Курсовая с практикой на тему Причины школьной тревожности подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
исследования тревожности у подростков. 6
1.1 Понятие, причины и виды
тревожности в психологических исследованиях 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста. 12
1.3 Особенности ситуативной
тревожности старшеклассников. 20
Выводы по главе 1. 25
Глава 2. Эмпирическое исследование
причин школьной тревожности подростков 27
2.1 Программа и методы исследования. 27
2.2 Анализ и интерпретация
результатов исследования. 28
2.3 Рекомендации к развитию стратегий
совладения со стрессом старшеклассников на этапе подготовки к ЕГЭ.. 31
Выводы по главе 2. 34
Заключение. 36
Список литературы.. 38
Приложение
1 42
Введение:
Актуальность и постановка проблемы исследования.
Состояние тревоги является одной из основных проблем психики человека. Оно возникает у
человека в ответ на напряжение или раздражение в какой-либо ситуации.
При
изучении тревожности можно столкнуться со многими трудностями, связанными с
тем, что тревожность может быть не только эмоциональным состоянием человека, но
и частью его личности — чертой характера или темперамента.
Тревожность,
закрепившись, становится постоянным явлением. Поэтому очень важно вовремя
заметить тревожного подростка или старшеклассника за нехарактерными поведенческими
проявлениями и не дать развиться тревожности в невротическое расстройство.
Проблемы
подростков в основном проявляются в страхах, связанных с самоутверждением в
коллективе сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной
деятельностью. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение,
поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска.
Он может провоцировать различные нарушения невротического характера,
расстройства психики и здоровья.
В
связи с этим, на сегодняшний день особую актуальность приобретает изучение
психологической природы тревожности, ее причин с целью разработки эффективных
программ психологической коррекции повышенной и высокой тревожности, что
становится одной из центральных проблем практической психологии.
Цель исследования: исследование причин тревожности у подростков старших
классов.
Объект исследования: тревожность личности.
Предмет исследования: причины тревожности
подростков-старшеклассников.
Заключение:
В настоящее время увеличилось число тревожных
детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной
неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с
неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Понятием «тревожность» большинство
психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной
склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную
эмоциональную окраску.
Тревожные подростки обычно не уверены в
себе, с неустойчивой самооценкой. Неуверенный, тревожный подросток всегда
мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается
других. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание
всегда сопровождается тревогой. Познание – это всегда открытие чего–то нового,
а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность.
Отсюда возникает актуальность исследования
оценки ситуативной тревожности у учащихся старших классов.
Гипотеза нашего исследования была основана
на том, что у старшеклассников наблюдается высокий уровень ситуативной
тревожности.
Проведенное исследование не подтверждает
гипотезу в той её части, в которой говорится о наличии у старшеклассников
высокого уровня тревожности.
Наше исследование показывает, что особое
внимание уделяется психологической помощи старшеклассникам, которую оказывают
преподаватели и психологи. В связи с этим подробно описываются основные
психологические проблемы, требующие разрешения и помощи. Подростку
важно рассказывать о своих неприятностях родным. Важно не накапливать и не
таить в себе негативные эмоции и чувства. Другой человек может подсказать
правильный выход из ситуации или хотя бы посочувствовать. Даже если ребёнка
просто выслушают – ему уже станет легче.
Исходя из особенностей эмоциональной сферы
старшеклассников, можно сделать вывод, что это действительно трудный период и
для них самих, и для взрослых, которым сложно сохранять эмоциональное
равновесие, выбирая адекватные формы воздействия на ребенка. Подростки же
должны «носить в себе клубок кипящих страстей» и учиться управлять ими.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы исследования тревожности у подростков 1.1
Понятие, причины и виды тревожности в психологических исследованиях В
современной психологии одной из наиболее актуальных проблем является проблема
тревожности. Ей посвящено множество исследований.
Тревожность
— это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к
опасениям и беспокойству, и имеет отрицательную эмоциональную окраску.
На
психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, беспокойство,
нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, незащищенности, грозящей
неудачи, невозможности принять решение [18,с. 12].
На
физиологическом уровне тревожность проявляется в усилении сердцебиения и
повышения артериального давления, учащении дыхания, возрастании общей
возбудимости, снижении порога чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы
приобретают отрицательную эмоциональную окраску [18,c.12].
В
работах разных авторов по исследованию тревожности можно встретить множество
идей, объясняющих это понятие. Но большинство из них сходятся в признании
необходимости рассматривать тревожность дифференцированно, т.е. как ситуативное
явление и как личную характеристику.
По
определению Р. С. Немова, «тревожность — постоянно или ситуативное проявляемое
свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать
страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [17, c.601] .