Курсовая с практикой на тему Причины возникновения конфликтов у младших школьников и условия их преодоления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретическое исследование конфликтного
поведения детей младшего школьного возраста и пути его психокоррекции. 5
1.1 Конфликтное поведение как феномен в психологии. 5
1.2 Основные методы психокоррекционной работы с
детьми младшего школьного возраста с конфликтным поведением в образовательной
среде. 9
Вывод по главе 1. 17
Глава 2. Эмпирическое исследование конфликтного
поведения детей младшего школьного возраста. 18
2.1 Организация и методы исследования. 18
2.2 Диагностика конфликтного поведения младших
школьников. 19
2.3 Коррекция конфликтного поведения младших
школьников в образовательной среде. 29
Выводы по 2 главе. 32
Заключение. 33
Список литературы.. 36
Введение:
Младший
школьный возраст можно считать отчасти переходным, поскольку ребенок с одной
стороны имеет еще много детских качеств, таких как наивность,
непосредственность поведения, легкомыслие и др., с другой же стороны у него
начинает формироваться логическое мышление, появляются новые интересы,
связанные с учебной деятельностью, образуется стремление к достижению
определенного социального статуса, меняется общий уклад жизни. Начало школьного
обучения связано с приобретением ребенком новой внутренней позиции, связанной
со сменой ведущей деятельности. Успех адаптации в ином социальном статусе во
многом влияет на становление личности, самооценку и самопринятие ребенка.
Освоение позиции школьника предполагает понимание и соблюдение принятых в
обществе этических и моральных норм и ценностей. Иногда, в связи с разными
причинами и обстоятельствами ребенок не владеет способами и приемами
саморегуляции своего поведения, что может приводить к возникновению конфликтов
во взаимодействии с окружающими людьми как со сверстниками, так и со взрослыми.
Проблема
исследования состоит
в недостаточном арсенале способов и средств формирования саморегуляционных
механизмов управления своим поведением у современных младших школьников.
Объект
исследования — конфликтные
проявления.
Предмет
исследования –
возможности коррекции агрессивных проявлений младших школьников.
Цель
исследования состоит:
— в
определении особенностей проявлений конфликтного поведения у современных детей
младшего школьного возраста;
— в
определении эффективности коррекционных мероприятий, направленных на
формирование у младших школьников навыков социально адекватного выражения
эмоций.
Гипотеза
исследования состоит
в предположении, что сплочение группы и формирование у детей младшего школьного
возраста навыков применения адекватных форм выражения эмоций приводит к
снижению уровня проявления агрессии.
Для
осуществления поставленной цели нами был составлен перечень задач
исследования:
—
Проанализировать состояние разработанности проблемы агрессивного поведения
младших школьников в зарубежной и отечественной литературе;
—
Подобрать методы и составить программу диагностики агрессивных проявлений детей
младшего школьного возраста;
—
Разработать и апробировать программу формирования у детей младшего школьного
возраста навыков использования адекватных форм проявления своих эмоций;
—
Определить эффективность разработанность коррекционной программы;
—
Осуществить интерпретацию полученных данных, сделать выводы по результатам
исследования.
В
исследовании были использованы такие методы как: теоретический анализ научных
источников, анализ, синтез, систематизация, беседа, анализ продуктов
деятельности.
Экспериментальный этап исследования реализовывался на базе МБОУ «Школа № 34» г.
Москва. Экспериментальная выборка состояла из 40 младших школьников 7 – 8 лет.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных
изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного
возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых
(учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых
является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных
возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
В нашей работе была рассмотрена проблема психокоррекции конфликтного
поведения младших школьников. Актуальность исследования не вызывает сомнений,
поскольку сегодняшняя социальная обстановка в нашей стране, средства массовой
информации оказывают неблагоприятное влияние на развитие детей младшего
школьного возраста.
Целью нашего исследования было выявление взаимосвязи конфликтного и
тревожного поведения у детей младшего школьного возраста.
В первой главе нашей работы были рассмотрены теоретические основы
проблемы: рассмотрели конфликтное и тревожное поведение ребенка; основные
направления и методы психокоррекционной работы с конфликтными и тревожными
школьниками.
Все вышесказанное обуславливает необходимость коррекционной деятельности
с младшими школьниками, обнаруживающими признаки устойчивых агрессивных
тенденций. К кризисным особенностям возраста можно отнести и кардинальную смену
ведущей деятельности и близкого социального окружения, изменение требований,
повышение ответственности, что не всегда сопровождается быстрой перестройкой
системы отношений. Трудности при организации и поддержании социальных контактов
могут быть связаны, в частности, с неспособностью ребенка понять эмоции и
чувства партнера по общению и. сообразно этому, изменить свою тактику.
Сообразно обозначенной актуальности нами было организовано
экспериментальное исследование. В ходе первого этапа мы констатировали низкий
уровень групповой сплоченности и достаточно проявленные тенденции прямой и
косвенной агрессии младших школьников. Для нивелирования негативных
особенностей или переориентации их в социально приемлемое русло нами была
разработана и апробированная коррекционная программа. Ее реализация
осуществлялась на втором этапе эксперимента. Контрольный срез был направлен на
отслеживание возможной положительной динамики проявлений детской агрессивности
и определения эффективности предпринятых коррекционных мероприятий. В рамках
этого этапа был использован диагностический инструментарий, частично
дублирующий методики констатирующего этапа. Полученные данные позволяют
отметить значительные сдвиги в сторону повышения уровня групповой сплоченности,
что само по себе служит хорошим средством профилактики внутригрупповой
конфликтности младших школьников. Ребята стали прислушиваться друг к другу при
занятиях совместной деятельностью, а также учитывать интересы и психологическое
пространство партнера по общению. Также были зафиксированы положительные изменения
в проявленности агрессивного поведения среди участников программы.
Обследованные дети младшего школьного возраста в своих рисунках демонстрировали
практически полное отсутствие элементов агрессии или враждебности, даже
защитной. Акты физической агрессии при контактном взаимодействии были сведены к
минимуму, проявления вербальной агрессии не были замечены. Младшие школьники
после участия в коррекционной программе были способны определить доминирующие
эмоции и чувства собеседника, а также адекватно ситуации общения и
межличностному окружению выразить собственные эмоциональные состояния.
Таким образом, можно констатировать подтверждение исследовательской
гипотезы касательно того, что мероприятия, направленные на сплочение группы и
формирование у детей младшего школьного возраста навыков адекватного выражения
эмоций приводит к снижению уровня проявления агрессии. Разработанная и реализованная
нами коррекционная программа явилась эффективной и может быть рекомендована
специалистам, работающим с младшими школьниками как средство снижения
проявлений детской агрессивности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое исследование конфликтного
поведения детей младшего школьного возраста и пути его психокоррекции
1.1 Конфликтное
поведение как феномен в психологии В различных
психологических работах агрессия понимается как деструктивное
мотивированное поведение, которое противоречит нормам существования людей в
обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям
или вызывающее у них психологический дискомфорт [32].
Конфликтное поведение – это форма реакции на разные
неблагоприятные в психическом и физическом отношении жизненные ситуации, которые
вызывают фрустрацию, стресс и др. состояния [23]. Конфликтное поведение
является основным способом решения проблем, которые связаны с сохранением тождественности
и индивидуальности, с ростом уровня притязаний, самооценки, чувства собственной
ценности, а также усилением и сохранением контроля над существенным окружением.
Существуют многочисленные
подходы к агрессии, которые, однако, в некоторой степени расходятся в его
понимании. Существуют различные трактовки психологической сущности агрессии.
Так, с точки зрения психоанализа людям присущ врожденный
инстинкт смерти – Танатос. З. Фрейд считал, что когда инстинкт смерти ориентирован
вовнутрь, то поведение характеризуется самонаказанием и даже самоубийством. В
случае, когда Танатос обращен вовне, то поведение индивида проявляется
враждебностью, стремлением к разрушению и убийству. З. Фрейд считал, что конфликтная
энергия должна выйти наружу, иначе она станет накапливаться и перейдет в
болезнь [31].
С точки зрения бихевиоризма агрессия связывалась с
фрустрацией. Так, Д. Доллард и Н. Миллер предложили свою теорию агрессии. Она предполагает,
что конфликтное поведение всегда связано с состоянием фрустрации. И, наоборот, состояние
фрустрации ведет к какой-либо форме агрессии. Направленность агрессии фрустрированной
личность может быть на фрустратора, на вещи, на другого индивида и т.п. [36].