Курсовая с практикой на тему «Преподаватель как субъект развивающей образовательной среды вуза: основные требования к личностно-профессиональным качествам»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 5
1.1. Понятие профессионального развития преподавателя высшей школы 5
1.2. Характеристика профессионально важных функций преподавателя высшей школы 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 19
2.1. Определение основных профессиональных качеств преподавателя психологии в высшем учебном заведении 19
2.2. Исследования профессиональных качеств преподавателя высшего учебного заведения 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Успешное выполнение заданий национального воспитания напрямую связано с усовершенствованием подготовки педагогов, их профессионального уровня, культуры и эрудиции. Ни какая другая профессия не предъявляет таких требований, как профессия педагога, педагога-воспитателя. Педагогу необходимо быть ярким, неповторимым человеком, который несет общечеловеческие ценности, глубокие и разнообразные знания, высокую культуру; стремиться воплотить в себе человеческий идеал. Некоторые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость находиться всегда на виду у своих учеников и студентов, их родителей, широкой общественности вызывают повышенные требования к его личности, его моральному облику. Требования к педагогу являются императивной системой профессиональных качеств, что определяют успешность педагогической деятельности. Практическая педагогическая деятельность только наполовину строится на рациональных технологиях, второй ее половиной является искусство. Поэтому первым требованием к профессиональному педагогу является наличие у него профессионально важных качеств, чтобы успешно осуществлять свою деятельность. В данном контексте важным значением становится такое повышение профессионализма педагогов, которое будет соответствовать современности.
Анализ научной литературы позволил определить наличие значительного количества теоретических и практических исследований психологов и педагогов в сфере психологии педагогической деятельности (Э. Зеер, Н. Кузьмина) и профессиональной подготовки будущего педагога (Л. Митина, И. Адриади, А. Маркова, Е. Смирнова и др.). В этих работах находят свое отражение отдельные подходы к структуре профессионально важных качеств педагогических работников, проведен анализ психолого-педагогических основ их успешной деятельности и т.д. Но, учитывая сложность проблемы, она является особо актуальной, поскольку необходимо определить профессионально важные качества педагогических работников в высших учебных заведениях.
Целью курсовой работы является определение основных требований к личностно-профессиональным качествам преподавателя, как субъекта развивающей образовательной среды ВУЗа.
Для раскрытия темы работы, перед нами поставлены следующие задания:
— раскрыть понятие профессионального развития преподавателя высшей школы;
— предоставить характеристику профессионально важных функций преподавателя высшей школы;
— определить основные профессиональные качества преподавателя психологии в высшем учебном заведении;
— провести исследование профессиональных качеств преподавателя высшего учебного заведения.
Объектом курсовой работы выступает преподаватель, как субъект развивающей образовательной среды ВУЗа.
Предметом курсовой работы выступают основные требования к личностно-профессиональным качествам преподавателя.
Основу гипотезы составляет идея о том, что особенности личностно-профессиональных качеств преподавателя ВУЗа оказывают влияние на развивающую образовательную среду ВУЗа.
Научная новизна определяет личностно-профессиональные качества преподавателя ВУЗа, которые являются развивающей образовательной средой ВУЗа.
Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования результатов исследования в практике работы ВУЗа.
Заключение:
В результате проведенного исследования были проанализированы взгляды ученых касательно определения содержания и сущности профессионального развития преподавателя высшей школы. Было установлено, что данный феномен был рассмотрен в тесной связи с общенаучной категорией развития, личностно-профессиональным развитием специалиста, а также с понятиями «саморазвитие» и «самореализация». Одной из актуальных задач для ученых на данном этапе развития является разработка теоретико-прикладных аспектов построения системы профессионального развития преподавателя, а также определение составляющих структуры профессионального развития и механизмов их функционирования.
Были определены профессионально важные качества преподавателя в профессионально-педагогической деятельности, определяющие результат его успешного профессионального развития. Проанализировав работы известных педагогов и психологов относительно данного вопроса, можно подытожить, что в современных условиях и особенностях педагогической деятельности в высшем учебном заведении предусмотрены принципиально новые требования к личности и деятельности преподавателя, который не только занимается самореализацией в профессии, суть которой – передать знания, но и выполняет высокую миссию созидания личности. Чрезвычайно важными для успешности профессионального развития современного преподавателя являются, в частности, высокий уровень гражданской ответственности, социальная активность, духовная культура, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность создавать новые ценности и принятие творческих решений, потребность в постоянном самообразовании и готовность к профессиональному самосовершенствованию.
Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации, ориентация на развитие конкурентоспособной личности, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности педагога. Преподаватель высшего учебного заведения должен быть таким лицом, которое по содержанию своей профессиональной деятельности имеет совокупность универсальных качеств. Он должен быть и как организатор, оратор, аналитик, психолог, иметь строгую логику педагогического процесса и воспитания, выступать высококомпетентным специалистом в своей области и эрудитом в других областях знаний. Таких многоплановых, развернутых квалификационных характеристик не имеет ни одна другая профессия. От преподавателя требуют не только природные способности, но и талант, огромные умственные, физические и эмоциональные затраты.
Все субъекты учебного процесса (студенты и преподаватели) в качестве ведущих качеств личности современного преподавателя психологии признают: во-первых, высокий интеллект, глубокую культуру; во-вторых, широкий кругозор, эрудицию; в-третьих, чувство юмора; в-четвертых, доброжелательность, отзывчивость, внимательность, доброту. Единство представлений всех субъектов учебного процесса, что были определены в этом исследовании, о главных профессионально-важных качествах современного преподавателя выступает еще одним из оснований для формирования особой атмосферы и для улучшения эффективности их деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
1.1. Понятие профессионального развития преподавателя высшей школы
Согласно энциклопедическим изданиям, понятие «профессиональное развитие» можно рассматривать как процесс формирования субъекта профессиональной деятельности, а именно – системы определенных свойств в условиях непрерывного профессионального образования, самовоспитания и осуществления профессиональной деятельности. В процессе профессионального развития каждый субъект профессиональной деятельности получает систему профессионально важных качеств (коммуникативные, мотивационные, характерологические, рефлексивные, образовательные, интеллектуальные, психофизиологические свойства человека), формируется мировоззренческие, этические качества, специальные научные, технические, технологические знания, умения, навыки, способности личности специалиста [1].
Ключевым понятием в этом контексте выступает развитие – изменение, которое представляет собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором происходит постепенное накопление количественных изменений, что приводит к наступлению качественных изменений [9]. Также под развитием понимают изменение, которое, как правило, может привести к росту объекта, его усилению или усложнению его строения, а иногда и к полному перерождению, или результат такого изменения у человека, что выражается в его физическом состоянии, степени его умственной, духовной или моральной зрелости («умственное развитие», «духовное развитие»). С позиции философской мысли развитием