Курсовая с практикой на тему Приёмы использования художественной литературы на уроках изучения историко — обществоведческого материала в начальных классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Приемы обучения с точки зрения дидактики 5
1.2. Приемы, используемые на уроках историко-обществоведческого материала (окружающего мира) 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 28
2.1. Методика работы с текстовой информацией на уроках окружающего мира 28
2.2 Обзор используемой литературы по истории для 1 – 5 классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Введение:
Актуальность исследования. В последние годы в развитии школьного образования наблюдаются существенные сдвиги. Остроту и актуальность приобретает проблема обновления содержания образования. С принятием нового Закона РФ «Об образовании» в образовательной теории и практике вместе с компетентностым подходом приобретает актуальность понятие предметной и межпредметной интеграции отдельных предметов и родственных отраслей знания, что ориентирует педагогов на новую организацию содержания образования на более гибких, вариативных и интегрированных началах.
Содержание школьного исторического образования с этой позиции должно выступать как целенаправленное объединение, синтез знаний в определенную интегрированную систему, направленную на обеспечение целостности знаний учащихся о человеке и обществе, формирование у них общечеловеческих ценностей, общей обществоведческой компетентности.
Среди таких путей важнейшим остается реализация межпредметных связей. С появлением государственных стандартов образования и легитимизацией понятия «межпредметная компетентность» проблематика межпредметных связей в целом, и между историей и литературой в частности, актуализировалась для школьной методики обучения истории.
Именно с таких позиций были обновлены учебные программы по истории для учеников 1-5 классов в 2018 году. В тексте программ восстановлена рубрика «межпредметные связи» и основное внимание уделяется связям истории с литературой.
Однако на сегодняшний день решить эту сложную задачу в педагогической практике полностью еще не удалось, ведь эта проблема требует исследований и экспериментального апробирования. Именно поэтому поиски новых подходов к методике реализации межпредметных связей истории с литературой в обучении учащихся являются очень актуальными.
Объектом исследования выступает учебно – воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – межпредметные связи истории с литературой в обучении учащихся.
Цель работы заключается в исследовании особенностей использования художественной литературы на уроках изучения историко – обществоведческого материала. Для ее реализации необходимо решить ряд задач:
— изучить проблематику межпредметных связей;
— определить особенности использования литературных произведений на уроках предмета «Окружающий мир»;
— проанализировать практический опыт по испольованию художественной литературы на уроках окружающего мира в начальной школе.
С целью обеспечения всестороннего, полного и объективного анализа особенностей использования художественной литературы на уроках изучения историко – обществовеческого материала нами при написании работы, был использован ряд следующих методов: диалектический метод позволил рассмотреть теоретические основы исследуемой темы; формально-логические методы исследования, в частности метод синтеза, анализа, индукции, дедукции, помогли провести анализ особенностей использования художественной литературы на уроках истории.
Теоретическое значение исследования заключается в расширении и углублении взглядов на проблему межпредметных связей истории с литературой в обучении учащихся.
Практическое значение исследования заключается в том, что материалы курсового исследования могут использоваться учителями, психологами, родителями в учебно-воспитательном процессе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, общих выводов, списка использованной литературы.
Заключение:
В нашей работе мы рассмотрели проблему особенностей использования художественной литературы на уроках изучения историко-обществовеческого материала. Выбор темы был не случайным, поскольку сегодня поиски новых подходов к методике реализации межпредметных связей истории с литературой в обучении учащихся являются очень актуальными.
Мы постарались рассмотреть данный вопрос с новых позиций, опираясь на самые последние исследования ведущих специалистов в данной области.
В процессе достижения цели были решены следующие задачи:
1. Изучили проблематику межпредметных связей.
2. Определили особенности использования литературных произведений на уроках истории.
3.Привели пример экспериментальной проверки методики реализации межпредметных связей истории и литературы в 3-4 классах.
Таким образом, мы пришли к следующем выводам:
1.Межпредметные связи – это трактовка и оценивание учащимися объектов реальности, согласованное с позиций различных наук, которые являются основой учебных предметов, что позволяет обеспечить целенаправленное и системное формирование у них целостной картины мира, выходя за пределы предметного мышления и с использованием родственных для различных предметов методов и технологий обучения. В последние годы исследования проблемы межпредметных связей постепенно связывается с изучением вопросов формирования предметных и межпредметных компетентностей учащихся. С этой точки зрения межпредметные связи выступают как своеобразное основание (учебное содержание, способы деятельности и т.д.) для формирования соответствующих межпредметных компетенций.
2. Художественная литература — один из важных источников знакомства учеников с историческим прошлым и одно из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Произведения художественной литературы являются рекомендованными во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроке. Художественный образ, как правило, отличает меткость и убедительность. И это значительно облегчает восприятие культурного и исторического прошлого.
3. Нравственная значимость информации, которою несёт художественная литература, порождает эмоциональное сопереживание, чувство моральной солидарности. Конечно, сиюминутный интерес необходимо закреплять, на каждом уроке. Преподаватель должен развить самодеятельность учеников, научить их работать, читать серьёзные книги, хорошо излагать свои мысли. На таких уроках учитель выступает как организатор познавательной деятельности учеников, создаёт условия, способствующие развитию диалога, сотрудничества.
4. Теоретические исследования позволили сформулировать методические условия реализации межпредметных связей истории с литературой, а именно:
использование несколько раз в семестр интегрированных и бинарных уроков (интегрированный урок, используя межпредметные связи, проводит один учитель; бинарный урок характеризуется тем, что его проводят два учителя);
организация ученических проектов-исследований по темам общими для курса истории и курса литературы; системное применение межпредметных способов деятельности учащихся (работа с текстами, характеристика выдающихся литераторов общественных и политических деятелей, освещение исторических событий, процессов и явлений, которые являются основой содержания для истории и фоном для уроков литературы и т.п.); направленность межпредметных связей на формирование составляющих предметной исторической компетентности и ключевых компетенций; реализация межпредметных связей средствами интерактивного обучения в соответствии с задачами компетентно ориентированного обучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Приемы обучения с точки зрения дидактики
По мнению учащихся, современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность. Современный урок — это спокойная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: «Слава богу, окончилось!» Современный урок — это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.
Многие современные школьники вряд ли назовут чтение среди своих любимых занятий. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определенная знаковость.
Каким должен быть современный урок литературы? Многие учителя ответят: «Современный урок литературы – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки все больше и больше привлекают учителей-предметников. Бесспорно, использование ИКТ экономит время на уроке, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся, формирует элементы информационной культуры учащихся, прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами, позволяет учителю идти в ногу со временем.
На уроках литературного чтения используются следующие приемы:
“Фантастическая добавка” – универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету «Фразеология»), придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию.
Приём «Отсроченная отгадка»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
умение анализировать и сопоставлять факты;
умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Прием «Интеллектуальная разминка»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
Приём «Бортовой журнал»
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
Слово метод используется одновременно в двух значениях: общенаучном – способ теоретического исследования и конкретном – способ осуществления чего-л., то есть как синоним термина прием. При этом принято разграничивать: общенаучные методы – используемые всеми науками: методы наблюдения, обобщения, моделирования, количественные методы, экспериментальные методы; методы частных наук – используемые только одной наукой или группой родственных наук.
Например, лингвистическое интервьюирование, полевая стратификация, лингвокогнитивный метод, ассоциативный эксперимент; методы исследования отдельных явлений частной науки, например, в лингвистике – фонологический анализ, компонентный анализ, когнитивная интерпретация. Один и тот же метод может выступать в нескольких разновидностях (вариантах), которые в практике исследований тоже принято называть методами. Например, метод эксперимента может выступать в виде метода ассоциативного эксперимента, который, в свою очередь, может выступать в виде свободного ассоциативного эксперимента и направленного ассоциативного эксперимента. Все это будут методы исследования. Метод компонентного анализа выступает в виде метода классического оппозитивного компонентного анализа и метода Бендикса и т.д [17].
В научной практике используется и термин методика, который также оказывается многозначным. С одной стороны, методика – это совокупность методов и приемов для эффективного исследования какого- либо явления. С другой стороны методикой очень часто называют отдельные частные методы или приемы исследования — например, часто говорят – методика Бендикса, методика компонентного анализа и т.д. Методика в последнем случае – синоним частного метода и приема.
Таким образом, с одной стороны, в лингвистической практике метод – это более широкое понятие, чем прием, с другой стороны, термины метод и прием могут выступать как синонимы. Методика – более широкое понятие, чем метод и прием, но оно на практике тоже может выступать как синоним терминов метод и прием.
Мы полагаем, что исключительно термин методы целесообразно использовать применительно к общенаучным методам, все остальные могут в равной степени называться методами, методиками и приемами. Например: «в исследовании использовались общенаучные методы наблюдения, обобщения, моделирования, эксперимента, количественные методы, а также методы (приемы, методики) свободного и направленного ассоциативного эксперимента, лингвистического интервьюирования, когнитивной интерпретации, компонентного анализа, полевой стратификации». При описании использованных в лингвистическом исследовании частных методов важно, чтобы эти методы назывались максимально конкретно, в форме конкретных используемых вариантов того или иного метода – например, не метод ассоциативного эксперимента, а методы направленного и свободного ассоциативного эксперимента и т.д., чтобы можно было максимально полно представить используемый метод [12].
На реализацию конкретного метода в значительной мере влияют личностные особенности того субъекта обучения, который с помощью этого метода преобразует информацию. Варианты проявления метода связаны с влиянием совокупности различных внешних и внутренних условий каждого перехода: полнотой и качеством сведений, составляющих информацию; количеством и качеством технического обеспечения реализации метода; наличием или отсутствием помех, отношением субъектов процесса обучения друг к другу, отношением каждого субъекта к передаваемой информации, наличием в момент передачи и усвоения информации оптимального психофизиологического состояния и др.
Проявление метода обучения в действия субъекта обучения приобретает специфические особенности и должен выражаться другой смысловой категорией, которая называется прием обучения (научения или учения).
Прием обучения – это вариант проявления соответствующего метода обучения в деятельности конкретной личности, примененный ею с учетом своих особенностей в конкретных условиях реализации, при наличии определенной совокупности средств. Один и тот же метод обучения у разных субъектов, в разных условиях и с помощью разных средств воплощается посредством разных приемов обучения, что может дать заметно отличающиеся результаты образования [4].
Способы обучения – это обобщенные описания (лишенные черт индивидуальности реализации) приемов обучения, обусловленные конкретно заданными условиями внешней среды (прежде всего, это ограниченная совокупность средств обучения). В способах выражаются те основные одинаковые элементы, которые феноменологически проявляются в приемах у разных субъектов деятельности в сходных условиях и при наличии одинаковых средств обучения.
Таким образом, прием обучения помогает соответствующему методу обучения проявиться в деятельности конкретной личности, примененный ею с учетом своих особенностей в конкретных условиях реализации, при наличии определенной совокупности средств. Один и тот же метод обучения у разных субъектов, в разных условиях и с помощью разных средств воплощается посредством разных приемов обучения, что может дать заметно отличающиеся результаты образования.