Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Причины школьной тревожности подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
исследования тревожности у подростков. 6

1.1 Понятие, причины и виды
тревожности в психологических исследованиях  6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста. 12

1.3 Особенности ситуативной
тревожности старшеклассников. 20

Выводы по главе 1. 25

Глава 2. Эмпирическое исследование
причин школьной тревожности подростков  27

2.1 Программа и методы исследования. 27

2.2 Анализ и интерпретация
результатов исследования. 28

2.3 Рекомендации к развитию стратегий
совладения со стрессом старшеклассников на этапе подготовки к ЕГЭ.. 31

Выводы по главе 2. 34

Заключение. 36

Список литературы.. 38

Приложение
1  42

  

Введение:

 

Актуальность и постановка проблемы исследования.
Состояние тревоги является одной из основных проблем психики человека. Оно возникает у
человека в ответ на напряжение или раздражение в какой-либо ситуации.

При
изучении тревожности можно столкнуться со многими трудностями, связанными с
тем, что тревожность может быть не только эмоциональным состоянием человека, но
и частью его личности — чертой характера или темперамента.

Тревожность,
закрепившись, становится постоянным явлением. Поэтому очень важно вовремя
заметить тревожного подростка или старшеклассника за нехарактерными поведенческими
проявлениями и не дать развиться тревожности в невротическое расстройство.

Проблемы
подростков в основном проявляются в страхах, связанных с самоутверждением в
коллективе сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной
деятельностью. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение,
поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска.
Он может провоцировать различные нарушения невротического характера,
расстройства психики и здоровья.

В
связи с этим, на сегодняшний день особую актуальность приобретает изучение
психологической природы тревожности, ее причин с целью разработки эффективных
программ психологической коррекции повышенной и высокой тревожности, что
становится одной из центральных проблем практической психологии.

Цель исследования: исследование причин тревожности у подростков старших
классов.

Объект исследования: тревожность личности.

Предмет исследования: причины тревожности
подростков-старшеклассников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время увеличилось число тревожных
детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной
неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с
неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Понятием «тревожность» большинство
психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной
склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную
эмоциональную окраску.

Тревожные подростки обычно не уверены в
себе, с неустойчивой самооценкой. Неуверенный, тревожный подросток всегда
мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается
других. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание
всегда сопровождается тревогой. Познание – это всегда открытие чего–то нового,
а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность.

Отсюда возникает актуальность исследования
оценки ситуативной тревожности у учащихся старших классов.

Гипотеза нашего исследования была основана
на том, что у старшеклассников наблюдается высокий уровень ситуативной
тревожности.

Проведенное исследование не подтверждает
гипотезу в той её части, в которой говорится о наличии у старшеклассников
высокого уровня тревожности.

Наше исследование показывает, что особое
внимание уделяется психологической помощи старшеклассникам, которую оказывают
преподаватели и психологи. В связи с этим подробно описываются основные
психологические проблемы, требующие разрешения и помощи. Подростку
важно рассказывать о своих неприятностях родным. Важно не накапливать и не
таить в себе негативные эмоции и чувства. Другой человек может подсказать
правильный выход из ситуации или хотя бы посочувствовать. Даже если ребёнка
просто выслушают – ему уже станет легче.

Исходя из особенностей эмоциональной сферы
старшеклассников, можно сделать вывод, что это действительно трудный период и
для них самих, и для взрослых, которым сложно сохранять эмоциональное
равновесие, выбирая адекватные формы воздействия на ребенка. Подростки же
должны «носить в себе клубок кипящих страстей» и учиться управлять ими.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические основы исследования тревожности у подростков 1.1
Понятие, причины и виды тревожности в психологических исследованиях В
современной психологии одной из наиболее актуальных проблем является проблема
тревожности. Ей посвящено множество исследований.

Тревожность
— это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к
опасениям и беспокойству, и имеет отрицательную эмоциональную окраску.

На
психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, беспокойство,
нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, незащищенности, грозящей
неудачи, невозможности принять решение   [18,с. 12].

На
физиологическом уровне тревожность проявляется в усилении сердцебиения и
повышения артериального давления, учащении дыхания, возрастании общей
возбудимости, снижении порога чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы
приобретают отрицательную эмоциональную окраску [18,c.12].

В
работах разных авторов по исследованию тревожности можно встретить множество
идей, объясняющих это понятие. Но большинство из них сходятся в признании
необходимости рассматривать тревожность дифференцированно, т.е. как ситуативное
явление и как личную характеристику.

По
определению Р. С. Немова, «тревожность — постоянно или ситуативное проявляемое
свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать
страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [17, c.601] .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы