Курсовая с практикой на тему Приёмы создания образа города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОРОДСКОЙ ТОПОС В РОМАНЕ М. А. «МАСТЕР И МАРГАРИТА»: ОБРАЗ, ДЕТАЛИ И КОМПОЗИЦИЯ МОСКОВСКИХ ГЛАВ 5
ГЛАВА 2. МОСКВИЧИ В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» И ИХ ОТОБРАЖЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ГОРОДСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одной из жемчужин русской классической литературы, изучаемой и почитаемой по сей день. Роман полный аллегорий, метафор, скрытых смыслов и прочих литературных секретов занимает как умы критиков, так и рядовых читателей.
Автор создает свое произведения сразу из нескольких элементов: живые персонажи, средства художественной выразительности, загадочная фабула, прием «роман в романе» и пр. Мир романа создается из мелочей, а его главными героями являются не только люди, но и окружающее пространство.
Пространство является одним из важнейших элементов художественного текста, которое создает для произведения дополнительную глубину, раскрывая тему и смыслы закладываемые автором. Образ создаваемый пространством может как передать характеристики героев и внутреннее состояние персонажа, так и создать необходимое настроение и атмосферу.
Немалую роль в романе играет город и его значение для многих героев, а также те элементы из которых он состоит: дома, улицы, отдельно взятые пространства. В данной работе мы постараемся сфокусировать свое внимание именно на городском пейзаже, для того чтобы охарактеризовать его значение для романа, а также каким образом он помогает раскрытию героев и сюжета произведения.
Объектом данной работы являются приемы создания образа города.
Предметом данной работы являются приемы создания образа города на примере романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Целью данной работы является определение роли городской среды и ее составляющих в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
— Проанализировать изображение города и его составляющих в романе и охарактеризовать его значение в общем контексте романа;
— Проанализировать образы москвичей в романе и сопоставить их с городскими обозначениями для выявления значения образа города в рамках персонажных портретов;
Методологическая база исследования строится на общенаучных методах, а также на компаративном, сопоставительном и историко-биографическом методе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Как уже отмечалось ранее, пространство в художественном тексте служит различным целям. Одной из таких целей можно считать как дополнительная характеристика героев и их внутренних переживаний, так и усиление глубины сюжетного смысла.
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» город Москва можно считать не просто пространством, но и полноценным героем романа. Город создается несколькими способами:
— Описание его отдельных элементов, вроде трамвая, скамейки и т.д.;
— Характеристикой более крупных топонимов, вроде Дома Грибоедова, «нехорошей квартиры», Патриарших прудов;
— Характеристика образов москвичей;
Что интересно, в романе не только пространство дополняет характеристики героев, но и герои дают представление о пространстве.
Так, москвичи и их реакции на «фокусы» театре Варьете, становятся описанием Москвы и ее жизни в 30-е годы по мнению Булгакова. Страна претерпевает религиозно-духовный кризис, а литература становится «сухой» и политизированной. Вместо долгих описаний последствий этого кризиса Булгаков сосредотачивает свое внимание на двух вещах: эпизоде в театре и сосредоточенности москвичей на квартирах. Интересно, что внутреннее убранство квартир также не поддается детальному описанию, но, тем не менее, становится ясно, что москвичей беспокоят практически пустые по своей наполненности вещи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ГОРОДСКОЙ ТОПОС В РОМАНЕ М. А. «МАСТЕР И МАРГАРИТА»: ОБРАЗ, ДЕТАЛИ И КОМПОЗИЦИЯ МОСКОВСКИХ ГЛАВ
XX век в философии и литературоведении характеризуется планомерным изучением такого понятия как «картина мира», которое еще со времен античности является одним из ключевых мировоззренческих понятий. «Современный процесс познания невозможно представить без понятия “картины мира”»[12, С. 100]. Ученые приходили к выводу, что через анализ и осмысление картины мира приходит решение и понимание многих вопросов бытия. В.Е Хализев в своей работе приводит слова Хайдеггера, который говорил: «Где дело доходит до картины мира, там выносится кардинальное решение относительно сущего в целом» [15, С. 204]. Через картину мира становится возможным понять, что такое бытие, что такое сущее и каково место человека в этом сущем. Именно по этой причине данная категория взывает особый интерес в литературоведении. Постижение бытия лежит в основе литературы как искусства.
Картина мира, как правило, наиболее четко выражается в понятиях «пространство» и «время». Именно они определяют характер картины мира. Реальность в художественном произведении, как и реальность мира реального, не может существовать вне пространства и времени. В художественном тексте через эти категории раскрываются глубинные смыслы текста. С категориями пространства и времени тесно связаны различные составляющие художественного текста (композиция, повествование, образы персонажей). Также исследователи часто ставят себе задачей определить, каким именно образом «пространство» и «время» связаны с литературным героем.
О «пространстве» и «времени» существует большое количество научной литературы, как в гуманитарных, так и технических и естественных дисциплинах. В российском литературоведении интерес к данным категориям хорошо заметен в 20-е годы XX века, в первую очередь в работах П. А. Флоренского и М. М. Бахтина. Заметной работой М. М. Бахтина можно считать «Формы времени и хронотопа в романе», вышедшую в 1930-х годах. Внимание к данным категориям также возрастает в период 1960-1980-х в работах таких авторов, как: Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, А. Я. Гуревич, Ф. П. Федоров, К. А. Кедров, Е. А. Костин, В. Н. Топоров и мн. др.
Есть несколько аспектов, через которые в литературоведении рассматривают «пространство» и «время»:
1) Пространство и время рассматриваются в контексте исторической эпохи, в которой написано произведение и которое описывается в произведении (М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Ф. П. Федоров и др.).
2) Категории анализируются относительно конкретного художественного текста (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Кривонос и др.).
3) Категории рассматриваются глобально без сильной привязки к художественным текстам.
Несмотря на кажущуюся разность в данных направлениях, их все объединяет принцип, в основе которого лежит убеждение о значимости пространства и времени в организации картины мира. Например, Ф. П. Федоров отмечает, что художественный мир не существует вне времени и пространства и это объединяет его с миром реальным[14, С. 11]. Однако исследователь также отмечает, что нужно понимать разницу в организации пространства и времени в художественном мире и мире реальном[14, С. 14]. В реальном мире время ощущается в пространстве достаточно ярко, так как человек ощущает на себе его длительность и необратимость. В художественном мире данные характеристики времени не имеют значения.
Подобные особенности заключаются и в изображении пространства. Например, в традиции постмодернизма пространство часто изображается с точки зрения нескольких персонажей, из-за чего читатель видит его с различных сторон, и не может точно знать, каким оно предстает объективно. Описание пространства персонажем часто является характеристикой его внутренних качеств и образа мысли.
Остановимся на пространстве подробнее, а конкретно на его месте в литературоведении. Говоря о пространстве в литературе, речь идет о художественном пространстве, которое отражает пространство реальное. М. М. Бахтин отмечал, что художественное пространство является формально-условной единицей, а потому найти его точное определение в словарях и научной литературе довольно проблематично.
Также стоит помнить и о том, что пространство неотделимо от времени, даже если речь идет о художественном пространстве. Сложно найти упоминание времени или пространства отдельно друг от друга.
Некоторые авторы все-таки пытались дать определение «художественному пространству». Например, художественное пространство как специфическую систему знаков, которая служит для воплощения и передачи познавательной и оценочной художественной информации[16, С. 262] описывают И. И. Мурзак и А. Л. Ястребов. По данной точке зрения пространство является возможностью познания окружающего мира и выражением мыслей и отношения о нем.
По Роднянской, «художественное пространство» — это важнейшая характеристика художественного образа, обеспечивающая целостное восприятие художественной действительности и организующая композицию произведения [11, С. 489]. Говоря простыми словами, по этому определению, пространство является основным компонентом художественной картины мира.
Сиротвинский определяет пространство как конструктивную категорию в литературном отражении действительности, которое ещё и служит фоном событий. При этом пространство может выражаться по-разному.