, которые в последнее время исследовали деятельность мировых финансовых организаций, в том числе и МВФ, стоит выделить исследования С. Бабба и А. Кентикеленеса (2018), в котором авторы изучают деятельность международных финансовых институтов с точки зрения сочетания с неолиберальной политикой [2]. Д. Ходсон, в свою очередь, рассматривает эволюцию отношений МВФ и Европейского Союза до кризиса 2008 и после нее определяет роль организации в преодолении последствий кризисов [3]. Роль займов МВФ в преодолении банковских кризисов в развивающихся странах, исследовали Л. Папе, А. пресбитерий и А. Заззаро [4].
Несмотря на различные аспекты исследования деятельности Международного валютного фонда, важ ным остается определение путей его реформирования для усиления его роли в антикризисном управлении.
Значительный научный вклад в исследование деятельности МВФ и его роли в стабилизации финансово-валютной системы сделали ведущие отечественные ученые, такие как А.С. Филипенко, В.В. Салтинський, С.Я. Боринец, В.А. Виргиния, и иностранные ученые, среди которых выделяются Е. Левияти, Е. Штурцнеггер, Ф. Штурцнеггер, Д. Ломбарди, Н. Вудс, Г. Минное, К. Рейнхарт, К. Рогоф, Дж. Шамбо.
Однако актуальными остаются вопросы влияния деятельности МВФ на национальные экономики в системе эф ной экономической политики по преодолению кризисных явлений в сфере одного из важнейших направлений деятельности Фонда — надзоре за валютной политикой стран-членов.
Целью данной работы является исследование Международного валютного фонда в аспекте влияния на глобальную макро — экономическую политику.
Заключение:
Исследование показало, что сегодня МВФ является единим наднациональным и межгосударственным органом регулирования, что позволяет осуществлять реальное влияние на национальную валютную политику и валютную систему в целом. На основе вышеизложенного особенности надзорной функции МВФ регламентируются в следующих положениях.
1. Надзорная функция МВФ прошла эволюцию от о стого наблюдения за соблюдением странами фиксированных, но фундаментально определенных режимов валютного курса к надзору за транспарентностью валютно-курсовых режимов и за недопущением неконкурентного использования обменного курса в форме двустороннего и многостороннего надзора. Надзор предусматривает проведение трех этапов работы миссии МВФ: оценка и анализ, коммуникация с органами власти, формирование результатов и их использования для дальнейшей процедуры надзора.
2. Определено, что надзор вызывает влияние миссии МВФ на принятие решений в области валютной политики только в 51%. При этом, согласно рационалистического подхода, больше воздействию подвергаются страны с низким уровнем доходов, малой экономикой, низким уровнем развития финансовых и валютных институтов. Согласно конструктивистского подхода МВФ выступает в роли форума по обмену опытом и согласования поведения стран-членов.
3. Основные проблемы надзорной функции МВФ заключаются в несовершенстве классификации валютно-курсовых режимов, от сущности влияния надзора за валютной политикой развитых стран, недостаточностью решения вопросов управления валютными резервами национальных экономик, необходимости совершенствования диалога с органами монетарных властей страны.
4) Дальнейшие исследования надзора за валютной политикой должны сосредоточиваться в сферах обеспечения надзора за внутренней кредитной и денежной политикой развитых стран и крупных развивающихся стран, о возможности их воздействия на объекты воздействия валютно-курсовой политики, а также для уменьшения уровня скептицизма и недоверия стран-членов относительно деятельности МВФ.
Таким образом, Международный валютный фонд влияет на формирование глобальной макроекономической политики путем надзора за валютной политикой стран-членов, реализации кредитно-финансовой деятельности и оказания технической помощи.
МВФ прежде всего выступает мониторинговым центром, который призван предусмотреть возможные кризисные явления в функционировании мировой валютной системы с помощью надзора за валютной политикой стран-членов. Эту функцию Фонд реализует комплексно, на двух уровнях, отдельно по каждой стране. На основе полученных данных изучаются тенденции развития международной валютной системы в целом. Однако эффективность мониторинга и моделирования на его основе перспектив развития зависит от достоверности данных, предоставленных национальными экономиками.
Следует заметить, что реализация кредитно-финансовой деятельности занимает центральное место в деятельности МВФ. Динамичное развитие мирового хозяйства и новые вызовы в решении экономических кризисов, по нашему мнению, стимулировали расширение кредитного инструментария Фонда. После мирового экономического кризиса 2007-2009 гг. Стало ясно, что требования двух существующих инструментов, сделки»стэнд-бай» и механизма расширенного финансирования, не целесообразно использовать в отношении стран с различным развитием. В результате появились новые программы, такие как:»гибкая кредитная линия»,»линия превентивной поддержки и ликвидности»,»инструмент для ускоренного финансирования». Положительным, по нашему мнению, является то, что в связи с неравномерностью развития мирового хозяйства для стран с низким уровнем доходов разработана система льготного кредитования, которая призвана уменьшить дифференциацию стран по экономическому развитию и не усугублять экономические трудности в указанных странах. Однако негативным является то, что процент такого кредитования по отношению к нельготному незначительный.
Техническая помощь предоставляется МВФ на основе запросов стран — членов МВФ и призвана способствовать развитию отдельных сфер народного хозяйства путем проведения обучения, консультирования, организации семинаров, конференций. Например, для подготовки кадров в рамках технической помощи в Вашингтоне создан Институт МВФ. Он организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран — членов МВФ.
Итак, считаем, что в большинстве случаев влияние МВФ на глобальную макроэкономическую политику является положительным, своевременным и необходимым в современных реалиях мирового экономического развития.
Мировой финансовый кризис и следующий кризис в Еврозоне вызвали необходимость в значительных по своим последствиям изменениях в Международном валютном фонде. Затяжной период беспорядка пролил свет на недостатки в структурах надзора и предоставления займов Фонда, а также в его механизмах финансирования и организации управления. Можно выделить три существенные проблемы для МВФ на данном этапе: улучшение поддержки его советов для стран (включая беспристрастное рассмотрение) усиление легитимности и участия путем реформирования членского представительства; преодоления ограничений своего балансового отчета. Каждая из проблем, которая осталась нерешенной, требует своего собственного решения, но эффективные решения будут взаимно усиливать друг друга. Впереди еще ряд реформ, которые бы смогли обеспечить МВФ роль гаранта финансовой стабильности в мире и эффективной институты в антикризисном механизме нового мирового порядка, и может быть предметом дальнейших научных исследований.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты работы международного валютного фонда
1.1 МВФ: цели, функции, организационная структура.
Международный валютный фонд начал функционировать в декабре 1945 года., когда межправительственное соглашение, заключенное на конференции в Бреттон-Вудсе, было ратифицировано странами, которые имели квоты на 80% общей суммы ресурсов Фонда.
Главные уставные задачи:
Во-первых, участники конференции определили, как первоочередная задача Фонда создания постоянно действующего органа для обеспечения консультаций и сотрудничества между странами-членами по международным валютным проблемам.
Во-вторых, конечную цель сотрудничества в валютной области — способствовать сбалансированному росту международной торговли и таким образом повышать и поддерживать на высоком уровне занятости и реальные доходы населения, развивать производственные возможности стран-членов.
В третьих, Фонд будет создавать условия для интенсификации и повышения эффективности международного обмена через стабилизацию валютных направлений и устранения конкурентного обесценивания валют, помощь установления многосторонней концепции платежей согласно текущим операциям между государствами-членами, отмены валютных ограничений, предоставление кредитов для регулирования платежных балансов, содействие сокращению продолжительности и масштабов дефицитов платежных балансов. Здесь отражено стремление облегчить выполнение странами-членами международных»правил игры», дать им возможность во время острой нехватки иностранной валюты воздержаться от введения или усиления ограничений, конъюнктурных девальваций и др.
Для реализации указанных задач участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду осуществлять последующие функции:
1. Следить за исполнением кодекса поведения, затрагивающий политику валютных направлений и ограничений согласно платежам по текущим операциям.
2. Обеспечивать членам Фонда финансовые средства, чтобы они имели возможность придерживаться соответствующего кодекса поведения в то время, если они корректируют нарушения равновесия платежного баланса либо стараются исключить подобные ошибки.
3. Фонд обязан гарантировать форум, в котором члены учреждения имели возможность бы советоваться друг с другом и содействовать с международными финансовыми проблемами.
Как видим, это была роль части надзора и регистрации изменений в политике государств, а также оказания помощи с помощью функционирования твердо определенного валютного механизма с фиксированным соотношением валютных паритетов. Но после того, как в 1973 международная валютная система, основанная на фиксированных валютных курсах, развалилась, функции Фонда существенно изменились — он стал активным действующим лицом, не только следит и регистрирует изменения, а непосредственно участвует в координации и формировании валютной политики по всем направлениям.
Структура Фонда построена таким образом, чтобы обеспечить его эффективное функционирование. Высшим органом является Совет управляющих, куда входят представители всех стран-членов. Она собирается 1 раз в год, ограничивается, как правило, общей дискуссией, принятием лишь таких решений, которые по Уставу не могут быть переданы другому органу. Управляющими, как правило, министры финансов или руководители центральных банков. Как высший орган Совет определяет политику Фонда, решает главные, принципиальные вопросы.
Исполнительным органом Фонда, который управляет всеми текущими делами, является Исполнительный совет (директорат), в которую входят 24 исполнительных директора. Выборы проводятся 1 раз в два года.
Система выборов достаточно сложная, она учитывает вес тех или иных стран в формировании ресурсов Фонда.
Ключевая роль в структуре Фонда принадлежит директору распорядителю. Он назначается Исполнительным советом и не способен быть ни распоряжающимся, ни исполнительным директором. Руководитель распорядитель считается председателем директората (Исполнительного совета) в отсутствии полномочия голоса за отчислением последующих случаев, когда голоса распределяются на равные части. Он также главным административным лицом секретариата МВФ. В его функции вступает управление текущих дел, предназначение официальных лиц МВФ — его заместителя, секретаря, казначея, управляющих отделами, главного советника юридического отделения, управляющего административной службой, управляющего Европейской штаб-квартирой Фонда (в Париже), сотрудников аппарата. От деятельности административного аппарата и экспертов Фонда во многом зависит не только функционирования Фонда, но и судьба многих людей, целых стран и регионов. Поэтому отбор кандидатур на занятие должностей в Фонде осуществляется очень тщательно. 2 тыс. Сотрудников МВФ — это главным образом экономисты, статистики, финансисты, специалисты по налогообложению, лингвисты, редакторы.
В основе деятельности Международного валютного фонда лежат три самые основные функции:
• осуществление надзора за валютной политикой стран-членов;
• реализация кредитно-финансовой деятельности;
• оказание технической помощи [2, с. 224].
Процесс надзора осуществляется в соответствии со ст. 4 Устава МВФ» Ежегодная оценка экономической политики».