Психология девиантного поведения Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Причины и особенности формирования девиантного поведения личности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ . 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 5

1.1. Особенности формирования девиантного поведения личности 5

1.2. Причины формирования девиантного поведения личности ……10

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ……………………………………………………..16

2.1. Организация и методика исследования ……………………….…..…..16

2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….………………28

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ………….…….…..30

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема девиантного поведения на сегодняшний день остается одной из важнейших проблем в различных областях нашего общества: в педагогике, психологии, социологии криминологии и др.

Однако пристальное внимание обращено к девиантному поведению среди подростков. Причин для этого не мало и почти все из них – веские. Дело в том, что подобные формы нарушения поведения в среде несовершеннолетних выявляют в последние десятилетия тенденцию стремительного увеличения и представляют собой проекцию всех тех проблем, которые накопились в обществе и требуют своего безотлагательного решения.

По данным МВД РФ за последние 10 лет в нашей стране увеличилось число преступлений, совершенных подростками на 17-20%, а количество подростков, принимавших участие в преступлениях — на 24-30%. При этом, следует отметить, что характер и виды девиантного поведения подростков самые разнообразные: от игнорирования существующих требований и порядков до пьянства, употреблении наркотических и токсических веществ, и суицидов. Именно поэтому такое социальное явление, как девиация поведения и девиантность несовершеннолетних ставит перед российским обществом конкретные задачи по решению этой проблемы.

Ведущая роль в воспитании и формировании личности подростков принадлежит, в первую очередь, семье. Рост числа неблагополучных семей в нашей стране приводит к увеличению подростков с девиантным поведением, ввиду чего педагогам и психологам необходимо проводить серьезную работу с подростками, причем не только с сними, но и с их семьями, а сотрудникам правоохранительных органов — своевременно осуществлять профилактические мероприятия.

Практическая значимость исследования позволит иметь данные влияния семейных отношений на формирующие стороны девиантного поведения подростков, которые, дальнейшем могут быть использованы специалистами различных направлений.

Объект исследования: девиантное поведение личности.

Предмет исследования: особенности и причины формирования девиантного поведения личности.

Цель исследования: выявить особенности девиантного поведения детей подросткового возраста.

Для достижения поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом исследования, определены следующие задачи исследования:

1) проанализировать особенности формирования девиантного поведения личности;

2) выявить причины формирования девиантного поведения личности;

3) провести экспериментальное исследование по выявлению девиантного поведения у подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростковый возраст наиболее подвержен формированию девиантного поведения из-за особенностей его содержательного наполнения.

Методы исследования: теоретические (наблюдение, беседа); практические:

1. Методика «Склонности к девиантному поведению» (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев).

2. Тест «Рисунок семьи» Л.Кормана.

Теоретическая значимость исследования: выявлены причины и особенности формирования девиантного поведения личности.

Научная новизна: установлено, что поведение не вытекает из наследования собственно склонности к отклонениям, а выходит из конкретных индивидуально-типологических свойств личности, которые могут спровоцировать возможность формирования девиантного поведения.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографических источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По данным МВД РФ за последние 10 лет в нашей стране увеличилось число преступлений, совершенных подростками на 17-20%, а количество подростков, принимавших участие в преступлениях — на 24-30%. При этом, следует отметить, что характер и виды девиантного поведения подростков самые разнообразные: от игнорирования существующих требований и порядков до пьянства, употреблении наркотических и токсических веществ, и суицидов. Именно поэтому такое социальное явление, как девиация поведения и девиантность несовершеннолетних ставит перед российским обществом конкретные задачи по решению этой проблемы.

Большинство исследователей пришли к мнению, что под девиантным поведением следует понимать такое поведение, которое отклоняется от принятых обществом социальных норм и морали. Девиантное поведение, с психологической точки зрения, считается достаточно устойчивым и причиняет ущерб (в первую очередь, на психологическом и социальном уровнях) обществу и самой личности.

Ведущая роль в воспитании и формировании личности подростков принадлежит, в первую очередь, семье. Рост числа неблагополучных семей в нашей стране приводит к увеличению подростков с девиантным поведением, ввиду чего педагогам и психологам необходимо проводить серьезную работу с подростками, причем не только с сними, но и с их семьями, а сотрудникам правоохранительных органов — своевременно осуществлять профилактические мероприятия.

Девиантное поведение – это форма отклоняющаяся от установленных обществом норм и моральных стандартов поведение. Независимо от того, нормы это психического здоровья или нормы права и морали. Также девиантное поведением можно считать «поступки, которые противоречат социальным ожиданиям общества в конкретный период времени».

Социальные условия являются определяющими в характере девиаций поведения. Однако одних социальных условий недостаточно, чтобы объяснить причины и механизмы девиантного поведения

Из вышеизложенного становится понятным, что девиантность возникает уже в самом процессе первичной социализации человека (при этом, социализация сама по себе процесс двусторонний). Она неуклонно связана с формированием такого качества личности как мотивация, а также набором социальных ролей и статусов, которые противоречат друг другу.

Таким образом, мы пришли к выводу, что к девиантному поведению склонна отвергнутая социумом личность, результатом данного отвержения являются преимущественно девиантные нормы выражения. Отвержение происходит на фоне несоответствия поведения личности установленным нормам и устоям, которым общество строго следует в силу своей приверженности, стабильности и покоя.

На проявленную форму отвержения личность реагирует остро, и начинает открыто выражать протест, который опять таки идет в разрез с общественными нормами. Как результат проявленного отвержения личности – на первый план выходят преимущественно девиантные нормы выражения, возникающие как протест личности на принятые нормы и на неумение соответствовать им.

Представленные результаты позволили не только объективно показать общую картину поведенческой дезадаптации подростков из неблагополучных и благополучных семей, но и увидеть нарушенные виды поведения; определить уровень и выраженность представленных форм девиантного поведения, что в дальнейшем может оказать содействие для выявления групп риска на ранних стадиях.

.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Особенности формирования девиантного поведения личности

Большинство исследователей пришли к мнению, что под девиантным поведением следует понимать такое поведение, которое отклоняется от принятых обществом социальных норм и морали. Девиантное поведение, с психологической точки зрения, считается достаточно устойчивым и причиняет ущерб (в первую очередь, на психологическом и социальном уровнях) обществу и самой личности. Обществу – потому что девиантное поведение личности не несет потенциальной ответственности перед ним, руководствуется только своими желаниями и представлениями. Ущерб для личности же заключается в том, что она не имеет возможности нормально функционировать в обществе, не приемлющем такие нормы поведения. В конечном итоге «девиантное поведение ведет к социальной дезадаптации личности в обществе» .

Многообразие подходов к проблеме девиантного поведения личности позволяет рассмотреть ее с различных сторон. Рассмотрим вкратце каждый из предложенных подходов.

Согласно биологическому подходу, ведущую роль в девиации играет наследственность (ее факторы) а также психофизиологические и физиологические особенности, связанные с влиянием таких факторов, как: психофизиологические нагрузки, дефекты речи, внешнюю непривлекательность и др.

Ч. Ломброзо (итальянский судебный психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии) объявил преступление естественным явлением, подобным рождению или смерти. Автору принадлежит теория «прирожденного преступника», согласно которой не становится преступником, они им – рождается. . также автором составлена система признаков «прирожденного преступника», выявив которые, можно решить, является ли обследуемый человек преступником или нет. Это дало основание называть теорию Ломброзо биосоциологической. У. Г. Шелдон обосновал связь между формами поведения и типами темперамента, а также типами соматического строения человека.

Что касается психологического подхода, то здесь рассматриваются исследования в рамках связи девиантного поведения с невозможностью личностного роста, внутренним противоречием, а также деструкцией личности. И хотя с медицинской точки зрения – «девиантное поведение не является заболеванием, все же психологический подход связывает девиации с состояниями психических дефектов, умственной отсталости» .

Согласно психодинамической модели поведения (З.Фрейд, А. Фрейд, К.Хорни), поведение обусловлено скрытыми психологическими (динамическими) силами, которые человек не осознает, и что психологические конфликты уходят корнями в ранние детско-родительские взаимоотношения, полученные психологические травмы.

Согласно поведенческой модели (Дж. Уотсон, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и др.), действия обусловлены главным образом жизненным опытом. Здесь акцент ставится, в первую очередь, на поведении личности и реакциях ее организма.

Так, в рамках социологического подхода девиантное поведение определяется как аномалия. Иными словами, это отклонение от общепризнанных стереотипов поведения. «Социологи акцентирует внимание на разрушительной (деструктивной) направленности девиантного поведения. Эта деятельность осуществляется при выполнении человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от преобладающих в социуме общепринятых правил и социокультурных норм, ожиданий» .

В рамках концепции дезориентации, которую выдвинул французский социолог Э. Дюркгейм, основным источником для девиаций становятся социальные кризисы. В момент рассогласовывания принятых норм и жизненного опыта человека наступает состояние аномии – отсутствия норм. Социолог Р. Мертон полагал, что основная причина кроется не в не отсутствии норм, а собственно невозможностью следовать этим нормам. Так, аномия представляет собой разрыв между имеющимися целями, предписанными культурой и доступностью социально одобряемых возможностей для их реализации.

Авторы «Теории клеймения» (Г. П. Беккер, Э. Лемерт, И. Гофман) определили, что девиантность – результат социальной оценки. Он получается, когда общество (а точнее, социальная группа) навешивает на личность определенные ярлыки. Постепенно складывается репутация, вынуждающая индиида придерживаться девиантной роли. И. Гофман в своих трудах выделял три типа стигмы: физическая (врожденные патологии); дефекты воли (наличие вредных привычек и невозможность им сопротивляться); расовая стигма.

Социально-психологический подход, в первую очередь стремящийся объяснить первопричины, которые приводят к отклоняющемуся поведению, как итогу взаимодействия процессов в обществе и сознании отдельно взятого человека.

Исходя из вышеописанного, мы можем заключить, девиантное поведение является отклоняющейся формой поведения от установленных и принятыхм обществом норм и моральных стандартов. При этом, понятие «норма» употребляется в широком смысле (от нормы психического здоровья до норм права и морали). Также девиантным поведением можно считать «поступки, которые противоречат принятым социальным ожиданиям общества в конкретный период времени» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы