Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Приемы и методы развития коммуникативных навыков младших школьников в процессе досуговой деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков младших школьников в досуговой деятельности 5

1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы формирования коммуникативных навыков у младших школьников 5

1.2. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков в ходе досуговой деятельности 12

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования коммуникативных навыков младших школьников в процессе досуговой деятельности 18

2.1. Организация и методики исследования 18

2.2. Работа по формированию коммуникативных навыков младших школьников в процессе досуговой деятельности 22

2.3. Анализ проведенной работы 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из важнейших задач усовершенствования качества образования является формирование личностной готовности детей к активной жизни, к творческой самореализации в демократическом обществе. Сейчас начальная школа – это школа самореализации и самоактивизации личности, а задача учителя – не только дать учащимся определенный объем знаний и умений, но и научить их общаться, сформировать человека, способного творчески мыслить, принимать решения, решать проблемы, иметь свою позицию, брать на себя ответственность, адаптироваться к условиям жизни, способной к мобильности, быстрому изменению социальных ролей, то есть быть человеком компетентным и обладать коммуникативными навыками.

Коммуникативные навыки занимают особенное место посреди творческих проявлений младших школьников. Они требует работы таких составляющих литературно-творческих способностей, как восприятие, мышление, творческое воображение, речь, позволяет одновременно раскрыться чувственной и интеллектуальной сфере младшего школьника. Именно в этот период активно развивается дар фантазировать, заметно проявляется любознательность, формируется умение наблюдать, сравнивать, критически оценивать деятельность.

Цель исследования: изучить проблему формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в ходе досуговой деятельности, выделить их приемы и методы.

Объектом исследования выступает процесс формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования являются приемы и методы формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в процессе досуговой деятельности.

Гипотеза исследования: эффективное формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста возможно при соблюдении следующих условий:

— педагог использует в организации досуга парные, групповые формы работы, проектную деятельность;

— подбор заданий будет осуществляться с учётом возрастных и индивидуальных требований.

Поставленная цель исследования предполагает необходимость решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретическое основы по проблеме формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

2. Изучить средства, методы и приемы организации досуговой деятельности для формирования коммуникативных навыков младших школьников.

3. Организовать исследование уровня сформированности коммуникативных навыков младших школьников.

4. Провести работу по организации досуговой деятельности с младшими школьниками для формирования коммуникативных навыков.

Методы исследования:

1. Методы теоретического исследования (анализ, сравнение, классификация, обобщение); методы работы с литературой; изучение опыта работы.

2. Эмпирические методы исследования (диагностические методики).

3. Методы математической статистики и обработки материала (количественная и качественная обработка результатов исследования, графические способы представления результатов исследования).

Теоретическая значимость состоит в обобщении основных аспектов, касающихся формирования коммуникативных навыков младших школьников в ходе проведения досуговой деятельности.

Практическая значимость исследования: данная работа может служить основанием для проведения практического исследования, а также будет интересна учителям начальных классов при организации досуга младших школьников, а также студентами педагогических специальностей при изучении данной проблемы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Младший школьный возраст психологи считают оптимальным периодом для активного формирования социального поведения, навыков общения с ровесниками разного пола, развития коммуникативных способностей, способности ориентироваться в социальных ситуациях. Поэтому актуально в этот период формирование коммуникативной компетентности младших школьников, в процессе которого необходимо учитывать психологические особенности детей этого возраста.

С приходом в школу в жизни детей происходит много кардинальных перемен. Они вступают в новое социальное пространство человеческих отношений. У них появляются новые обязанности, связанные с обучением. Происходят изменения в развитии рефлексивных способностей – мотив «надо» преобладает над мотивом «хочу».

Школа выдвигает новые требования к речи ребенка. При ответе на уроке оно должно быть конкретным, сжатым, четким, выразительным и грамотно построенным. При общении необходимо придерживаться этических норм, принимать принятые формулы речевого этикета (формы обращения, слова вежливости). Ребенок должен заботиться о своей речи и правильно ее организовывать, чтобы наладить отношения с учителями, ровесниками, другими участниками учебного процесса.

Младшим школьникам обычно достаточно сложно организовывать свое речевое поведение, и это негативно влияет на общение с окружающими. Причина в том, что у детей этого возраста недостаточно сформированы социально-коммуникативные навыки, структурные компоненты общения.

В процессе эмпирического исследования были обнаружены различные уровни сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Однако для большинства обучающихся характерно наличие среднего и низкого уровня. В связи с этим были разработаны практические задания для досуговой деятельности, игровые упражнения, коллективная творческая деятельность, которые позволят увеличить уровень сформированности коммуникативных навыков младших школьников. Задания способствовали еще большему укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», ответственности младших школьников, умения организовать свою деятельность и взаимодействие с другими, формированию навыков самопрезентации и самоорганизации, рефлексии.

Таким образом, мы можем утверждать, что гипотеза, выдвинутая нами в исследовании, была эффективна и нашла свое подтверждение.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков младших школьников в досуговой деятельности

1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы формирования коммуникативных навыков у младших школьников

Как одна из основных задач развития в детстве, обучение общению имеет ключевое значение для детей, чтобы взаимодействовать с людьми в их мире и удовлетворять свои потребности. Немногие задачи в раннем детстве так же важны, как эта! Коммуникативное развитие детей младшего возраста включает приобретение навыков понимания и выражения мыслей, чувств и информации. Понимание общения начинается еще до рождения (во время беременности) и продолжается всю жизнь, когда ребенок слышит, видит и интерпретирует информацию от других людей.

Общение является фундаментальной человеческой способностью и опытом. Люди общаются с рождения с помощью невербального и вербального поведения, от первого взгляда младенца до сложных вербальных взаимодействий взрослых. Такое поведение позволяет достичь различных целей, таких как выражение эмоций, обмен идеями и указание на потребности [22].

Эффективное общение имеет важное значение для академической и социальной компетентности детей младшего возраста. Исследования показывают, что эффективное общение является важным социальным навыком, который способствует подготовке детей младшего возраста к школе, социальной адаптации и академическим успехам. В начальных классах социально компетентные дети, как правило, превосходят в учебе детей, которым не хватает коммуникативных навыков. Эти данные свидетельствуют о том, что школьникам необходимо приобрести эффективные коммуникативные навыки, чтобы преуспеть в учебе и в обществе.

Коммуникативные навыки представляют собой такие навыки общения, которые позволяют людям понимать других и быть понятыми сами. В контексте этих навыков важны различные аспекты, такие как умение слушать, говорить, наблюдать и сопереживать. В повседневной жизни эти навыки необходимы для передачи идей другим, развития уверенного отношения, уважения к другим и публичных выступлений. Развитие этих навыков помогает младшим школьникам добиться прогресса в учебе [11].

В младшем школьном возрасте дети приобретают языковые и коммуникативные навыки, необходимые для выражения своих потребностей, мыслей и чувств в социальных взаимодействиях, и учатся адекватно реагировать на других. Благодаря эффективному общению они также учатся быть социально компетентными людьми, выстраивая уважительные, позитивные взаимодействия и отношения с другими людьми. Это позволяет детям узнавать о себе, других и мире. Педагоги начального образования должны сделать своим приоритетом обучение коммуникативным навыкам на ранней стадии и стратегически помогая детям получить знания и навыки, необходимые для достижения успеха в начальных классах [3].

Е.В. Домырева описывает развитие коммуникации как «руководство потребностью в релевантности (т.е. в сообщении того, что важно), несоответствии (т.е. стремлении установить согласованность информации) и проработке (т.е. овладении более сложными языковыми навыками). Коммуникация – это, по сути, система манипулирования символами, которая присутствует у очень маленьких детей и усложняется с возрастом» [8, с. 61].

Коммуникация, в самом простом виде, представляет собой акт передачи информации из одного места в другое. Она может быть устной (с помощью голоса), письменной (с использованием печатных или цифровых носителей, таких как книги, журналы, веб-сайты или электронная почта), визуальной (с использованием логотипов, карт, диаграмм или графиков) или невербальной (с использованием языка тела, жестов и тембр и высота голоса). На практике это часто комбинация нескольких из них.

Под коммуникативной компетенцией понимается комплекс личностных характеристик, предполагающий ориентировку в различных ситуациях общения, основанную на знаниях и чувственном опыте личности; способность взаимодействовать с другими, понимать себя и других людей при постоянной модификации психических состояний, межличностных отношений и социальных условий [13].

Уровень коммуникативного развития является одним из основных условий существования социальной личности, которая в процессе формирования и функционирования личности выполняет различные функции: передачу социальных, культурных и нравственных ценностей, формирование духовного мира человека и его образа жизни, воздействие на сознание и поведение людей есть сфера реализации личностью своих сущностных сил. Коммуникативные контакты учащихся охватывают особую категорию жизненных отношений, а именно субъект-субъектные отношения. К этой категории отношений относятся практически все виды межличностных отношений, в которых участвуют школьники и педагоги в образовательном процессе [6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы