Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Причины конфликтности супружеских отношений в контексте удовлетворенности браком на этапе «пустого гнезда»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I. Теоретические аспекты
изучения конфликтности супружеских отношений на этапе «пустого гнезда». 6

1.1 Этап «пустого гнезда» в жизненном цикле семьи. 6

1.2 Факторы удовлетворенности браком на этапе «пустого
гнезда». 12

1.3 Причины конфликтности супружеских отношений на этапе
«пустого гнезда»  16

Выводы по
главе. 19

Глава II. Эмпирическое
исследование. 21

2.1 План исследования, описание и обоснование методик
исследования. 21

2.2 Описание и анализ результатов исследования. 21

Выводы по главе 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 42

ПРИЛОЖЕНИЕ . 47

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблемы семьи, а именно – конфликтность, причины
конфликтов, факторы удовлетворенности браком – всегда были интересны
психологам. В последнее время по данным проблемам имеется немалое количество
теоретического и эмпирического материала. Однако многие исследователи не
учитывают в своих работах такой показатель как этап жизненного цикла семьи,
который оказывает большое влияние на процессы, происходящие в семье.

Исследование изменений,
происходящих в семье, в процессе ее жизнедеятельности, является значимым,
т. к. последующая разработка этой тематики нецелесообразна без принятия во
внимание того факта, что отношения между мужем и женой не только существенно
изменяются при совместной жизни, но и того, что данные изменения носят
закономерный, а значит и предсказуемый характер. Опираясь на этот факт, можно
выделить необходимость исследования супружеских пар и факторов, способствующих
развитию гармоничных взаимоотношений, которые влияют на индивидуальную
удовлетворенность браком каждого из супругов, в зависимости от этапа
жизненного цикла семьи, в данном случае – на этапе «пустого гнезда». Содержание семейного конфликта определяется
как сфера несовпадения интересов, цепей, мотивов и т.д. как у супругов, так и у
других членов семьи. Уровень и глубина имеющихся противоречий позволяют
определить степень развития конфликта, выявить его основные причины.

Проблема исследования заключается в том, что, с одной стороны, супружеские
отношения на этапе «пустого гнезда» считаются устоявшимися и довольно крепкими,
а с другой стороны, на данном этапе возможно возникновение конфликтов, точные
причины которых в контексте удовлетворенности браком являются недостаточно
изученными.

Цель исследования – выявить причины конфликтности супружеских отношений
в контексте удовлетворенности браком на этапе «пустого гнезда».

Объект исследования – конфликтность супружеских отношений
в контексте удовлетворенности браком на этапе «пустого гнезда».

Предмет исследования – причины конфликтности супружеских отношений в
контексте удовлетворенности браком на этапе «пустого гнезда».

Основные задачи исследования:

1) рассмотреть
теоретические аспекты изучения конфликтности супружеских отношений на этапе
«пустого гнезда»;

2) подобрать
методы эмпирического исследования проблемы;

3) эмпирически
выявить причины и частоту возникновения конфликтов между супружескими парами на
этапе «пустого гнезда»;

3) изучить
возможные причины неудовлетворенности браком в семейных отношениях на этапе
«пустого гнезда»;

4) проанализировать
результаты исследования, сделать выводы.

Методология
исследования.
В
качестве методологической основы исследования в данной работе были
использованы:

– классификации стадий
жизненного цикла семьи А.И. Антонова,
Е. Дюваль, В.М. Медкова, П. Сорокина,
В.А. Сысенко и др.[1];


теоретические основы исследования удовлетворенности браком, изложенные в
работах Ю.Е. Алешиной, Т.В. Андреевой, А.И. Антонова,
А.Я. Варга, Л.Я. Гозмана, О.А.
Кабановой, В.Е. Семенова,
А.В. Шавлова,
Э.Г. Эйдемиллера и др.


понимание семейного конфликта и конфликтности семейных отношений
В.А. Сысенко;


классификация причин супружеских конфликтов теоретические основы исследования
конфликтности Ю.Е. Алешиной,
Я.С. Воротынцевой.

Методы
исследования:

– теоретические: анализ
литературы по проблеме, синтез данных;


эмпирические:

Методика
«Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в
супружеской паре» (А.Н.Волкова).

Для
математической обработки данных использовался t-критерий Стьюдента, а также
корреляционный анализ по Пирсону. [1] Указанные авторы
выделяли различные этапы жизнедеятельности семьи, которые являются аналогичными
друг другу и имеют незначительные различия.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение
семьи как социального института позволяет обществу лучше понять взаимосвязь
трансформации потребностей общества с развитием брачно-семейных отношений,
выявить, что дезорганизует общество, определить типы семейного поведения,
социальный механизм формирования и изменения семейных норм, ценностей в
различных культурных, политических , экономических, идеологических условиях, а
также соотношение этих норм, образцов поведения с реальным исполнением ролей в
брачно-семейных отношениях, ответить на многие другие социальное важных
вопросов, которые требуют определенного общественного регулирования. В общем,
парадигма социального института ориентирована в основном на внешние связи
семьи, а ее внутренние связи исследуются через призму понятий, характеризующих
малую социальную группу.

Будущее
института семьи во многом зависит от современной молодежи. Современная
воспитательная среда, в которой формируется молодежь как гражданин и личность,
не дает четких ориентиров на семью и формирования семейных ценностей.
Представление молодежи о роли семьи и ее функции искажается из-за неправильного
формирования мировосприятия и жизненных установок, в значительной мере влияет
на желание создания собственной семьи. Неосведомленность молодежи об
особенностях семейной жизни делает актуальным поиск путей стабилизации семьи и
соответствующего подхода к ее образованию; формирование у молодежи
представлений о будущей семье.

По результатам проведенного
эмпирического исследования был осуществлен анализ гендерных различий в ожиданиях
и притязаниях мужчин и женщин. Была установлена ​​иерархия семейных ценностей
отдельно у мужчин и женщин. В частности, по личностной адаптированности рейтинг
одинаков как у мужчин, так и у женщин; аспекты внешней, социальной активности
выше у первых; родительско-воспитательный – выше у женщин; хозяйственно-бытовой
– у мужчин; внешностно-привлекательный – у женщин, а аспект сексуальных
отношений имел равные значения.

Кроме того, сравнительные характеристики
ожиданий мужчин и притязаний женщин были следующими:

а) эмоционально-терапевтическая функция
(ожидания мужчин выше, чем притязания женщин);

б) родительско-воспитательная функция
(ожидания первых ненамного выше притязаний других);

в) внешняя социальная активность
(ожидания мужчин значительно выше притязаний женщин);

г) внешняя привлекательность (притязания
женщин ниже ожиданий мужчин);

д) хозяйственно-бытовые ценности
(рейтинг одинаковый).

Из вышеприведенного следует, что
структура семейных ценностей, ожиданий / притязаний у мужчин и женщин разная.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I.
Теоретические аспекты изучения конфликтности супружеских отношений на этапе
«пустого гнезда»

1.1 Этап «пустого гнезда» в жизненном цикле семьи Семья
является развивающимся образованием, в процессе своего существования она
изменяется. Преобразование ее структуры и функций в зависимости от этапов
жизнедеятельности называется динамикой семьи. Динамика семьи определяется как
семейное развитие, процесс структурной дифференциации и трансформации,
осуществляющийся в ходе всей истории семьи и относящийся к активному осваиванию
или избирательному отвержению ролей, порождаемых семейными позициями в
зависимости от центра реагирования на функциональные требования системы семьи и
от адаптации в обществе, связанной с семейной цикличностью. Немаловажной
характеристикой семьи является ее жизнедеятельность, которая отражает как
динамические аспекты структуры семьи, так и функционирование ее в качестве
малой социальной группы[1].

Итак,
динамикой семьи называется ее жизненный цикл, в процессе которого изменяется ее
структура и функции в зависимости от этапа, на котором она находится. Жизненный
цикл семьи берет начало с момента заключения брака, проходит через определенный
жизненный этап и исчезает в любом из двух вариантов: развод иди смерть одного
из супругов.[2]

В
литературе представлены разнообразные классификации этапов жизненного цикла
семьи. При классификации, как правило, исследователи основываются на
особенностях задач, решающихся семьей как группой на любом отдельном этапе для
своей последующей благополучной жизнедеятельности. [1] Левченко М.А., Адушкина К.В. Факторы удовлетворенности браком на
разных этапах жизненного цикла семьи // Бюллетень науки и практики – научный
журнал. – 2017. – № 9. – С. 243-249. [2] Абрамова Г.С. Практическая психология: учеб. для вузов. – М.:
Академический проект, 2001. – 59 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы