Курсовая с практикой на тему Приёмы работы со словарём «Произноси правильно» Учебника русского языка для 5 класса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Проблемы работы со словарем на уроках русского языка 5
1.1. Основные словари современного русского языка 5
1.2. Обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями 10
1.3. Организация орфоэпической работы в начальной школе 14
Глава 2. Анализ методики работы со словарем в основной школе 26
2.1. Анализ приемов работы со словарем «Произноси правильно» учебника русского языка для 5 класса 26
2.2. Методика работы со словарями во внеурочной деятельности 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Введение:
Актуальность работы. В условиях научного прогресса в обиход входят новые слова, большинство из которых трудны и непонятны учащимся. Потому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением словарного запаса школьников: чем большим количество слов владеет человек, тем эффективнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме.
Разумеется, важность работы со словарями на уроках русского языка сложно переоценить. Словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари являются сокровищами национального языка, нашими друзьями и помощниками. Все: и педагоги, и родители учащихся – понимают, чем раньше ученик заведет дружбу со словарями, научится пользоваться ими, тем шире будет его кругозор, основательнее знания.
Проблема работы со словарями на уроках русского языка в процессе изучения лексики является одной из актуальных проблем в методике преподавания русского языка. Она еще сравнительно мало изучена. Любой словарь обладает большим значением для современного школьника.
Основная его задача заключается в содействии обогащению словарного запаса человека, сделать его речь культурной и грамотной.
Объект исследования – процесс работы со словарем.
Предмет исследования – методы и приемы работы со словарем «Произноси правильно» учебника русского языка для 5 класса.
Цель исследования – изучить основные приемы работы со словарем «Произноси правильно» учебника русского языка для 5 класса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть основные словари современного русского языка;
2. изучить методику обогащения словарного запаса учащихся через работу со словарями;
3. проанализировать особенности организации орфоэпической работы в начальной школе.
4. выявить приемы работы со словарем «Произноси правильно» учебника русского языка для 5 класса.
5. проанализировать методику работы со словарями во внеурочной деятельности.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что любой язык непрерывно обогащается: растет его словарный состав, расширяется круг производных слов и количество значений у слов, которые уже веками входят в лексический фонд. Усвоить богатство словарного языка, научиться ориентироваться в нем не способен даже самый начитанный человек, если он не будет при¬бегать к помощи словарей. В условиях интенсивного развития русского язы¬ка, даже человек, кот¬орый вполн¬е владеет языком, не может удержать в голове все нужные сведения о нем. Вместе с развитием языка претерпевают совершенствование и развитие его нормы. Потому, невозможно один раз и навсегда выучить все нормы литературного языка. Для того чтобы овладеть литературными нормами, бога¬тством такого развитого русского языка, нужно совершенствовать собственную речевую культуру. В сложных слу¬чаях необходимо прибегать к разнообразным словарям.
Разумеется, ни один учитель русского языка не может обойтись без словарей и хотел бы, чтобы словарь был настольной книгой его воспитанников. Однако прийти к этому на самом деле сложно, но существует выход: для начала необходимо собрать в кабинете русского языка все школьные словари, существующие в библиотеке и у предметников, затем, уделять много времени на уроке для¬ упр¬ажнений с при¬менение словарей –толкового, антонимов, синонимов, сло-вообразовательного, фразе¬ологического и пр.
В настоящий период времени довольно актуальными являются вопросы обогащения словарного запаса современных школьников, сохранения литературной нормы, пов¬ышения комм¬уникативной компетенции. Во время научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, понимание которых зачастую вызывает трудности. Потому первоначальная задача учителей русского языка заключается в работе по обогащению словарного запаса учащихся. Так как чем бол¬ьшим числом слов вла¬деет индивид, тем четче реализуется коммуникация между людьми, как в письменной, так и в устной форме.
Работа со словарями на уроках русского языка обязана занимать центральное место. Эффективность данной работы зависит от профессионализма педагога. Использование новейших технологий способно повысить заинтересованность школьников в уроке. А работа со словарями может повышать интерес школьников к обучению в целом. Формирование у школьников способностей применять все виды словарей, безусловно, повышает уровень их речевой культуры.
Разнообразные виды сло¬варей в роли пособ¬ия необход¬имо применять на различных этапах урока, и на внеклассных и дополнительных занятиях. Главным является – формирование у учащихся стремление самостоятельно получать знания, применяя справочную литературу, и целен¬аправленно, непрерывно, обучать их этому.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Проблемы работы со словарем на уроках русского языка
1.1. Основные словари современного русского языка
Наука о составлении словарей называется лексикографией.
Лексикография бывает практическая и теоретическая. Практическая связана с процессом создания словаря, а теоретическая – с проблемами, возникающими во время такой работы, с их осмыслением и обобщением .
Появление лексикографии как особой отрасли знания связано с потребностью прочитать старинные тексты. Необходимость обращения к ним вызвала к жизни появление такого прообраза современного словаря, как глоссарий, который создавался на основе глосс.
Глосса – это объяснение какого-либо слова на полях рукописи.
Глоссарий, таким образом, это сборник глосс к определенному тексту. Первые словари носили синкретический характер, т. е. они не только толковали значение слова, но и сообщали сведения о предмете или явлении, которое слово называет, они могли содержать схемы, рисунки, в этом плане они обнаруживают сходство с современными энциклопедическими словарями
Основные вопросы, стоящие перед создателем любого словаря, следующие:
• Что вносить в словарь?
• Как строить словарную статью?
• Как подавать иллюстративный материал?
• Какие использовать пометы?
Главным является первый вопрос, поскольку именно он определяет цель и тип словаря, а именно от этих факторов зависит решение о структуре словарной статьи (так называются сведения о языковой единице), способе организации материала и пометах.
По особенностям описания объекта лексикографирования выделяют два типа словарей: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедический словарь содержит объемную словарную статью, цель которой – сообщение о каком-либо явлении.
Примерами таких словарей являются:
— «Большая советская энциклопедия» (БСЭ),
— «Большая российская энциклопедия» (БРЭ),
— «Большой энциклопедический словарь» (БЭС),
— «Малый энциклопедический словарь» (МЭС).
Это энциклопедические источники универсального типа, они содержат сведения из разных областей знания .
Помимо этого, существуют отраслевые энциклопедические словари, которые посвящены определенной отрасли, например:
— «Лингвистический энциклопедический словарь» (ЛЭС),
— «Краткая литературная энциклопедия» (КЛЭ),
— «Философский энциклопедический словарь»,
— «Педагогическая энциклопедия»,
— «Мифы народов мира»,
— «Античная энциклопедия» и т. д.
Энциклопедические словари бывают также региональными («Африка»), биографическими («Русские писатели», «Русский биографический словарь»), персональными («Лермонтовская энциклопедия»).
Лингвистические словари содержат только краткие сведения о слове; это может быть его значение, особенности произношения, написания, изменения – в зависимости от типа словаря. Эти лексикографические источники подразделяются на несколько групп по разным основаниям .
По отраженным в словаре языкам словари могут быть одноязычные, двуязычные (например, англо-русский), многоязычные (например, немецко-русско-французский).
По способу расположения заглавных слов словари бывают алфавитные, гнездовые (слова располагаются с учетом алфавита, но подаются в составе гнезда родственных слов, именно так устроен, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля), обратные (инверсарии) – в них слова расположены в обратном порядке, как, например, в словаре рифм или в обратных словарях русского языка. Такие словари удобны, например, при анализе словообразовательных и морфологических особенностей слов.
По особенностям характеристики слов выделяют следующие типы лингвистических словарей:
1) толковые; в этих словарях даны толкования слов; среди этих словарей есть однотомные (например, «Словарь русского языка» С. И. Ожегова) и многотомные (например «Большой академический словарь русского языка», который создан как переработанное и дополненное переиздание 17-томного «Словаря современного русского литературного языка», изданного в середине XX столетия); в толковых словарях обязательно есть важнейшие сведения о грамматической характеристике слова (указывается род существительного, вид глагола; способности формы к изменению и т. д.); толковые словари содержат сведения не только о словах, но и об устойчивых фразах – фразеологизмах, таких, как бить баклуши, ни свет ни заря, задать баню, повесить нос и под., однако они дают сведения только о самых распространенных единицах подобного рода, а потому иногда возникает необходимость в обращении к фразеологическим словарям;
2) фразеологические; эти словари содержат только толкование фразеологизмов; один из этих словарей – «Большой фразеологический словарь русского языка» (ред. В. Н. Телия) – рекомендован Министерством образования Российской Федерации для использования при обучении русскому языку;