Курсовая с практикой на тему Предупреждение школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 5
1.2 Дезадаптация младших школьников 9
ГЛАВА 2. ЭМИПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
2.1 Описание организации и методик исследования 12
2.2 Анализ уровня адаптации младших школьников 17
2.3 Рекомендации учителям начальных классов по диагностике причин школьной дезадаптации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Каждый ребенок, который поступает в школу испытывает стресс и дискомфорт. Это связано с резким изменением привычного образа жизни. Теперь игровая деятельность отходит на второй план, на первый выступает учебная. Более того, меняется обстановка, появляются новые люди в жизни ребенка. Это учителя, одноклассники и так далее. Ребенку нужно быстро подстроиться под новые условия, то есть адаптироваться.
Однако, к сожалению, в педагогической практике встречаются случаи, когда ребенку не удается достигнуть психологического и эмоционального комфорта. Это приводит к дезадаптации. Дезадаптивный школьник характеризуется снижением успеваемости, потерей познавательного интереса. В дальнейшем это может привести к проблемам со здоровьем. А именно школьник, который не смог адаптироваться к новым условиям, часто болеет ОРЗ, развиваются психосоматические заболевания, снижается самооценка, возникают проблемы с социализацией. Поэтому для каждого учителя начальных классов важно предупредить школьную дезадаптацию ребенка. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования – школьная дезадаптация.
Предмет – меры, предупреждающие школьную дезадаптацию.
Цель исследования – проанализировать возможные способы предупреждения дезаптации детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1) проанализировать проблему дезадаптации в научной литературе;
2) изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
3) выявить особенности дезадаптации младших школьников;
4) организовать эмпирическое исследование уровня адаптации младших школьников;
5) проанализировать уровень адаптации первоклассников;
6) дать рекомендации учителям начальных классов по диагностике причин школьной дезадаптации;
7) сделать выводы.
Результаты данного исследования можно использовать в педагогической практике учителям начальных классов и психологам, работающих с младшими школьниками, а также для обучения студентов, изучающих педагогику и психологию.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому исследованию дезадаптации младших школьников. Во второй главе приводится эмпирического исследование уровня адаптации младших школьников.
Заключение:
Дезадаптация изучалась многими учеными. Многие из них охарактеризовали данное явление, как психологический и эмоциональный дискомфорт. Подобное состояние приводит к усугублению жизненных трудностей и возникновению пробел со здоровьем. Понятие дезадаптации тесно связано с привыканием детей младшего школьного возраста к изменениям в своем привычном ритме жизни.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых других психических функций организма. Кроме этого в младшем школьном возрасте начинает активно развиваться память в двух направлениях – произвольном и непроизвольном. Теперь малыш может выучить даже то, что ему совсем не интересно лишь одним усилием воли. Также начинает формироваться внимание. Дети в этом возрасте могут быть дольше сосредоточены на одном предмете.
Подобная психолого-педагогическая картина младших школьников способствует более легкой адаптации к школе. Но в педагогической практике нередки случаи, когда не могут адаптироваться к новым условиям жизни. Дезадаптированные школьники, как правило, хуже учатся, не проявляют интерес к познавательной деятельности, имеют проблемы в общении со сверстниками и учителями.
В ходе эмпирического исследования мы провели диагностику адаптации первоклассников тверской школы № 36 в количестве 18 человек возрастом 7-8 лет по четырем методикам.
В качестве методик исследования мы использовали следующие: «Беседа о школе» (Н.Г. Лусканова), «Диаграмма «Хорошее-плохое», «Что мне нравится в школе» (А.И. Баркан, Ю.А. Полуянов), измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант). выбранные методики в комплексе позволят оценить уровень адаптации младших школьников.
Результаты диагностики уровня мотивации к учебной деятельности школьников показали, что большинство детей положительно относится к школе и учебным занятиям. Меньшая часть детей имеет высокий и хороший уровень мотивации. И, к сожалению, чуть меньше половины детей высказывают негативное отношение к учебе и низкую мотивацию к образовательной деятельности. Результаты диагностики по методике «Диаграмма «Хорошее и плохое»» показали, что в классе 39 % детей, которые не смогли полностью адаптироваться к учебному процессу и испытывают эмоциональный дискомфорт в школе. Методика «Что мне нравится в школе» показала, что чуть больше половины детей уровень мотивации к познавательному процессу высокий. Но у многих от остается на низком уровне, а у некоторых детей вообще отсутствует. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна показала, что большинство детей имеют адекватную самооценку, а, значит, могут без труда, но с помощью взрослых адаптироваться к резким переменам в их жизни, а именно перехода от игровой деятельности к учебной. Однако у трех детей самооценка является заниженной, что требует дополнительной работы с психологом. Также с девочкой, которая имеет завышенную самооценку, требуется дополнительное внимание от специалиста.
Результаты эмпирического исследования показали необходимость разработки рекомендаций для учителей начальных классов по диагностике причин школьной дезадаптации с целью увеличить эмоциональный комфорт младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Детский младший школьный возраст не даром называют вершиной детства. Ребенок в этот период сохраняет много специфических детских качеств таких, как особое легкомыслие, определенную наивность, специфический взгляд на взрослого снизу-вверх. Но младший школьник уже начинает и утрачивать свою детскую непосредственность в обычном поведении, у него уже появляется совершенно другая логика мышления. Теперь обучение для него – это значимая деятельность. Ведь в школе он уже приобретает не только новые неизвестные знания и умения, но и четкий и определенный социальный статус. Уже меняются его интересы, общие ценности, весь уклад его новой жизни.
И независимо от того, когда маленький ребенок пошел в школу, в шесть или семь лет, он в какой-то определенный момент своего комплексного развития проходит через конкретный кризис. Этот перелом может начаться и в 7 лет, а может даже сместиться к 6 или 8 годам. Но как всякий любой кризис, кризис семи лет не очень жестко связан с объективным и конкретным изменением жизненной ситуации. Важно, как ребенок именно переживает всю ту систему отношений, в которую он теперь включен, – будь то стабильные взаимные отношения или резко и часто меняющиеся. Теперь изменилось полное восприятие своего собственного места в четкой системе отношений – а это значит, меняется и социальная ситуация гармоничного развития, и ребенок теперь уже оказывается на границе нового неизвестного возрастного периода [11, 75].
Если прошедший уже кризис трех лет был по большей части связан с полным осознанием себя как отдельного активного субъекта в новом мире различных предметов, то есть ребенок понимал, что может влиять на него и менять по своему усмотрению, то теперь он пришел к осознанию своего нового места в мире общественных взаимных отношений. Это уже более глубокий кризис. Ребенок открывает для себя новую субъективную социальную позицию – позицию школьника, ученика. Это накладывает на него новые обязательства. И вот именно формирование этой новой позиции кардинальным образом меняет его сознание.
Данное изменение сознания приводит к полной переоценке уже установленных ранее ценностей. То есть то, что казалось важным раньше, тем уже становится второстепенным. И, наоборот. Ребенок теряет свои старые интересы, но на их место обязательно приходят новые. Теперь, то связано с учебным процессом, например, получение хороших оценок выходит на первый план, а все, что связано с игрой – на второй.