Курсовая с практикой на тему Преподобный Серафим Саровский и его влияние на процесс духовного возрождения в России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ПОДВИЖНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ………………….. 5
1.1. Духовные традиции иночества на Руси и начало подвижнической деятельности Серафима Саровского………………………………………………………. 5
1.2. Деятельность Серафима Саровского в должности основателя Серафимо-Дивеевского монастыря…………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ДЛЯ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ В XIX ВЕКЕ………………..……..…………….21
2.1. Духовно-религиозная жизнь России XVIII-XIX веков как особое пространство подвижнической деятельности преподобного Серафима Саровского……………………………………………………………………………………………. 21 2.2. Духовно-просветительские аспекты подвижнической деятельности преподобного Серафима Саровского и их значение для духовного возрождения России в XIX веке……………………………………………………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………… 35
Введение:
Актуальность темы исследования. Подвижничеством в православной традиции называют духовные практики аскетизма, главная задача которых подготовить душу и тело человека к противостоянию злу. Данная традиция полностью заимствована из Византии еще в самом начале православной истории на Руси.
Однако к XIX веку в Российской империи все активнее проявляются западные тенденции, как вымещающие православные традиции, так и в принципе оказывающие определенное влияние на российской народ. В большей степени, конечно же, на дворянство.
В данных условиях интересней всего рассматривать духовно-нравственную деятельность Серафима Саровского, в миру Прохора Мошнина. Старец, имевший довольно глубокую и длинную историю своего духовного становления становится для мирян символом духовной нравственности и чистоты. Излечив многих как от физических, так и от духовных недугов, Серафим Саровский успел побывать и отшельником и покровителем Дивеевской обители. В данной работе речь пойдет о становлении данного священнослужителя и будет дана оценка его основной религиозной деятельности.
Актуальность темы данного исследования проявляется, в частности, в том факте, что в современной мире, а конкретно России, уже давно потеряны позиции религиозных объединений. Сознание людей уже давно обмирщало, однако стоит отметить, что помимо обмирщения происходит и автоматическое игнорирование тех духовно-нравственных идеалов, которые несет собой религиозное учение. В данной работе будет рассмотрена не только мистическая, но и бытовая сторона подвигов и деятельности Серафима Саровского.
Объект исследования: подвижническая деятельность преподобного Серафима Саровского как многоплановый духовно-нравственный феномен.
Предмет исследования: особенности и проявления влияний подвижнической деятельности преподобного Серафима Саровского на духовную жизнь и духовное возрождение России в XIX веке.
Цель исследования: раскрыть специфику и значение влияний подвижнической деятельности преподобного Серафима Саровского на духовную жизнь и духовное возрождение России в XIX веке.
Задачи исследования:
1. Выявить общие особенности и специфику подвижнической деятельности преподобного Серафима Саровского, выступающей в роли уникального феномена духовной жизни России XIX века.
2. Охарактеризовать основные аспекты и формы проявлений подвижнической деятельности преподобного Серафима Саровского.
3. Раскрыть особенности конкретных влияний подвижнической деятельности преподобного Серафима Саровского на духовную жизнь России XIX века.
4. Раскрыть значение подвижнической деятельности преподобного Серафима Саровского для духовной жизни России XIX века — как особого фактора, содействующего духовному возрождению общества в этот исторический период.
5. Раскрыть общее значение духовно-нравственного наследия преподобного Серафима Саровского.
Теоретическую базу настоящего исследования составили работы таких авторов, как Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) [2], Волнянский Н.В. [5], Елагин Н. [8], Денисов Л. И. [9], Зарин С. [10], Кожевников В. [11], Левитский Н. [12], Литвинова Л. В. [13], Ильин В. Н. [15], Поселянин Е. [18], Пыпин А. Н. [23] и другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а так же списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Как уже было сказано, традиции подвижничества на Руси изначально следовали греко-римским обычаям, однако позже обрели национальные черты благодаря российским старцам.
Будучи важным элементом, как духовной жизни, так и политической, о чем говорят частые обращения князей и прочих знатных людей за государственным советом к старцам, подвижничество по итогу не могло не столкнуться с обмирщением человеческого сознания, которое оттеснило данную практику, и отнесла ее к чему архаическому в начале XVII века.
Разумеется, в этом нет ничего сугубо отрицательного, потому как это является обыкновенным следствием ментальной эволюции сознания. Однако, как уже говорилось ранее, самым прискорбным является отречение от нравственных ценностей и идеалов, которые несут собой любые религиозные направление, в том числе и православие.
Опыт преподобного Серафима Саровского показывает следование заложенным в православии традициям аскетизма. Пройдя стадии послушания, отшельничества и затворничества старец в итоге выходит в люди для активной работы с населением. Нельзя точно сказать имеет ли опыт отшельничества больше положительные или отрицательные элементы, однако стоит отметить, что в любой случае этот опыт оказывает большое влияние на сознание и образ жизни отшельника.
Изучив церковные и священные тексты и применив ту информацию, что в них находилась на свою действительность, старец Серафим использовал эти знания для оказания духовной помощи людям.
Сейчас, разумеется, мы не можем точно сказать имели ли место мистические практики, коими занимался Серафим. Речь о предсказании и исцелении. А если и имели место, то точно указать на их чудотворность не представляется возможным точно.
Однако большую ценность несут, конечно, духовные, или точнее сказать психологические, беседы с населением. Утешение, поддержка и милосердие, необходимые даже в XXI веке, были необходимы и тогда в условиях социального неравенства, нищеты и патриархата. Психологическая наука тогда так же только зарождалась и имела более медицинский, чем человеческий взгляд.
Беседы старца Серафима имели огромное значение для населения, тем, что помогали людям взять себя в руки, отринуть лишнее и воспрянуть духом даже в периоды тяжелой скорби и отчаяние. Это, пожалуй, можно считать действительно важным вкладом в духовный подъем нации.
Общий вывод. Проанализировав литературные источники по теме, многие из которых были написаны еще в прошлом веке священнослужителями на основе записей и рассказов очевидцев заставших Серафима Саровского или же тех кто когда-либо с ним встречался, а так же изучив специфику исторического периода можно сказать, что деятельность Серафима Саровского действительно является заслуживающей внимания в православной и исторической традиции. Не смотря на то, что религиозный аспект его деятельности, точно так же как и чудотворный можно воспринимать по разному, с практико-психологической точки зрения Серафим Саровский своей личностью одновременно являлся воплощением традиции старой школы подвижничества, что в людском сознании того времени сближало его с известными праведниками, и в то же время оказывал обыкновенному человеческую помощь своим прихожанам выступая как флагман всего лучшего что может быть в жизни. Говоря простыми словами Серафим Саровский дарил своей пастве надежду, которая в православной традиции является одной из главных добродетелей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОДВИЖНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ
1.1. Духовные традиции иночества на Руси и начало подвижнической деятельности Серафима Саровского
Подвижничество на Руси до Серафима Саровского
С принятием христианства на Руси были активно развиты аскетические практики. Связано это с тем данная практика была широко развита в Византии, у которой и было заимствовано православие.
После выхода из под влияния греко-римской традиции российская православная жизнь полностью строилась на примерах выдающихся деятелей русской православной церкви, которая в свою очередь стала монополистом в образовании.
Основами религиозно-нравственного воспитания на Руси послужили сочинения первых учителей церкви Василия Великого, Исаака Сирина, Аввы Дорофея, Григория Синаита, Симеона Нового Богослова и др. В произведениях данных авторов активно прослеживаются аскетические традиции, которые глубоко оседают в менталитете русского общества как показатель праведности и духовности.
Подтверждением правильности этого мировоззрения и наглядным примером приложения его к жизни являются жизнеописания людей, посвятивших себя делу служения Церкви.
Столпы подвижнического идеала и описания его практического осуществления в житиях святых были объединены в «Прологе», первой духовно-просветительной и нравственно-назидательной энциклопедии древнерусского народного самосознания. Содержание данной книги состоит наполнено атмосферой высокого аскетизма. Работа эта предназначалась не только для монашества, но и для всех классов и слоев общества, просвещение и воспитание которых производилось последовательно и авторитетно: в церкви, в школе и в домашнем быту.
«То была книга всенародная по замыслу и применению; оттого единодушное принятие и усвоение её русским обществом в течение стольких веков является самым ярким свидетельством о соответствии ее содержания и направления высшим потребностям души народной.[1]
Жития святых активно читались в церквях и храмах, а так же в процессе церковного обучения. Идеал аскетизма был характерен не только для священнослужителей, но и для обычного населения. В том же Прологе прямо говорились о том, что аскетизм должен соблюдаться не только священнослужителями, но и мирянами: «Не рцы: в мире есмь и мирскими печалями связан есть, да не могу творить всех заповедей Божиих! И в миру сый, подвигнися угодити Богу! Мощно бо и в миру сущу каждому творить заповеди Божии».[2]
Стоит однако отметить что в православной традиции изначально существовало явное отличие того как должны достигать спасения души миряне, а как те, кто принял на себя церковное послушание. Миряне могли искать спасения не в уходе в монастырь, а в делах, домашних заботах, труде и т.д. Однако это не отменяло убеждения в том, в мирской жизни так же может сохраняться подвижническое отношение и понимание того что жизнь не представляет абсолютной ценности, «что она всецело есть подвиг смирения, кротости, воздержания, милосердия, деятельной любви, не ради земного, а ради небесного, с возможно полным самоотречением».[3]
Данные мысли так же отражаются и в XV веке в работах Митрополита Макария. Аскетизм становится православным идеалом, к которому стремились многие служители церкви. Кельи таких отшельников, как например, Сергий Радонежский, Сергии Нуромский, Павел Обнорский, Дионисий Глушицкий, Арсениий и Корнилий Комельский становятся местом паломничества многих прихожан не только из России, но и из зарубежных стран.
Таким образом, очевидно что старчество существовало на Руси достаточно давно. Однако оно имело форму не всестороннего руководства отдельными душами, основанного на полном отсечении своей воли со стороны руководимого, но в форме благодарной духовной помощи, оказываемой достигшим духовного совершенства подвижником всем приходящим к нему людям.
Так же стоит отметить что образ подвижника имеет огромное значения как для церковной, так и для светской жизни.
Представители знатной фамилии часто обращались за советом к старцу Пафнутию Боровскому. Так же большое влияние среди бояр имел и его ученик Иосиф Волоколамский. Получение благословления на какое-либо важное государственное дело считалось не просто традицией, а скорее необходимостью, которая могла стать залогом успешности предпринимаемого дела. В период феодальной раздробленности старцы часто смягчали конфликты возникающие между удельными князьями. Троицкий игумен Мартиниан Белоезерский лишил благословения князя Василия Темного – и князь покорно является с повинной в обитель преподобного Сергея. Когда в 1480 г. Иван III начал сомневаться перед решающей битвой с полчищами хана Ахмат, епископ Вассиан Ростовский не побоялся всенародно назвать князя «бегуном». Данный поступок мотивировал князя на решительные действия.
Активно проявляли себя подвижники в период Смутного времени. Во время наступления поляков на Вологду Галактион Вологодский окончил свой затвор и призвал народ к защите земли. В это время затворник Иринарх Ростовский, так же окончил свой затвор и мотивировал Пожарского идти на Москву.