Курсовая с практикой на тему Причины появления тревожности в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Теоретические основания исследования причин появления тревожности в
подростковом возрасте. 5
1.1 Феномен
«тревожность» в психологии. 5
1.2
Характеристика детей подросткового возраста. 11
Глава 2
Анализ причин появления тревожности в подростковом возрасте. 16
2.1
Характеристика проявлений тревожности в подростковом возрасте. 16
2.2
Современные психологические представления о причинах возникновения тревожности
в подростковом возрасте. 23
Заключение. 29
Список
литературы.. 30
Приложение 1. 33
Введение:
Подростковый
возраст является одним из наиболее сложных периодов в развитии человека. Этот
период характеризуется достаточно бурно протекающими процессами, которые
достаточно сложно переживаются подростком и оказывают негативное влияние на его
отношение к себе, к миру, к окружающим людям.
В
данном возрасте происходит существенная гормональная перестройка организма, что
выражается, условно говоря, в «гормональной буре». Постоянные перепады
гормонального фона подростков приводят к проявлениям агрессии, возникновению
депрессивных настроений, постоянной смене настроений. В данном возрасте у
подростка возникает ощущение взрослости: он пытается сепарироваться от
родителей, семьи, утвердиться в роли взрослого, получить определенный социально
значимый статус. При этом, чтобы достичь самостоятельности и взрослости в
полной мере, подростку не хватает опыта, понимания социальных закономерностей,
финансовых возможностей.
Большое
внимание в подростковом возрасте ребенок уделяет своим физическим параметрам,
при этом очень часто подросток недоволен своей внешностью. Также ему необходимо
признание определенной референтной группы, и если подросток не находит себя в
социально позитивных и одобряемых группах и течениях, то присоединяется к
различным субкультурам и неформальным движениям, часто девиантного характера.
Все выделенные процессы оказывают влияние на возникновение специфических
эмоциональных процессов. Например, достаточно типичным в подростковом возрасте
является высокий уровень тревожности.
Исследователи
выделяют разнообразные причины, которые могут привести к высокому уровню
тревожности в подростковом возрасте. Понимание причин данного явления является
необходимым, т.к. именно с выявления причины начинается построение
соответствующей коррекционной программы по преодолению тревожности и
нормализации эмоционального состояния подростка.
Цель
исследования: изучить причины возникновения тревожности в подростковом
возрасте.
Объект
исследования: тревожность в подростковом возрасте.
Предмет
исследования: причины появления тревожности в подростковом возрасте.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть
особенности понимания феномена «тревожность» в научной психологии»;
2. Описать
основные характеристики подросткового возраста;
3. Проанализировать
особенности проявления тревожности в подростковом возрасте;
4. Изучить
научные представления о причинах появления тревожности в подростковом возрасте.
Гипотеза: к возникновению тревожности в
подростковом возрасте приводят такие причины, как учебные нагрузки, проблемы во
взаимоотношениях с родителями, воздействие стрессов.
Методы исследования: анализ научной
литературы, систематизация и обобщение полученных знаний.
Практическая значимость исследования:
данные исследования могут использованы педагогами школ, психологами в своей
практической деятельности.
Заключение:
Таким
образом, тревожность в подростковом возрасте встречается достаточно часто,
можно говорить о том, что это достаточно типичное проявление подросткового
возраста. Подросток, который обладает повышенной тревожностью, может
демонстрировать различные типы поведенческих реакций, например, агрессию в
качестве защитной стратегии поведения, или наоборот, замкнутость, излишнюю
застенчивость, как способ уйти от опасностей и неблагоприятных воздействий
внешнего мира.
В
качестве причин возникновения тревожности в подростковом возрасте исследователи
выделяют различные факторы. Например, частой причиной тревожности выступает
расхождение между требованиями родителей и школы и возможностями и желаниями
подростка. Также к повышению тревожности могут приводить высокие учебные
нагрузки и стрессовые переживания в экзаменационный период.
Стрессы
в подростковом возрасте можно считать отдельной причиной для возникновения
высокого уровня тревожности. Также следует отметить, что к высокому уровню
тревожности может приводить неуверенность в себе, недовольство своим внешним
видом, отсутствие признания в референтной группе.
Понимание
причин тревожности позволит специалистам грамотно подобрать методы
психокоррекционной работы и выстроить индивидуальную программу преодоления
данного феномена для каждого конкретного ребенка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основания
исследования причин появления тревожности в подростковом возрасте
1.1 Феномен «тревожность» в
психологии Вопрос
тревожности как объекта изучения психологической наукой был впервые
сформулирован З. Фрейдом в рамках психоаналитического учения. Сутью
тревожности, согласно его концепции, выступает переживание неопределенности и
ощущение беспомощности.
Тревожность
является результатом существования внутренних конфликтов. По мнению З. Фрейда,
внутренний конфликт содержится в противостоянии между психическими конструктами
невротического характера, одним из аспектов которого выступает бессознательное.
В бессознательное вытесняются либидозные, или другими словами, сексуальные
инстинкты. Причиной тревожности является возникновение психологической защиты в
ответ факт вытеснения. Данная защита провоцирует яркую эмоциональную
(аффективную) реакцию.
З.
Фрейд дифференцировал тревожность на три основных типа:
1)
объективная (реальный страх) – ответная реакция на действительно существующую
угрозу в окружающем мире;
2)
невротическая — ответная реакция на угрозу, не дифференцируемую и неизвестную;
3)
моральную тревожность.
Согласно
концепции К. Хорни, тревога выступает как противостояние закономерному желанию
самовыражения. Ребенок обладает некоторым набором межличностных потребностей: в
любви, заботе, одобрении со стороны других. Параллельно ребенку требуются так
называемые «столкновения» с интересами и волевыми действиями окружающих людей.
[19].