Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Предупреждение педагогических конфликтов в процессе воспитания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……. …3
1 ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ.. КОНФЛИКТОЛОГИИ……………………………….…………………….…… …
…6
1.1 Понятие педагогического конфликта…………………………….…..…… …6
1.2 Типы педагогического конфликта……………………………………..…. …11
1.3 Причины возникновения педагогических конфликтов……………………. …16
2 ГЛАВА ПРАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ . КОНФЛИКТОВ ОБЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………
…19
2.1 Профилактика педагогических конфликтов……………………………… …19
2.2 Профессиональные действия педагога для разрешения конфликтных ситуаций……………………………………………………………………….… х
…21
3 ПРОФИЛАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ………………. …29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. …32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. …34

 

  

Введение:

 

В современном мире можно наблюдать нарастающую агрессию в окружении, ожесточенность. Причем касается это и отношений между людьми. Именно поэтому необходимо воспитывать доброжелательное отношение к окружающему у современных детей, учит их с уважением относиться к ближним.
Однако, к сожалению, данная проблема не обходит школьную жизнь любого ребенка. В современных статьях довольно часто можно встретить проблему конфликтов в школе. Их источником считается падение педагогического интереса к личности ребенка, отсутствие желания понять внутренний мир.
Падение престижа профессии педагога в современном обществе, авторитарность в школьном управлении, нарастающая напряженность в межличностных отношениях в школьном пространстве – всё это говорит о возникновении проблем и конфликтов.
Довольно часто подобные конфликты сопровождаются насилием. Иногда они кончаются плачевно как для педагога, так и для ребенка.
В современном мире дети отличаются безразличием к окружающим их людям. Именно поэтому педагог не всегда может воздействовать на детей, ведь они не привыкли, что его нужно уважать. Удачно разрешенный конфликт в таких условиях является средством поднятия своего авторитета. Подобная ситуация может положительно повлиять на ребенка, заставить изменить взгляд на мир.
Специфика педагогического конфликта заключается в том, что в нем сталкиваются представители разных социальных групп, которые обладают различным статусом. Цель учителя как воспитателя заключается не в том, чтобы победить, навязать ребенку свое решение, а наоборот укрепить его волю и разум, пробудить доброе чувство. Проблема педагогических конфликтов заключается в том, что данная структура построения современной массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления – «учитель — ученик», «старший — младший», «сильный — слабый», «успевающий — неуспевающий» — а это в свою очередь стимулирует детскую конфликтность, порождающую озлобленность, грубость в групповых и межличностных отношениях школьников.
Актуальность проблемы состоит в том, что проблема педагогических конфликтов обращения на сегодняшний день актуальна и для школы, в который должны формироваться личности, и главный здесь – учитель. Он должен уметь предупреждать и грамотно разрешать конфликты.
В основе педагогических конфликтов лежат противоречия, которые возникают в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений, то есть различия принципов гуманистической педагогики и реальными условиями обучения, воспитания и обучения в образовательной среде.
Гипотеза данной работы состоит в том, что количество педагогических конфликтов можно уменьшить, если добиться повышения индивидуального уровня подготовленности административного и педагогического персонала к деятельности по минимализации конфликтогенных условий и разрешению предконфликтных ситуаций межличностного общения некофликтными способами.
Целью данной работы является исследование предупреждения педагогических конфликтов в процессе воспитания.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
 проанализировать существующие работы по педагогическому конфликту;
 описать определение понятия педагогический конфликт;
 разобрать типы педагогического конфликта;
 изучить причины возникновения педагогического конфликта;
 проанализировать необходимые действия для предотвращения педагогического конфликта;
 провести исследование профилактики педагогического конфликта у детей в средней школе.
Объект исследования – педагогический конфликт школе.
Предмет исследования – предупреждение или предотвращение педагогического конфликта.
Методология исследования. Для решения исследовательских задач используется набор следующих научных методов:
 анализ и обобщение психологической литературы; методы абстрагирования и конкретизации, прогнозирования и моделирования;
 изучение и анализ психологического опыта работы по изучению неосознаваемых процессов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
 описана сущность педагогического конфликта;
 описаны причины педагогического конфликта и необходимые действия для его устранения.
Практическая значимость работы заключается в следующем: исследованы педагогические конфликты школе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 16 источников. Работа иллюстрирована 3 таблицами. Общий объем работы 36 стр.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современном мире образование является как источником интеллектуального богатства, так и мощным регулирующим фактором дальнейших взаимоотношений людей. Тем не менее, педагогика создает множество противоречий и конфликтов, для избегания и устранения которых требует квалифицируемой подготовки педагогов. Педагоги и ученики довольно оказываются в конфликтных ситуациях. Тем не менее, нужно стремиться к протеканию конфликта в деловой среде, нежели в личностной. Выявлено, что основа конфликта содержит противоречие, которое подчиняется закономерностям. Педагоги не должны бояться конфликтных ситуации, они должны понимать их природу, причины возникновения, использовать конкретные методы для их решения. Нужно не забывать том, что ошибка педагога в решении конфликта воспринимается и сохраняется в сознании учеников, после этого долго влияет на их поведение. Понять причины появления конфликта и успешно использовать механизмы управления конфликтными ситуациями, только если педагоги обладают необходимыми знаниями и умениями. При диалоге с учеником необходимо контролировать содержание беседы, эмоциональное сопровождение, помнить о времени и месте беседы, цели беседы. Установлено, что предварительная готовность педагогов к разрешению конфликтных ситуаций представляет собой личностное образование.
Процесс формирования готовности педагога к разрешению конфликтов носит индивидуальный, творческий, поэтапный и организованный характер. Содержание и логика данного процесса обусловлены компонентами готовности и образовательными технологиями. Любой педагогический конфликт влияет на стороны конфликта: ученика и педагога.
В данной курсовой работе достигнута следующая цель – выполнено исследование предупреждения педагогических конфликтов в процессе воспитания.
Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:
 проведен анализ существующие работы по педагогическому конфликту;
 подробно описано определение понятия педагогический конфликт;
 разобраны типы педагогического конфликта;
 изучены причины возникновения педагогического конфликта;
 проанализированы необходимые действия для предотвращения педагогического конфликта;
 проведено исследование профилактики педагогического конфликта у детей в средней школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

1.1 Понятие педагогического конфликта

Определения конфликта имеются различные, но все они показывают противоречие, принимающие форму разногласий при взаимодействии людей. Конфликты бывают явными и скрытыми, однако в их основе – отсутствие согласия. Таким, образом, конфликт определяют как отсутствия взаимопонимания и согласия между некоторыми сторонами.
Конфликт можно определить как столкновение противоположных сторон, мнений, характеризующееся активностью, которая направлена на решение данных противоречий . Отсюда следует, что педагогический конфликт – столкновение противоположных целей, интересов позиций сторон педагогического процесса .
Ситуация конфликта не обязательно приводит к разрушениям. Иногда даже, наоборот, при некоторых условиях открытые конфликты способствуют сохранении жизнедеятельности и устойчивости социальной ячейки.
В природе конфликта есть потенциальные позитивные возможности. Данное утверждение сводится к тому, что продуктивность конфронтации проистекает из факта, что конфликт ведет к изменению, которое, в свою очередь, ведет к адаптации, а адаптация – к выживанию . В основе лежит наше восприятие. Ценность конфликта – предотвращение деградации системы, открытие дорог инноваций. Конфликт является стимулом к изменениям, требует творческой реакций .
В современной теории и практике педагоги
В настоящее время в теории и практике педагогики накоплен значительный запас фактов и наблюдений для попытки ставить вопрос об оформлении теоретического направления — педагогической конфликтологии, как самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое место во всех науках как социальных, так и технических.
Педагогическая конфликтология – теоретическое прикладное направление, предназначением которого является изучение сущности и причин педагогических конфликтов, а также разработка методов их предупреждения и устранения .
Конфликтная ситуация – это совмещение интересов человека, создающее основание для действительного противоборства между социальными субъектами. Основная черта – появление предмета данного конфликта, но отсутствие борьбы.
Ученые считают конфликт эффективным средством воспитательного воздействия и указывают на преодоление его только через психолого-педагогические знания и соответствующее умения. Тем не менее, большинство учителей отрицательно оценивают любой конфликт как показатель неудачи непосредственно в их работе с детьми. Многие педагоги ассоциируют само слово «конфликт» с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, вредным явлением для воспитания. Следуя данному факту, стремятся избегать конфликтов полностью.
Тем не менее, педагогический конфликт – это нормальное социальное явление, естественное для динамичного школьного социума. На сегодняшний день конфликтология ориентирует сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, не исключая и педагогическую сферу. Тем не менее, слабая подготовка педагогов, неумение на практике управлять конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательной деятельности.
Теоретически в педагогической конфликтологии нет разницы между такими понятиями как оппоненты, противники, субъекты, стороны конфликта. Такие понятия многие ученые считают синонимами.
Конфликтная ситуация является, по мнению многих ученых , сочетанием различных обстоятельств, предшествующих конфликту и обозначает несовместимые требования к различным сторонам конфликта. В педагогике также, конфликтная ситуация предшествует конфликту, составляющими которого являются субъект и объект с их отношениями и характеристиками
Отсюда следует, что конфликтная педагогическая ситуация – это совокупность объективных и субъективных условий, которые возникают в школьном обществе и которые создают определенное психологическое напряжение, ослабляющее рациональный контроль субъектов общения и активизирующее эмоциональное восприятие противоречий. Инцидент – ситуация взаимодействия, которая позволяет осознать его сторонам наличие объективного противоречия в интересах и целях .
На самом деле, педагогический конфликт является сложным взаимодействием из-за объективных и субъективных причин . К объективным причинам относятся социально-экономическое положение педагогики по стране и особенности условий педагогической деятельности в непосредственном месте появления конфликта. К субъективным причинам относятся специфики межличностных отношений в школьном социуме, которая обусловлена особенностями психологической структуры личности каждого участника данного процесса, а именно индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности. Отсюда следует вывод, что педагогический конфликт возникает на базе объективных условий при соответствующем появлении субъективного фактора. Тем не менее, в реальности достаточно большое количество фактов, которые свидетельствуют о главной роли именно субъективного фактора как катализаторе конфликтов в школьной среде.
Обычно выделяют два вида конкретных противоречий в школьной среде.
К первому относятся противоречия из-за объективных свойств взаимодействующих педагогических структур, а именно их условие и развития и прогресса. Данное противоречие макроуровня, которое приводит к появлению конфликтов по вертикали. Педагогический процесс является целенаправленной деятельностью по социализации личности, которая включает аспекты воспитания, образования и обучения человека. Источники данного конфликта два вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?». Основная цель педагога – воспитать личность с определенными социокультурными качествами. Заказчик в данном случае – общество, а исполнитель – система образования и воспитания в целом. Поэтому на макроуровне конфликт происходит между обществом и системой образования .
На среднем уровне противоречия касаются администрации и педагогов, администрацией и родителями учеников, администрацией учебных заведений и учениками. На нижнем уровне – между учителями и учениками или между родителями и учениками.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы