Теория и методика обучения литературе Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Приемы повышения интереса к изучаемому материалу на уроках литературы в 5 классе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования интереса к
изучению
материала на уроках литературы в пятом классе. 6
1.1. Основные особенности, цели и
задачи преподавания литературы  в пятом
классе  6
1.2. Особенности развития
и формирование познавательного интереса к изучаемому материалу как основа и
необходимое условие повышения качества обучения на уроках литературы в пятом
классе. 13
ГЛАВА 2  Методический аспект
формирования у детей интереса к изучению
литературы   ………………………………………………………………………..21
2.1.   Приемы повышения интереса
к изучаемому материалу у учеников пятых классов  21
2.2.   Использование проектов на
уроках литературы как прием повышения интереса к изучению предмета. 31
Заключение  31
Список использованных источников. 31

  

Введение:

 

В XXI веке образовательная
система в России
находится на этапе существенных изменений, связанных с изменением
историко-культурной модели развития. Новые требования современного общества к
деятельности педагога требуют изменения не только содержания образования, но и
подходов к организации образовательного процесса, деятельности обучающихся. Главной задачей, стоящей перед
современной образовательной системой, является нацеленность на развитие
школьника. Главным фактором успешности реализации на практики и
внедрения в современную школу всех нововведений является формирование образовательной
среды, которая будет способствовать развитию познавательного интереса у
школьников.

Актуальность темы.
Актуальность данной темы выражается в том, что формирование познавательных
интересов школьников – проблема,
волнующая ученых-исследователей в области педагогики, психологии, специальной
педагогики, психолингвистики, когнитивной лингвистики, так как остро стоит
вопрос повышения качества образования в школе. В соответствии с новой компетентностно ориентированной
парадигмой образования происходит пересмотр и преобразование направленности,
содержания образования, деконструкция, пересмотр целей и результата процесса
обучения. Одним из условий развития системы образования в современных условиях
называют необходимость перехода к новому качеству системы образования,
связанного с компетентностным подходом.  Разработаны и внедрены в образовательную системы новые законодательные
акты и документы, определяющие направление современной системы обучения. Образовательная
цель ориентирована на результаты обучения, сформулированные в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов. Эффективность процесса обучения
напрямую зависит от решения проблемы формирования интереса к изучению материала,
так как это один из важных мотивов развития познавательной деятельности
школьника. Решение проблемы формирования интереса к изучению материала является
актуальной потребностью современного общества.

Современная школа ставит перед собой
задачу не столько передать знания, умения и навыки от старшего поколения к
младшему, от учителей к ученикам, сколько развить способности учиться
самостоятельно. Для этого в обучающихся формируют способность находить учебную
проблему и искать пути её решения, а также оценивать результаты собственной
учебной деятельности. Современность диктует образовательной системе новое
требование: человек должен не научиться раз и на всю жизнь, а уметь постоянно
находиться в процессе саморазвития. Если раньше выдвигался девиз «Образование
для жизни», то теперь ему на смену пришел новый – «Образование всю жизнь». С
развитием информационно-коммуникативных технологий человек живет окруженный
огромным массивом постоянно обновляющейся информации, а значит первейшая задача
для образования – научить ориентироваться в этом потоке знаний, определять
полезность и применимость полученных данных.

Необходимость теоретической разработки данной
проблемы доказана педагогической и психологической наукой. Современная
педагогика нацелена на личностное развитие ребенка, все больше внимания
уделяется индивидуальным особенностям развития личности, что объясняет интерес
к исследованию формирования познавательного интереса у школьников. Для формирования
у школьников интереса к изучению материала, необходимо внедрять новые
современные средства и метода обучения. На первом месте в решении данной
проблемы и реализации поставленной задачи – формирование интереса к изучению
материала школьниками в процессе учебной деятельности.

Формирование
познавательных интересов занимались в своих исследованиях М.Ф. Беляев, Л.И.
Божович, Д. Б. Богоявленская, Ю. В. Кулеша, А. Н. Леонтьев, Ф. К. Савина, Г.И.
Щукина и др. В своих исследованиях они изучали разные теории и разработали
различные методики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Из всего
вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.  Обобщая
изложенный в работе материал, можно говорить о том, что одной из основных
особенностей преподавания литературы в пятом классе является переход от
предмета «литературное чтение» к изучению литературы, как одного из видов
искусства, к овладению детьми навыком осознанного чтения художественного
текста, к формированию у детей потребности в текстах художественной литературы.

Целями изучения литературы являются:

— формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка, через
знакомство с художественными произведениями;

— развитие у детей интеллектуальных способностей, творческого начала, как
важных для самореализации и социализации качеств;

— овладение навыком осознанного чтения, понимания смысла прочитанного,
умением анализировать смысл прочитанного и давать оценку;

— формирование всесторонне развитой, успешной личности, способной к
саморазвитию, самообучению (умение ставить перед собой цели собственной
деятельности, умение планировать свою деятельность, искать и обрабатывать
информацию из разнообразных источников и т.п.).

Можно выделить следующие задачи обучения литературы:

— развитие читательских навыков и умений у пятиклассников;

— знакомство и формирование интереса литературе, как искусству слова;

— формирование разнообразного круга чтения, повышение качества чтения,
уровня восприятия и понимания прочитанного текста;

— формирования навыка анализа прочитанного художественного текста;

— формирование у детей научно-литературоведческого восприятия мира,
обучение основам теоретических знаний о литературе как науке.

2. Общим психологическим принципом формирования у
детей интереса к обучению можно назвать взаимосвязь и взаимозависимость того,
что уже известно ребенку из собственного опыта и в то же время содержит элемент
новизны, познавательный элемент, новые для ребенка формы деятельности и иметь конечный
результат.

3. Для
успешного обучения важное значение играет насколько у ребенка выражена
мотивация, интерес к изучению материала. Высшей учебной мотивацией школьника
является сформированный интерес к изучению материала. Со временем
познавательный интерес у ребенка может снижаться, и задача преподавателя
удержать, повысить интерес школьника к учебной деятельности. Художественные
произведения играют большую роль в формировании творческой, гармонично
развитой, целостной, активной и самодостаточной личности. Но это может
произойти только в том случае, если у ребенка будет сформирован познавательный
интерес к учебной деятельности. Причинами, по которым у пятиклассников может
снижаться интерес к изучению материала являются: неправильно и неграмотно
подобранно содержание материала; недостаточное владение педагогом  методами и приемами обучения детей; проблемы
в выстраивании взаимоотношений, общения с детьми, неумение выстраивать
взаимодействие на уроках внутри детского коллектива, их взаимодействия между
собой; отсутствие у школьников навыка состоятельной деятельности в изучении
материала; отсутствие понимания у пятиклассника существующей межпредметной
связи и связи полученных знаний и умений с повседневной жизнью.

4. Исходя из анализа вышеизложенных
данных можно выделить следующие принципы повышения интереса у пятиклассников
при изучении интереса на уроках литературы:

— использование
преподавателем в своей учебной деятельности разнообразных форм организации
учебного процесса (индивидуальный, в парах, групповой);

— использование дифференцированного и
индивидуального подхода к школьникам;

— использование
приемов обучения, способствующих развитию коммуникативных навыков, умения
взаимодействовать детей друг с другом при решении учебных задач;

— использование
приемов, способствующих развитию навыка самостоятельной деятельности.

Анализ педагогической,
психологической и методической литературы показал, что для формирования
интереса у пятиклассников к изучению материала на уроках литературы важно
использовать следующие приемы:

— «Интерпретация».

— «ИНСЕРТ
(интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления).

— «Мозговой
штурм».

— «Групповая
дискуссия»

— Кластеры

— Синквейн.

— «Продвинутая
лекция».

— Эссе.

— Ключевые
термины.

— Перепутанные
логические цепочки.

— Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).

— Взаимоопрос

— «Толстые и тонкие вопросы».

— «Лабораторная
работа».

— Проектная
деятельность

Все вышеперечисленные приемы
помогают в формировании интереса у ребенка при изучении материала на уроках
литературы в пятом классе..

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1

1.1. Основные особенности, цели и задачи преподавания
литературы
в пятом классе

 Еще наши предки
отмечали, что мы должны преклоняться перед прошлым, стремиться к будущему, всегда,
а дети – это наше будущее.

Современное общество в век развития новых
информационных технологий ставит перед родителем, учителем свои задачи к тому,
каким хочет видеть современного человека. Ему нужны, нравственные,
образованные, предприимчивые, самостоятельные личности, которые умеют
самостоятельно принимать решение, понимая и принимая ответственность за
последствия этих решений, анализировать свои поступки, действия, уметь
сотрудничать, быть мобильными, обладать патриотическими чувствами к своей
стране, хотеть и способствовать ее процветанию.

Все вышесказанное диктует новые требования к качеству и результатам организации
образовательного процесса в школе. Современное образование отказывается
от традиционных методов обучения и получения по итогам окончания школы
результатов в виде знаний, умений, навыков. Современные тенденции – это
направленность на деятельностный характер, ключевая задача которого полноценное
развитие личности ребенка.

Преподавание
в школе такого предмета как литература — очень непростой и часто вызывающий
споры процесс. В современном обществе, особенно среди родителей, транслируется
недовольство изучением и результатом преподавания литературы. Отмечается сложность
материала, его перегруженность, ограниченность и недостаточность времени,
отведенного на предмет. Чтобы выяснить причину таких споров, важно понять, что
такое литература, какие цели и задачи стоят перед этим предметов в школе.

Можно
сказать, что литература включает в себя два понятия.

Литература – это вид
искусства, ее можно
отнести к предметам эстетического цикла, наряду с такими предметами в школе,
как изобразительное

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы