Курсовая с практикой на тему Предупреждение девиантного поведения учащихся в условиях современной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ 6
1.1 Историко-педагогическое рассмотрение проблемы предупреждения девиантного пове дения у учащихся 6
1.2 Причины и особенности девиантного поведения детей и подростков в современном мире 11
1.3 Система работы современной школы по предупреждению девиантного поведения у учащихся 18
Выводы по первой главе. 22
Глава 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 24
2.1. Технологии выявления учащихся, склонных к девиантному поведению 24
2.2. Методы и формы работы по профилактике девиантного поведения обучающихся в школе 29
2.3. Из опыта работы МБОУ «Гимназия №2» города Зарайска Московской области по профилактике девиантного поведения у обучающихся 33
Выводы по второй главе 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Введение:
По своему определению слово «девиация» означает отклонение в разном его проявлении. Соответственно, девиантное поведение – это совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, которые приняты и одобрены обществом.
Взрослые люди с уравновешенной психикой менее подвержены угрозам девиации, в то время как подрастающее поколение в силу своего переходного возраста легко поддается любым возможностям выражения собственного «я». Таким образом, распространенность девиантного поведения наблюдается среди 40-64% подростков.
Подобные достаточно высокие цифры указывают на актуальность нашей темы исследования, они объясняются социальной, психологической и физиологической незрелостью, которая свойственна данному возрастному периоду
Также актуальность исследования заключается в том, что в современном обществе число учащихся с девиантным поведением, к несчастью, растет с каждым годом. А также в настоящее время наблюдается рост детской преступности, поэтому тема данного исследования актуальна. Проблема девиантного поведения занимает одно из первых мест среди других психологических и социальных проблем. В связи с этим профилактическая работа с учащимися с девиантным поведением в современной школе как никогда важна.
Распространенность девиаций среди молодежи обусловлена некоторыми причинами. В нашей стране возросло социальное неравенство, которое имеет прямое влияние на социализацию подростков. С каждым годом возрастает число подростков, которые употребляют спиртные напитки и наркотические вещества, что, в свою очередь, способствует повышению преступности в нашей стране. В XXI веке подростки также чрезмерно подвержены влиянию современных СМИ, компьютерных игр, социальных сетей и низкокачественного в них контента.
Объектом исследования выступает девиантное поведение учащихся.
Предметом исследования является процесс предупреждения девиантного поведения учащихся в условиях современной школы.
Цель исследования – на основе изученных теоретических основ проблемы разработать программу по предупреждению девиантного поведения учащихся в условиях современной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить процесс научного исследования проблемы девиантного поведения детей и подростков в истории педагогики.
2. Выявить причины и особенности девиантного поведения в современном мире.
3. Изучить особенности современной школы и её влияние на формирование поведения учащихся.
4. Исследовать учащихся, склонных к девиантному поведению.
5. Исследовать методы и формы работы по профилактике девиантного поведения.
6. Разработать программу по предупреждению девиантного поведения учащихся в условиях современной школы.
Гипотеза: если при организации работы по профилактике педагог будет учитывать:
— возрастные особенности развития детей;
-особенности среды жизнедеятельности детей;
— наличие программы по профилактике девиантного поведения.
Проблема предупреждения и преодоления девиантного поведения младших школьников привлекала внимание таких классиков педагогики – Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других.
Проблемами формирования девиантного поведения, коррекцией и профилактикой занимались такие ученые как К.Гилленбранд, М. Вебер, Г. Парсонс, Э. Фэрри и другие.
Методологические основы изучения девиантного поведения отражены и в отечественных теориях девиантологии Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской и др.
Вышеизложенные работы и исследования важны и имеют большое значение в проблеме профилактики и предупреждения девиантного поведения учащихся в условиях современной школы.
Методы исследования:
— теоретические — анализ литературы методической, научной;
— эмпирические – тестирование, эксперимент (разработка программы по предупреждению девиантного поведения школьников).
Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух параграфов, в каждом из которых содержатся по 3 подраздела, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Профилактика девиантного поведения-важное направление работы с несовершеннолетними. Это связано с тем, что большинство несовершеннолетних имеют склонности к девиантному поведению, и случаи их проявления довольно распространены. Одни из них социально опасны и наносят ущерб целостности общества, другие-целостности личности и ее гармоничному развитию.
Поскольку девиантное поведение может быть вызвано различными факторами: психологическими особенностями, социальной средой, обществом в целом, профилактика должна влияют на все эти факторы. То есть профилактика должна быть направлена не только на конкретного человека, но и на его социальное окружение и общество в целом.
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних направлена не на подростков, у которых уже есть девиантное поведение, а на тех, у кого есть склонность к девиантному поведению. Профилактика может предотвратить девиантное поведение. Вот почему следует обратить внимание на диагностику, выявление несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению.
В курсовой работе нами были изучены аспекты девиантного поведения и сделаны выводы, а именно нами были:
1. Изучены историко-педагогическое рассмотрение девиантного поведения.
2. Выявлены причины и особенности девиантного поведения в современном мире.
3. Изучены особенности современной школы и её влияние на формирование поведения учащихся.
4. Исследованы учащиеся, склонных к девиантному поведению.
5. Исследованы методы и формы работы по профилактике девиантного поведения.
6. Нами была разработана программа по предупреждению девиантного поведения учащихся в условиях современной школы.
Цель исследования – на основе изученных теоретических основ проблемы разработать программу по предупреждению девиантного поведения учащихся в условиях современной школы, достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
1.1 Историко-педагогическое рассмотрение проблемы предупреждения девиантного поведения у учащихся
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних всегда была и остается одной из важнейших задач государства в области социальной и профилактической политики, где и по сей день существует множество проблем, которые не всегда можно успешно решить. Причины этого, казалось бы, следует искать не столько в нехватке или краже выделяемых ресурсов, в быстро меняющемся характере социально-экономических и законодательных преобразований в стране и мире, сколько иногда, по сути, игнорировании современной практики накопленного опыта, особенно национального.
История показывает, что императрица Екатерина II, следуя идеям Петра Великого, создавала новые предприятия и проекты, важные для его деятельности. Он подлежит высшей мере наказания с 17 лет и старше. Лица, моложе этого возраста, обвиняемые в преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, доставлялись в Сенат, «где с ними поступано быть иметь по благоразсмотрению и по мере их вин». Те, кто совершил преступления, не заслуживали смертной казни, а подлежали телесному наказанию без представления в Сенат. Для них предписывалось «чинить наказание от пятнадцати до семнадцати лет — плетьми, а от десяти до пятнадцати лет — не батожьями, а розгами, в десять лет и меньше отдавать для наказания помещику, отцу или матери -и те зделанныя ими преступления в малолетстве впредь не считать ни в какое им подозрение».
Важным шагом на пути к формированию системы профилактики девиантного поведения стало создание общественных благотворительных орденов. В соответствии с указом в каждой губернии был учрежден приказ, в который входили губернатор и два советника Верховного земского суда, губернский магистрат и высшая судебная коллегия. Компетенция орденов была довольно широкой. Им было поручено образование, уход и надзор за народными школами, детскими домами, больницами и больницами, приютами, специальным домом для неизлечимо больных, сумасшедшими домами, работными домами и домами принудительного содержания.
Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика Германа К. Ф. (1824 г.). Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа франко-бельгийского ученого, математика-статистика Кетле Л. А. «Социальная физика» (1835 г,). В нем на основе статистического анализа он пришел к выводу, что каждый социальный режим предполагает определенное количество и порядок преступлений, вытекающих из его организации.
Разновидностью девиантного поведения являются молодежные движения: от» студенческой революции 68-го «до современных экстремалов».
Девиантные сообщества представляют собой особую форму девиации: институированные (мафиозные кланы, пиратские «братства» и др.) и структурированные иерархически («банды», криминальные группы, хулиганские сообщества). Индивидуальная девиантность может иметь сакральный характер, ее носители – святой, юродивый, шаман. Имеет светский вариант: нищий, человек художественной или социальной богемы, философ, денди.
Рождение и развитие многочисленных теорий социальных отклонений традиционно связывают с именем великого французского социолога Э. Дюркгейма. Считается, что именно его концепция социальной аномии легла в основу большинства современных теорий девиантного поведения.
Аномия — это также ненормальное поведение (суицид, фрустрация, апатия), процесс разрушения базовых элементов культуры в аспекте этических норм. Таким образом, он может возникнуть в результате личностной кризисной ситуации, способной перестроить всю систему убеждений человека, радикально изменить его моральные и нормативные установки.
Проблема социальных отклонений интересовала ученых и политиков и исследовалась в рамках криминологии задолго до Дюркгейма, а термин аномия впервые появился в английском языке в 1851 году и использовался теологами для обозначения пренебрежения правом, в частности божественным.
Существование каждой системы (социальной, биологической, физической) — это динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Отклонения (мутации в жизни, колебания неживой природы) — это универсальная форма, механизм, способ изменчивости и, следовательно, жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень организации, чем динамичнее система, тем больше значат изменения как средство сохранения (по выражению И. Пригожина — «порядок через колебания»).
Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с жизнедеятельностью (коллективной или сознательной человеческой деятельностью социального человека), социальные отклонения также реализуются девиантным поведением.
Напомним, что под девиантным (лат. deviatio-уклонение) поведением понимают:
— во-первых, поступок, действия человека, которые не соответствуют официально установленным нормам или которые фактически сформировались в данном обществе (стандарты, закономерности);
— во-вторых, социальное явление, выражающееся в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или формирующимся в данном обществе нормам (нормам, образцам). [10]
В первом смысле девиантное поведение — это в первую очередь предмет психологии, педагогики, психиатрии; во втором-предмет социологии и социальной психологии, а также рассматривается в криминологии как фоновое явление для преступности.
В СССР девиантное поведение долгое время изучалось в основном в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицида и др. В XX веке (конец 60-х-начало 70-х годов) В. С. Афанасьев, А. Г. здравомыслов, И. В. маточкин, И. И. Жилинский начали социологические исследования девиантного поведения. В развитии и институционализации социологии девиантного поведения большую заслугу имеет академик В. Н.Кудрявцев.
В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и возникновение таких явлений, как конкуренция, безработица и инфляция. Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни привели к росту отклонений, которые проявляются в формах поведения, отклоняющихся от социальных норм.
В реформированном обществе, где одни нормы разрушены, а другие не созданы даже на теоретическом уровне, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложной. Наряду с ростом положительных отклонений — научного и художественного творчества, экономической инициативы, политической активности населения — усиливаются отрицательные отклонения — коррупция, корыстная и насильственная преступность, алкоголизм и наркомания населения, преступность несовершеннолетних, безнравственность.
Г. Беккер утверждал, что определенная степень незащищенности имеет место в любом обществе из-за несовершенства социализации, внутренних конфликтов и инноваций.
Р. К. Мертон считал, что аномия является результатом конфликта или несоответствия между «культурой» и «социальной структурой», нормальными и законными средствами и побуждениями к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей. Он определил 5 форм «аномальной адаптации» как реакции на аномальное напряжение в различных формах адаптации: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж.