Курсовая с практикой на тему Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у младших школьников на занятиях ДПИ 5
1.1. Сущность и содержание понятия творческое воображение 5
1.2. Особенности творческого воображения младших школьников 9
1.3. Роль занятий декоративно-прикладного искусства в развитии творческого воображения младших школьников 14
Глава 2. Методика развития творческого воображения у младших школьников на занятиях ДПИ 21
2.1. Методы диагностики творческого воображения младших школьников 21
2.1. Методы развития творческого воображения у младших школьников на занятиях ДПИ 24
2.3. Практические рекомендации по развитию творческого воображения у младших школьников на занятиях ДПИ 31
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Введение:
Актуальность исследования. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества лю-дей. Воображение выводит человека за его пределы, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в иное время, которое не может себе представить ни одно другое существо в мире. Прошлое сохраняется в образах памяти, достиг-нутой силой воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать – это создавать приятные нам образы будущего, образы того, что человек хотел бы реализовать, но в данный момент не может; все, что соответству-ет вашим самым сокровенным желаниям. Мечта об особом усилии вопло-щения в жизнь творческих сил человека.
Способность творить новое, потребность в творческой деятельности теперь признаются атрибутами психически зрелой, нормальной личности и не редкими исключительными, а включенными в человеческую жизнь яв-лениями.
Одной из актуальных проблем начального обучения является разви-тие творческого воображения детей. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческого воображения. К сожалению, с те-чением времени они необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В по-следние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ре-бенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л. Ру-бинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение вы-ступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения млад-ших школьников на уроках изобразительного искусства.
Цель исследования выявление и обоснование приёмов и методов работы по развитию творческого воображения на уроках изобразительно-го искусства.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание понятия творческое вообра-жение;
2. Изучить особенности творческого воображения младших школь-ников;
3. Определить роль занятий ДПИ в развитии творческого воображе-ния младших школьников;
4. Описать условия и методы развития творческого воображения младших школьников;
5. Разработать практические рекомендации развитию творческого воображения на занятиях ДПИ.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Заключение:
Мы рассмотрели понятие воображения, в том числе, понятие творче-ского воображения, приемы, применяющиеся в творческом воображении, умения, необходимые для развития творческого воображения, виды и функции воображения, этапы развития воображения, его структурные формы, механизм функционирования, особенности развития творческого воображения в младшем школьном возрасте.
Воображение есть особая форма человеческой психики, которая за-нимает промежуточное положение между восприятием, мышлением, памя-тью, вниманием и речью. Воображение есть психический процесс, в кото-ром отражение действительности происходит в виде образов, представле-ний, идей, созданных на основе образов восприятий, памяти, внимания, а также знаний приобретенных в процессе человеческого речевого общения.
Психологической основой его творческой деятельности является творческое воображение, реализуемого разными формами и способами. Уровень развития воображения детей младшего школьного возраста мож-но разделить на три уровня: высокий, средний и низкий. Воображение — важнейший психический процесс, уровень развития которого влияет на успешность усвоения школьной программы детьми младшего школьного возраста, богатство самой личности ребенка.
Использование на уроках условий, способствующих развитию вооб-ражения, обучение механизмам переконструирования опыта обеспечивает успешное проведение уроков и продуктивно влияет на творческую дея-тельность учащихся,
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображе-ния у младших школьников на занятиях ДПИ
1.1. Сущность и содержание понятия творческое воображение
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представ-ления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением [14].
Воображение является основой наглядно-образного мышления, поз-воляющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или не-возможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.
Творческая личность способна более эффективно решать жизненные задачи, планировать будущие цели, тем самым предоставляя себе и дру-гим большую свободу выбора, поступков и поступков. Это дает возмож-ность эффективно строить свою деятельность в развивающемся обществе. Из этого следует, что творческая сторона деятельности человека является важным условием формирования активной жизненной позиции. [20].
То насколько активно и осознанно отношение человека к процессу воображения помогает определять виды воображения:
1. Пассивное воображение — это воображение, которое не зависит от практической деятельности. Продукт воображения не реализуется в жизни. Оно может быть как преднамеренным — фантазийные образы вызываются индивидуумом, но образы не связаны с силой, направленной на их испол-нение, так и непреднамеренными — сон, полусон, состояние аффекта, рас-стройство личности.
• Продуктивное воображение — реальность сознательно констру-ируется человеком.
• Репродуктивное воображение — реальность воспроизводится в том виде, в каком она есть.
• Сон – продукт здоровой психики. Все люди видят сны. Иссле-дования последних лет привели ученых к мысли, что сны необходимы да-же для нормального функционирования нашего мозга. Если лишить чело-века мечты, это может привести к психическому расстройству. Галлюцина-ции являются продуктом больной или нездоровой психики.
Галлюцинация также является пассивным, непреднамеренным вооб-ражением. Галлюцинации появляются при различных психических заболе-ваниях, а так же под влиянием сильных переживаний — чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.
Грёзы — это пассивное, но преднамеренное воображение. Это меч-ты, не связанные с волей, направленной на их исполнение.
2. Активное воображение делится на креативное и творческое.
Креативное воображение характеризуется тем, что на основе инфор-мации, полученной от других людей, мы воспроизводим конечный про-дукт.
Творческое воображение направлено на создание чего-либо принци-пиально нового. Преобладание творческого воображения в определенной деятельности над мечтательностью свидетельствует о высоком уровне раз-вития личности.
Творческим воображением называется самостоятельное создание но-вых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. дея-тельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.
Творческое воображение — процесс значительно более сложный и трудный, чем воссоздающее воображение. Создать образы Онегина, Пе-чорина или Плюшкина несравненно труднее, чем представить их себе и понять, читая уже написанное произведение. Создать новый образец ма-шины несравненно труднее, чем представить его себе по готовому черте-жу.
Н.Р. Ветрук в статье о развитии творческого воображения дал более точное определение [4, с. 24]: «Воображение можно рассматривать как психический процесс, связанный с созданием образа предмета или ситуа-ции за счет перестройки накопленных впечатлений».
Роль творческого воображения огромна. С его помощью создаются новые оригинальные произведения, которых раньше не было. Однако их персонажи (для художников, скульпторов, писателей) настолько похожи на реальные, настоящие, что начинаешь относиться к ним как к живым.
И. В. Дубровина считает, что сновидение— это особый вид вообра-жения. Сон, по ее мнению, всегда направлен в будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека или личности. Сон позволяет планировать будущее и организовывать свое поведение для его реализа-ции. Он не дает немедленный объективный продукт деятельности, но все-гда является толчком к деятельности.
В возникающих в воображении образах всегда присутствуют черты уже известных человеку предметов или явлений. Но в новом образе они трансформируются, изменяются, объединяются в необычные сочетания.
Существует несколько классификаций функций воображения. Мы со-средоточимся на одном из используемых в психологии [5]:
1. Способность к получению новых знаний и способность компоно-вать ранее полученную информацию называется когнитивной функцией.
2. Предвидение развития событий до их завершения и завершения – прогнозирование.
3. Понимание чувств другого человека – эмпатия.
4. Предупреждение трудностей и неприятностей – защита.
5. Совершенствование собственной личности – саморазвитие.
6. Воссоздание в уме картинок прошлого, их повторное переживание –воспоминания.
Чаще всего человек в той или иной ситуации использует одну функ-цию воображения, но иногда возможны комбинации [18]: