Курсовая с практикой Гуманитарные науки Методика русского языка

Курсовая с практикой на тему «Преемственность развития речи учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6-х КЛАССАХ 5
1.1. Особенности развития речи учащихся 5
1.2. Содержание и формы работы по развитию речи на уроках русского языка в 5-6 классах 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6-х КЛАССАХ 19
2.1. Диагностика уровня развития речи учащихся 5-6-х классов 19
2.2. Комплекс упражнений по развитию речи у учащихся на уроках русского языка 29
2.3.Методические рекомендации 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 45

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет требования к планируемым результатам обучения учащихся. Среди результатов освоения основной образовательной программы образования по русскому языку обозначены:
1) умение ориентироваться в целях и задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
2) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Достижение результатов, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, возможно при условии целенаправленной, систематичной работы по развитию речи учащихся.
Вопросами развития речи занимались такие известные ученые, как М.Р. Львов, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Т.Г. Рамзаева. Но и на сегодняшний день проблема обогащения словарного запаса учащихся остается актуальной, так как словарный запас учащихся достаточно беден. Связано это с тем, что современные школьники мало обращаются к художественным произведениям — основному источнику обогащения словаря. Учащиеся предпочитают Интернет и СМИ. Общение со сверстниками, родителями, знакомыми, учителями не всегда может быть полноценным источником пополнения словарного запаса учащихся. В то же время анализ учебников русского языка показал, что систематическая работа по обогащению и активизации словаря учащихся реализуется не полностью. В этих условиях урок русского языка играет очень важную роль. На уроках русского языка учитель может создавать условия для обогащения словарного запаса учащихся.
Объектом исследования: является процесс развития речи учащихся 5-6 классов.
Предмет исследования: методы и приемы организации развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах.
Цель исследования: изучить особенности развития речи учащихся 5-6 классов на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие речи на уроках русского языка будет эффективна, если будут соблюдены следующие условия:
— педагоги будут опираться на положения преемственности развития речи учащихся 5-6 классов на уроках русского языка;
— каждый компонент развивающей среды будет использоваться в соответствии со своим функциональным назначением;
— будут использоваться упражнения и задания словарной работы на уроках русского языка для развития универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности развития речи у учащихся.
2. Проанализировать содержание и формы работы по развитию речи на уроках русского языка в 5-6 классах.
3. Разработать систему упражнений и заданий для развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день проблема развития речи учащихся средних классов не утратила своей актуальности. Обусловлено это тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет требования к планируемым результатам обучения учащихся, достижение которых возможно при условии целенаправленной, систематичной работы по развитию речи учащихся. Проблема развития речи учащихся обостряется и в связи с тем, что школьники мало обращаются к художественным произведениям — основному источнику развития речи, предпочитая интернет и СМИ.
Речь учащихся обогащается с опорой на устную речь, которая не может быть полноценным источником пополнения словарного запаса. В этих условиях урок русского языка играет особую роль. В то же время анализ учебных пособий по русскому языку показал, что возможности систематической работы по развитию речи учащихся 5-6 классов реализуются не полностью.
Таким образом, имеется противоречие между необходимостью развития речи учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и недостаточной методической оснащенностью работы по развитию речи. При таких условиях возрастает роль учителя в развитии речи учащихся.
На уроках русского языка учитель может создавать условия для развития речи учащихся в 5-6 классах.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6-х КЛАССАХ

1.1. Особенности развития речи учащихся
Проблема развития речи учеников средних классов остается одной из актуальных. Многие ученые, лингвисты, философы занимались исследованием данной проблемы, они совершенствовали методику развития речи, находя наиболее эффективные формы и методы обучения речи, среди них М.Р. Львов, Л.В. Щерба, Н.Д. Арутюнова, А.Г. Арушанова, М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, и др.
Речь — одна из основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь организует, связывает и перестраивает все высшие психические функции. Она играет определяющую роль в развитии человека и формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Рост словаря напрямую соотносится с образованием различных связей между предметом-образом и словом. Понимание речи также связано с формированием предметных образов, которые являются основой сенсорного развития. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются более элементарные (сенсомоторный, гностикопрактический) и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). [19]
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя форма речи (речь «про себя») — это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания.
Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур. На этой основе строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т. е. оформляется звучащая речь.
Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Монологическая речь — последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли; грамматически правильное оформление; выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Проблема речевого развития заключается в том, что несмотря на то, что в последнее время этой проблеме уделяется большое внимание, к сожалению, многие ученики 5-6 классов не умеют взаимодействовать с друг другом, участвовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других.
Задача учителя заключается в том, чтобы учащиеся умели не только употреблять нужные слова в речи, строить правильно предложения, но и научились общаться на равных между собой, с взаимным пониманием и уважением друг к другу.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ученика начальных классов, основная и первоначальная из которых – коммуникативная. Цель общения – поддержание контакта или обмен информацией. И то, и другое играет важную роль в поведении учащихся и активно им осваивается [19].
Мы выяснили, что одной из важных задач обучения в школе является развитие речи. От того, насколько хорошо ученик владеет диалогической речью, зависит качество его обучения, знания, умения и навыки по всем школьным предметам. М. Р. Львов писал: «Речевое оформление мыслей, – способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли». Мы выяснили, что речь – это способ формулирования и формирования мысли посредством языка [21].
Развивая речь мы развиваем и мышление у учащихся. К. Д. Ушинский говорил, что развить у ребенка «дар слова» — означает почти тоже самое, что и развивать у него логичность мышления [14].
Если мы не научим учеников логично и связно высказывать свои мысли, то его будет сложно понять окружающим т.к. речь будет неточной, приблизительной и неполноценной. Если школьник не может облечь мысль в речевую оболочку, значит, в ней есть ещё изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах. Полную чёткость мысль приобретает лишь тогда, когда ученик может выразить её в ясной и понятной другим людям языковой форме.
Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности, представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи. Любая деятельность человека имеет следующую структуру: потребности и мотивы; цели; основы вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах [12].
Учитель должен помнить о следующем:
— необходимо развивать у учащимся интерес к языку, нужно объяснять значение слов, показывать их связь, следить за грамматической правильностью и связностью его речи;
— нужно как можно больше внимания уделять речи: наблюдать за ней, анализировать ее вместе с учащимися в форме спрашивания и беседы, т. е. диалога;
— речь развивает помощь учителя ребенку в его рассуждениях, объяснениях, доказательствах, ответах на вопросы и в постановке вопросов;
— учиться говорить, слушать и вслушиваться, думать и вдумываться поможет научить ребенка наше участие в его жизни [10].
Обучение речи происходит у детей еще в детском саду. Но именно в школе этому должно уделяться особое внимание. Необходимо разговорить детей, научить правильно вести диалог. В школе дети испытывают потребность в общении, даже на уроке, при выполнении упражнений, которые дает учитель, ребенку хочется поделиться своим мнением с соседом по парте, обратиться к нему за советом, прям во время урока. Но в практике учителей такое редко встретишь, обычно детям запрещается общаться на уроке между собой. Поэтому учащимся очень сложно участвовать в дискуссиях, спорить, обсуждать, аргументировать и т.д. Важно отметить, что речевая деятельность на уроке между одноклассниками помогает приобрести самостоятельность, независимость, формирует способность говорить, спорить, отстаивать свою точку зрения.
Важную роль в развитии речи играет работа по обогащению и активизации словаря детей – это поможет учащимся научиться свободно общаться, правильно выражать свои мысли проявлять в диалоге активность, высказывать свою точку зрения и т.д. [27].
Методическая наука собрала довольно много информации о словарном запасе учащихся. Эта информация получена на основе исследования устных высказываний, письменных работ (сочинений и изложений) (например, исследования М.Т. Баранова, В.Я. Булохова и др.), а также путем исследования ответов школьников о лексическом значении слова, на основе заданий типа ассоциативного эксперимента, заданий на составление словосочетаний и предложений (М.Т. Баранов, Г.И. Сниткин и др.) А.Н. Гвоздев на основании глубокого исследования процессов формирования и развития детской речи установил, что ко времени поступления в школу родной язык ребенком практически уже освоен. Ученый отмечает, что в это время ребенок уже в полной мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка [12].
Состав словарного запаса учащихся во многом определяется содержанием школьного обучения, так как теперь ребенок усваивает новые значения «не только из своего практического опыта и непосредственного общения со взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах общественно-исторического опыта» [25].
Поскольку школьное образование направлено на формирование научной картины мира, естественно появление и расширение в составе словарного запаса слов, репрезентирующих в сознании ребенка научные понятия. Изменение социального статуса приводит к выделению в словарном запасе учащегося целого пласта лексики, отражающей его переход к новому для него виду деятельности — учебной [15].
Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова [4].
В исследованиях М.Р. Львов отмечается, что трудность для осознания у учащихся представляет переносное значение слова, особенно если в основе переноса не конкретный, наглядный признак, а отвлеченное понятие (ползут слухи, идет молва, душа поет). Несовершенство словарного запаса учащихся проявляется в его функционировании, что выражается в неточности употребления слов и частых повторах одного и того же слова [14].
Дети, еще не овладевшие в полной мере русской речью, зачастую не умеют сочетать слова так, как это принято в языке. Словарный запас учащихся быстро пополняется: количество используемых ребенком слов увеличивается от 4 тысяч до 15 тысяч к 10-11 годам, усваиваются новые значения уже известных слов [28].
Активный и пассивный словарь первоклассника содержит от 2,5-3 до 7-8 тысяч слов. Исследователи детского словаря отмечают, что в нем есть слова всех грамматических категорий, но преобладают конкретные существительные (41,8%) и глаголы (42,6%). Причина в том, что мышление учащихся конкретно. Это всегда связано с определенными событиями и действиями. Абстрактное мышление все еще слабо развито, поэтому отвлеченные существительные в словаре первоклассника составляют 1-2%. К именам собственным принадлежат имена людей, клички животных, названия рек, городов, озер, стран. Дети используют различные категории существительных, это может быть вызвано либо их окружением, либо интересами самих детей. Среди существительных преобладают названия конкретных предметов, животных, насекомых, птиц, степени родства, слова, обозначающие различные профессии, времена года, названия растений и др. [30].
По наблюдениям исследователей становится ясно, что вся жизнь детей связана с движением и игрой, поэтому в речи семи-, восьмилетних учащихся неоднократно встречаются глаголы, и они очень разнообразны в лексическом отношении: это обозначение конкретных действий, глаголы движения, глаголы, обозначающие различные состояния человека и природы, положения в пространстве и др. Самыми часто встречающимися являются такие глаголы, как быть (в значении находиться), говорит, сказать, идти, стать, звать, хотеть, увидеть, дать и др. Особенностью употребления глаголов в речи учащихся является частое повторение одних и тех же слов. Это наблюдается при пересказе сказок, рассказов, при передаче чужой речи. Поэтому с первых дней обучения ребенка в школе встает проблема перед учителем: приучить детей употреблять синонимичные слова-глаголы [15].
Следующей характеристикой 7-8-милетних детей является малое количество прилагательных. По мнению Г.В. Бобровская, у ребенка в возрасте от 4 до 12 лет их количество составляет 4,3%. Чаще других дети употребляют качественные прилагательные, обозначающие размеры (большой, маленький), цвет (черный, белый, синий), внешние и внутренние свойства объекта или лица (красивый, толстый, сладкий, плохой, страшный), качества, воспринимаемые органами чувств, притяжательные прилагательные. Количество относительных прилагательных в речи учащихся маленькое, они чаще заменяются существительными в родительном падеже. Например, вместо сочетания деревянный дом дети чаще говорят дом из дерева. Это можно объяснить тем, что процесс увеличения прилагательных не успевает за процессом развития детской мысли, поэтому ребенок прибегает к употреблению существительных, при помощи которых пытается выразить те или иные отношения. Наречия в языке учащихся начальных классов встречаются еще реже, причем они однообразны. В основном это обстоятельственные наречия времени, места и образа действия (около 3-4%) [3].
Исследователи детской речи отмечают, что словарный запас ученика в начальной школе по-прежнему беден, несмотря на то что он пополняется в среднем на 4-5 слов ежедневно. Дети слабо владеют синонимикой, часто повторяют одни и те же слова. Повторение одних и тех же слов (тавтология) в письменных и устных связных высказываниях — частотный и серьезный минус детской речи.
Некоторые типы ошибок проходят через все письменное или устное высказывание ученика. Часто повторяются имена прилагательные, существительные, местоимения, глаголы. Причины тавтологических ошибок:
1) небольшой словарный запас у детей, нехватка нужных слов для выражения своих мыслей, хотя часто в пассивном словаре ребенка встречаются нужные слова, но их он в нужный момент не вспоминает; 2) у учащихся слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль над выбором слов. Это не позволяет ему себя совершенствовать, развивать свои умственные способности. Учение не может должным образом распределять свое внимание между словесным оформлением мысли и предметом высказывания. Он не видит в своем тексте слова, которые неоднократно повторяются.
Наряду с тавтологией Т.А. Ладыженская выделяет неуместное использование синонимов: «Книга — источник, сокровищница, кладезь человеческих знаний». Избыточное употребление синонимов, которые копируют друг друга и делают речь ребенка слишком переполненной. Такую ситуацию можно отследить в речи слишком эмоциональных детей. «Мы играли в догонялки. Я бежал за Колькой, споткнулся — грохнулся, упал, шмякнулся и разбил коленки». В то же время очень редкое употребление синонимов в речи делает речь ничем не примечательной, скучной для собеседника. При этом в речи часто можно услышать сниженную, просторечную лексику. Конечно, если бы дети так не выражались в своих рассказах, то речь была бы у них совсем скудной. Из разговоров такую лексику трудно убрать, но, когда ребенок использует нечто подобное в своих работах, тогда учителю стоит подумать не только о частотности употребления синонимов, но и о «чистоте» речи учащихся [11].
Быстро растет число глаголов и существительных, медленнее увеличивается число используемых прилагательных. Это объясняется, во- первых, условиями воспитания (взрослые очень мало уделяют внимания знакомству детей с качествами и свойствами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Таким образом, словарный запас учащихся растет за пределами школы (в итоге чтения газет и книг, общения со взрослыми, просмотра телепередач и кинофильмов) и в школе (при изучении какого-либо учебного предмета). Однако только в школе процесс обогащения словаря учащихся происходит организованно, то есть по плану.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы