Курсовая с практикой на тему Предупреждение дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Аналитический обзор литературных источников по проблеме изучения детей с ОНР 5
1.1 Особенности дошкольников с ОНР 5
1.2 Предрасположенность детей с ОНР III уровня к нарушению письма 12
Вывод по Главе 1 16
Глава 2. Система логопедической работы в подготовительной группе МДОУ с детьми с ОНР III уровня с применением дидактических игр 17
2.1 Входная диагностика дисграфических нарушений 17
2.2. Обучение грамоте в подготовительной группе и устранение предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня 24
2.3. Анализ данных, полученных на контрольном эксперименте 37
Выводы по Главе 2 39
Заключение 40
Список литературы 41
Приложение 44
Введение:
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день достаточно острой является проблема речевой и письменной деятельности детей дошкольного возраста, поскольку очень многие дошкольники действительно обладают различными видами речевых отклонений. Такое положение вещей в настоящее время является общепопулярной тенденцией, вследствие чего модно наблюдать большое количество логопедических групп в детских садах, логопедических детских садов. К сожалению, это достаточно печальный аспект, поскольку правильная речевая деятельность ребенка обуславливает его успешность более в старшем возрасте, а именно, уже в начальной школе.
Здесь уместно говорить о дисграфических нарушениях, которые обуславливают нарушение письма. Данное является достаточно сложной проблемой, поскольку при наличии таковых предпосылок затрудняется обучение в начальной школе.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить коррекционно-педагогические условия, которые исправляют предпосылки дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Объектом данного исследования является предупреждение дисграфических нарушений детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предметом исследования являются коррекционно-педагогические условия предупреждения дисграфических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что предупреждение дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР возможно при проведении коррекционно-педагогической работы в условиях логопедической группы детского сада.
Исходя из поставленной цели необходимо определить ряд задач:
1. Рассмотреть особенности дошкольников с ОНР.
2. Изучить предрасположенности детей с ОНР III уровня к нарушению письма.
3. Провести входную диагностику дисграфических нарушений.
4. Обучить грамоте в подготовительной группе и устранение предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня.
5. Проанализировать данные, полученные в ходе контрольного эксперимента.
База исследования: детский сад №
Практическая значимость исследования предполагает возможность дальнейшего использования разработанных автором практических рекомендаций, методических приемов, способов психодиагностических процедур, коррекционной работы.
Заключение:
В ходе решения первой задачи были выяснены особенности дошкольников с ОНР. Мы выяснили, что ОНР – это речевое отклонение, которое имеет различные этиологии. У дошкольников, имеющих ОНР третьего уровня, отмечается: наличие развернутого связного высказывания, фразовой речи, а также присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным признаком третьего уровня общего недоразвития речи является нечеткое произнесение звуков.
В ходе решения второй задачи была выявлена предрасположенность детей с ОНР III уровня к нарушению письма. В частности, речь идет о задержке в формировании функциональных систем. Кроме того, у детей с дисграфическими нарушениями наблюдается также несформированность произвольной моторики, недостаточность слухо-моторных координации и ритмического восприятия.
В ходе решения третьей задачи была проведена входная диагностика дисграфических нарушений. Было выявлено, что преимущественное количество детей не являются готовыми к усвоению школьного материала.
В ходе решения четвертой задачи было предложено обучение грамоте в подготовительной группе и устранение предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня. Так, мы разработали методическую системы на развитие навыков словообразования.
В ходе решения пятой задачи был проведен анализ данных, полученных на контрольном эксперименте. Было выяснено, что количество предпосылок дисграфии по всем ее видам уменьшилось в среднем на 14,68 %.
Таким образом, поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Аналитический обзор литературных источников по проблеме изучения детей с ОНР
1.1 Особенности дошкольников с ОНР
Представляется возможность говорить о том, что на сегодняшний день исследование формирования словообразовательных умений у детей с признаками ОНР не представляет собой предмет каких-либо самостоятельных исследований. Можно говорить о том, что отсутствие специализированных разработок, направленных на скурпулезное исследование той или иной степени сформированности словообразовательных умений у дошкольников с ОНР говорит, прежде всего, о некоторой дефицитарности и эпизодичности научных представлений относительно темы исследования. Недостаточный уровень изученности самого феномена специфического своеобразия и общего недоразвития словообразовательного умения у дошкольников с признаками ОНР вполне описывает то недостаточное внимание, уделяемое в области специальной литературы развитию словообразования. По этой причине следует рассмотреть анализ таких проблем в литературных источниках, которые содержат в себе информацию, уходящую к проблеме преодоления малой сформированности словообразовательных умений у старших дошкольников с ОНР.
Характеристика дошкольников с ОНР, в свою очередь, была разработана Р.Е. Левиной [9, с.122], которая выделила категорию детей, обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, у которых в качестве нарушения рассматривается формирование речевой системы или ее отдельных компонентов, которые, в первую очередь, относятся к смысловой и звуковой речи. В данном случае, как правило, речь формируется несколько позднее, кроме того, наблюдается общий замедленный процесс речевого развития, ограниченный словарный запас, различные аграмматизмы, а также нарушения фонем ообразовательных структур. На базе исследований Р.Е. Левиной можно увидеть, что речевое недоразвитие выражается в разных степенях, а именно, от полного речевого отсутствия до развернутой речи с элементами недоразвития лексического построения.
Р.Е. Левина отмечает, что тяжесть недоразвития языковых компонентов может быть разделена на три основных уровня речевого развития, из них первые два из них характеризуют глубокие степени речевого недоразвития, в то время как третий, в качестве наиболее высокого, наблюдается только в отдельных пробелах лексического развития.
Обширность распространения ОНР и его влияние на формирование словообразования обуславливает яркий интерес ученых к представленной проблематике. Так, можно говорить о недостаточном уровне навыков словообразования в период дошкольного детства.
Н.С. Жукова, в свою очередь, выделила уровни понимания речи детьми дошкольного возраста с ОНР:
— нулевой,
— ситуативный,
— нормативный,
— предикативный,
— расчлененный.
При этом важно заметить, что на последнем уровне дошкольник с ОНР различает трансформации значений, которые вносятся морфами. Кроме того, именно представленный уровень речевого восприятия представляется как наиболее частый для дошкольников, имеющих 3 уровень речевого развития. Как отмечает Н.С. Жукова, 3 уровень характеризуется продолжительным периодом не расчлененного воспроизведения речи. Интересно, что слитное воспроизведение словесных форм является особенным препятствием к реализации аналитической переработки усваиваемого речевого материала, что также является препятствием к овладению операциями с языковыми знаками. Отмечается, что дети с ОНР могут правильно показать картинки с изображением тех или иных предметов, однако, совершенно не могут дать им названия. Как правило, недоразвитие лексического аспекта речи может наблюдаться в простом снижении понимания словесных значений. Это, в свою очередь, предполагает наличие различных лексических ошибок, среди которых можно отметить следующие: замены названий действий словами, которые так или иначе близки (к примеру, вырезает –рвет) , неточное употребление названий предметных форм, недостаточное употребление прилагательных, неточное образование существительных, прилагательных и глаголов суффиксальным и префиксальным способами и прочее. Такие же сложности в формировании словообразования наблюдаются также и другими исследователями, которые занимались изучением особенностей лексического языкового строя у дошкольников с ОНР [8]. Важно отметить, что недоразвитие словообразовательных аспектов обуславливает «сужение» словарного запаса, что, в свою очередь, приводит к дефицитарности образования семантических полей. Кроме того, представленное явление может являться препятствием к формированию словообразования у детей с ОНР, и, соответственно, переводу пассивного словаря в активный.