Общее языкознание Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Прикладное моделирование языков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Прикладная лингвистика как отрасль языкознания 6
1.2. Общенаучный метод моделирования и его применение в лингвистике 11
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИКЛАДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВ 17
2.1. Основные типы лингвистических моделей 17
2.2. Прикладные сферы использования моделирования языков 20
2.3. Проблемы прикладного моделирования языков 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

  

Введение:

 

Состояние развития науки ХХ в. характеризуется укреплением взаимодействия гуманитарных, естественных и технических дисциплин, что обусловлено достижениями кибернетики, информатики, семиотики, которые внесли существенные коррективы в содержание и компетенцию ряда наук.
Фундаментальные теоретические исследования характеризуют развитие прикладной лингвистики как науки, что обусловило активизацию исследований в сфере практического применения накопленных лингвистических достижений и привело к активному развитию такой лингвистической науки, как прикладная лингвистика.
Прикладная лингвистика традиционно связана с разнообразными аспектами лингвистического обеспечения человеческой коммуникации, которые можно свести к единой проблеме обработки информации, функционирующей в обществе в виде текстов. Это проблемы лингводидактики языков, орфографии, транслитерирования, перевода, терминологии, дешифрования и т. п. За последнее десятилетие наблюдается бурное развитие прикладной лингвистики в связи с постоянным ростом потребностей в применении механизмов естественного языка в информационно-компьютерных и человеко-машинных системах.
Особое значение приобрели вопросы моделирования естественного языка и речи. Это мотивирует ученых к разработке различных лингвистических моделей, которые могли бы решить практические задачи лингвистики, а именно: информационный поиск, машинный перевод, понимание естественного языка, экстракция и локализация знаний из текстов и т. п.
Общие проблемы прикладной лингвистики исследовали как отечественные, так и зарубежные языковеды: А. Баранов, Н. Бардина, В. Корниенко (прикладная лингвистика); А. Н. Гринбаум (компьютерные аспекты стилеметрии), Л. А. Вербицкая (синтаксические структуры и стилистическая диагностика), Г. Ю. Кобрин (лингвистика в картографии), Г. Я. Мартыненко, С. В. Чебанов (стилеметрия), С. В. Партыко, Е. Д. Савенкова, А. Селиванова, Б. Коваль, Н. Городецкий и др.
Среди зарубежных исследователей вопросами прикладной лингвистики занимались: X. Фергюсон, В. Уидовсон, М. Холидей, В. Чейф, Т. Гивон, Дж. Гринберг (функциональная и типологическая теории лингвистики). У. Лабов, Д. Хаймз, Дж. Гамперц, Дж. Фишман, Л. Милрой (антропологическая лингвистика, социолингвистика), В. Грабе, Р. Каплан (корпусная лингвистика) и т.д.
Учитывая актуальность вопроса о прикладном моделировании языка в контексте современной науки, а также недостаточную исследованность данного вопроса и постоянное обновление актуальной информации по данной теме, можно говорить об актуальности данной курсовой работы.
Предмет курсовой работы – моделирование как метод лингвистики.
Объект исследования – особенности и сферы применения моделирования языка в прикладной лингвистике.
Цель исследования – исследовать особенности прикладного моделирования языков.
Для достижения цели исследования необходимо выполнить ряд задач курсовой работы, среди которых:
1) исследовать особенности прикладной лингвистики как отрасли языкознания;
2) рассмотреть общенаучный метод моделирования и его применение в лингвистике;
3) выделить основные типы лингвистических моделей;
4) определить прикладные сферы использования моделирования языков;
5) проанализировать проблемы прикладного моделирования языков.
Теоретическая ценность исследования заключается в систематизации знаний о прикладной лингвистике как отрасли языкознания, а также о методе моделирования как общенаучном методе и возможностях его применения в области лингвистики. Кроме того, в исследовании рассмотрена специфика основных типов лингвистических моделей.
Практическая ценность данной работы определяется возможностью использования материала исследования для дальнейшего изучения прикладного моделирования языков, а также в качестве материала для написания студенческих научных работ (рефератов, курсовых, дипломных работ и т. п.).
В ходе работы применялись следующие методы исследования: исторический метод, сравнительно-сопоставительный метод, лингво-прагматический анализ, метод отбора и обработки материала, а также функциональный анализ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов (теоретического и практического), выводов и списка использованных источников.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования рассмотрены теоретические аспекты изучения прикладного моделирования языков, определены основные понятия, необходимые для исследования данной темы.
В частности, выяснено, что прикладная лингвистика является полноправным разделом языкознания, направленным на решение практических задач различных отраслей науки и техники, повседневной жизни человека, общества на основании теоретического задела исследований языка и речи. Прикладная лингвистика рассматривается в данной работе как направление в языкознании, занимающееся разработкой методов решения практических задач, связанных с использованием языка.
В работе уделено внимание рассмотрению дискуссионного положения прикладной лингвистики в системе современных наук, а также подходы ученых к определению понятия прикладной лингвистики, ее предмета и методов исследования, классификации направлений прикладной лингвистики и т.д. Выделен широкий круг наук, которые связаны с прикладной лингвистикой и активно пользуются ее разработками. При этом часто возникают промежуточные научные отрасли, которые строятся на междисциплинарных связях прикладной лингвистики с другими науками – как гуманитарными, так и техническими, естественными и другими категориями наук.
Выяснено, что среди множества общенаучных методов и методов, используемых в других, не связанных напрямую с лингвистикой, науках одним из используемых на сегодня в прикладной лингвистике является метод моделирования.
Модель рассмотрена в работе как такая условно представленная или материально реализованная система, которая отображает или воспроизводит объект исследования и может заменять его так, что ее изучение дает нам новую информацию о нем. Моделирование же – это научный прием, заключающийся в схематическом воспроизведении объекта, который не подвергается непосредственному наблюдению или является очень сложным. Необходимость в моделировании возникает у всех тех научных областях, где объект науки недоступен для непосредственного наблюдения.
В работе также рассмотрен потенциал использования метода моделирования в области лингвистики, определены основные направления использования этого метода. Выяснено, что модель в лингвистике – это искусственно создаваемое лингвистом реальное или мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее своим поведением (обычно в упрощенном виде) поведение оригинала в лингвистических целях.
Во второй главе исследования рассматриваются практические аспекты прикладного моделирования языков. Прежде всего, рассмотрены типы лингвистических моделей, вследствие чего выделены несколько классификаций, рассмотрены их особенности и характеристики.
Анализ прикладных сфер использования моделирования языков позволил выяснить, что этот метод может применяться и применяется в области дешифрования. Примерами таких моделей являются алгоритмы Б. В. Сухотина и С. Харриса, механизм и специфика которых исследованы во второй главе работы.
Сферой применения прикладного моделирования языков является также создание штучных языков. В работе исследовано понятие математической модели языка – это математическая конструкция, используемая для описания свойств естественного языка, то есть, для четкого и однозначного формулирования понятий, которые необходимы для описания языка. Также выделено понятие языка моделирования, который рассмотрен как любой искусственный язык, который может использоваться для выражения информации (данных) или знаний или систем в структуре, и который определяется последовательным набором правил.
Кроме того, исследование других сфер применения прикладного моделирования языков позволило выяснить, что в структурном синтаксисе использовано два вида формальных синтаксических моделей – непосредственных составляющих и зависимостей. Оба вида широко применено в автоматическом синтаксическом анализе текстов естественного языка в машинном переводе и в других технологиях автоматической обработки языка. Особой значимости прикладным языковедческим студиям придает перспектива компьютерного кодирования лингвистических и экстралингвистических знаний для их дальнейшей автоматической обработки. Естественный язык на современном этапе используют не только как средство формализации информации, но и как инструмент для компьютерного моделирования знаний и обеспечения вербального взаимодействия между человеком и машиной.
В работе выявлены перспективы использования моделирования языка в создании экспертный и интеллектуальных систем. Современные экспертные системы преимущественно применяют формально-логический подход к моделированию суждений без учета вербальных свойств высказываний, представленных в базах знаний.
Кроме того, в исследовании предпринята попытка выделения актуальных проблем прикладного моделирования языка. Прежде всего, определено, что лингвистическая модель представляет собой формализованное применение некоторых теоретических постулатов, которые находятся вне эпистемологического поля конкретной процедуры моделирования, использование базовых свойств объектов, которые не являются определенными.
Выделены два основных варианта методологической процедуры моделирования языка – априорная внутрисистемная формализация и межсистемное апроксимативно-гипотетическое строение. На основании этой классификации рассмотрены основные проблемы прикладного моделирования языка. Выяснено, что эвристическое моделирование речи не может быть одномерным: приобретение нового знания в межсистемном пространстве обязательно связано с множественностью моделей, которые охватывают различные гносеологические этапы. В определении очередности и сущности этих «субмоделей» и заключается основная проблема моделирования языка.
В работе исследованы универсальные прикладные проблемы, связанные с применением метода моделирования языков в языкознании, к которым относятся устный и письменный перевод, разработка систем машинного перевода, обучение родному и иностранному языкам, автоматическое распознавание и синтез речи, вопросы штучного интеллекта, разработка экспертных систем, создание систем стенографии, систем письма для слепых, лечение речевых нарушений и множество других актуальных и важных проблем, решение которых кроется в вопросах использования прикладного моделирования языков.
Перспективами дальнейших исследований в данной области знаний видим исследование специфики применения прикладного моделирования языков в отдельных научных сферах – в медицине, биологии, информатике, логопедии, переводоведении и т.д.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Прикладная лингвистика как отрасль языкознания
Прикладная лингвистика является полноправным разделом языкознания, направленным на решение практических задач различных отраслей науки и техники, повседневной жизни человека, общества на основании теоретического задела исследований языка и речи.
Российский исследователь А. Н. Баранов дает дефиницию прикладной лингвистики как «деятельности по применению научных знаний об устройстве и функционировании языка в нелингвистических научных дисциплинах и в различных сферах практической деятельности человека, а также теоретическое осмысление такой деятельности» [Баранов 2003: 23]. Прикладная лингвистика рассматривается в данной работе как направление в языкознании, занимающееся разработкой методов решения практических задач, связанных с использованием языка.
Использование научных знаний языкознания в различных нелингвистических дисциплинах является характерной чертой таких дисциплин как социо-, психо-, нейролингвистика, лингвокультурология и т. п. Знания о языке применяются в философии, логике, литературоведении и многих других научных сферах, напрямую не связанных с языком. Особенно весомым является положение о том, что прикладная лингвистика имеет собственное теоретическое осмысление, ведь без установления категорийно-понятийного аппарата, предмета и объекта, задач, проблем, принципов и установок невозможна любая научная отрасль. Объектом прикладной лингвистики являются практические задания, для решения которых требуется привлечение разработок языкознания, а предметом – способы их решения.
Как самостоятельная лингвистическая дисциплина прикладная лингвистика выделилась во второй половине XX в., хотя задачи прикладного характера (например, создание алфавитов, систем письма, орфографии, различных словарей и справочников, транслитерационных и транскрипционных систем, обучение иностранному языку, толкование и комментирование текстов, перевод и т. п.) языкознание решало еще издавна.
Термин «прикладная лингвистика» появился в конце 20-х гг. XX в. (в англоязычной традиции термин «applied linguistics» начал использоваться во второй половине 50-х гг.). В 1956 г. в университете Эдинбурга была открыта школа прикладной лингвистики под руководством Дж. Кэтфорда, а в 1957 г. в Вашингтоне был основан Центр прикладной лингвистики под руководством Ч. Фергюсона. Эти два учреждения отличались спектром задач, которые они решали, но главной целью обоих было распространение обучения английскому языку по всему миру.
Ныне англо-американская прикладная лингвистика приобрела новые исследовательские векторы, в частности, разработку проблем языковой политики, языкового планирования, лексикографии, речевой терапии, билингвизма и полилингвизма, методики преподавания иностранных языков, применения языковых особенностей в сфере судопроизводства и т. п. Некоторые языковеды привлекают к прикладным лингвистическим исследованиям проблемы стилистики, генристики, анализа дискурса, перевода, социолингвистики, конверсационного анализа и т. д. [Grabe 1992: 58].
В СССР термин «прикладная лингвистика» начал широко использоваться с 50-х гг. XX в., и, прежде всего, связывался не с методикой преподавания языка, как это было в начале становления прикладной лингвистики в зарубежном языкознании, а с разработкой компьютерных технологий, в частности, автоматизированных систем информационного поиска, обработки текста и т. п.
В англо-американской лингвистической энциклопедии говорится, что, возможно, нет такой сферы гуманитарных и общественных наук, которая бы вызвала столько дискуссий, как прикладная лингвистика [Malmkjcer 2004: 22].
Дискуссионными являются вопросы статуса прикладной лингвистики как отдельной языковедческой отрасли, наличия в этой дисциплине теоретического компонента, разграничения прикладных и не прикладных лингвистических исследований, соотношения между прикладным языкознанием и компьютерной лингвистикой, переводоведением, методикой преподавания языка, социо- и психолингвистикой и т. п.
Представитель Эдинбургской школы X. Уидовсон предложил рассмотреть различие между понятиями «applied linguistics» и «linguistics applied» ввиду того, что для решения сложных задач нужно применять разработки не только языкознания, а и психологии, антропологии, философии, социологии и т. д. Поэтому прикладная лингвистика является междисциплинарной отраслью, а не собственностью лингвистики [Widdowson 2000: 24].
В целом вопрос остался и относительно того, в каком отношении находятся прикладное языкознание и языкознание вообще. Этот вопрос до сих пор не получил однозначного ответа ученых. Многие исследователи противопоставляют теоретическую лингвистику прикладной только на основании использования компьютерных технологий. Противники такого подхода считают, что прикладная лингвистика должна иметь широкую сферу деятельности «по применению научных знаний об устройстве и функционировании языка в нелингвистических научных дисциплинах и разнообразных сферах практической деятельности человека», а также «заниматься теоретическим пониманием такой деятельности» [Баранов 2003: 7].
Лингвисты предлагают два критерия привлечения предметной сферы к прикладной лингвистике. Во-первых, к ней относятся те сферы человеческих знаний (не только теоретических, но и практических, то есть умений, опыта), в которых конкретные прикладные проблемы решаются с обращением к научным знаниям о языке (к материалу фундаментального языкознания). Примерами таких сфер является перевод (его теория и практика) преподавание иностранных языков. Во-вторых, к прикладной лингвистике привлекаются и те сферы человеческих знаний о языке, которые рассматривают ее в определенном аспекте, готовя тем же базу для решения целого комплекса прикладных вопросов. Такими сферами являются психолингвистика, терминоведение, социолингвистика [Коваль 2004: 105].
С. А. Коваль рассматривает прикладные доминанты в различных отраслях языкознания, например: терминоведении, теории языковой коммуникации, нейролингвистике, переводоведении и др. [Коваль 2004: 45-46]. Б. Городецкий включает в прикладную лингвистику лингводидактику, лексикографию, практическую стилистику, теорию перевода, терминоведение, теорию искусственных языков, прикладную риторику, теорию массовой коммуникации, текстологию, нормирование языка и языковое планирование, полевую лингвистику, теорию письменности, методы лечения речевых дефектов и т. п. [Городецкий 1983: 7].
И. В. Арнольд отмечает, что разновидности прикладной лингвистики направлены на непосредственное выполнение задач, которые ставит перед наукой практика. К прикладной лингвистике она привлекает теоретические основы преподавания родного и иностранного языка, лексикографию, терминоведение, практическую стилистику [Арнольд 2003: 14].
Такие расхождения в толковании прикладного языкознания предопределяют вывод о том, что его сфера остается нечеткой из-за неопределенности границы между теоретическим и прикладным аспектами языковедческих исследований, а также за общую тенденцию современной лингвистики к экспансионизму, который проявляется как во вторжении в лингвистическую сферу знаний разных отраслей науки, так и в использовании языковедческих разработок относительно других отраслей знаний.
Говоря о связях прикладной лингвистики с другими науками, следует отметить, что основная их часть тесно и напрямую связана с теоретическим языкознанием. С прикладной лингвистикой связаны методология логики и математики, философия языка – прежде всего, для полного абстрагирования от действительности, чтобы создать целостную модель. Физиология, логопедия (проблема афазий), экспериментальная психология, акустика, информатика, кибернетика, системы искусственного интеллекта (ИИ) также имеют точки пересечения с лингвистикой.
С функциональной точки зрения прикладная лингвистика может быть определена как научная дисциплина, в которой изучаются и разрабатываются способы оптимизации функционирования языка. Функции языка (коммуникативная, когнитивная, информационная, епистемическая – как способ хранения и передачи знаний, социальная и др.) дают точки отсчета для классификации большой области применения лингвистических знаний.
Среди компонентов прикладной лингвистики ученые выделяют следующие:
1) теория и практика перевода (включая машинный перевод);
2) теория и практика преподавания (родного / иностранного языка) – лингводидактика;
3) теория кодирования;
4) социолингвистика;
5) орфография и орфоэпия;
6) теория влияния и теория аргументации;
7) политическая лингвистика;
8) лексикография (в том числе автоматическая);
9) терминология, терминография;
10) полевая лингвистика (исследования языков малых народностей);
11) компьютерная лингвистика (моделирование отдельных аспектов языка);
12) лингвистическая криминология;
13) психолингвистика;
14) квантитативная лингвистика.
Таким образом, прикладная лингвистика – это комплексная научная дисциплина, изучающая язык в различных ситуациях и разрабатывающая методы совершенствования языковых систем и языковых процессов. Для достижения своих целей прикладная лингвистика может использовать различные методы.
Использование определенных научных методов привело к появлению новых направлений в развитии той или иной прикладной сферы. Так, например, применение методов картографирования и лингвистической географии (нанесение на географическую карту изоглосс – границ распространения определенных языковых явлений) обусловило развитие ареальной лингвистики (лингвогеографии, пространственной лингвистики), которая тесно связана с таким направлением прикладной лингвистики, как картография, то есть лингвистическое обеспечение создания и использования географических карт [5, с. 42].
Среди множества общенаучных методов и методов, используемых в других, не связанных напрямую с лингвистикой, науках одним из используемых на сегодня в прикладной лингвистике является метод моделирования. Рассмотрим теоретические аспекты исследования метода моделирования в лингвистике и прикладной лингвистике в особенности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы