Курсовая с практикой на тему Представления о причинах трудностей в обучении и отношение к ним у подростков с речевыми нарушениями.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава
1. Теоретический анализ представлений подростков с речевыми нарушениями о
причинах трудностей в обучении………………………………………………………. 5
1.1. Трудности обучения в школе как предмет
междисциплинарного изучения 5
1.2. Причины трудностей обучения в школе и представления
подростков с речевыми нарушениями о них………………………………………………………………………………. 9
Глава
2. Изучение представлений о причинах трудностей
в обучении у подростков с речевыми нарушениями…………………………………………………………………….. 15
2.1. База, организация
и методики исследования причин трудностей в обучении и отношения к ним у
подростков с речевыми нарушениями……………………… 15
2.2. Анализ
представлений подростков с речевыми нарушениями о причинах трудностей в
обучении……………………………………………………………………….. 17
Заключение……………………………………………………………………………………… .23
Список
использованной литературы………………………………………………….. 24
Введение:
Актуальность
исследования. Нарушения речи – фактор риска для социализации ребёнка и
полноценного формирования его личности. Логопедическим проблемам у детей часто
сопутствуют неврозы, которые только усугубляются в подростковом и последующему
юношеском возрасте. Безусловно, нормальное речевое развитие является одним из
важных факторов успешного процесса обучения.
Поскольку
подростковый возраст является одним из самых сложных этапов в процессе
взросления человека, реакции на сложности и проблемы становятся ярче и
ощущаются значимее. Подобная реакция также связана с тем, что подростки гораздо
чувствительнее к собственным неудачам. Сложности в речевых процессах делают и
без того сложный процесс обучения подростков еще более сложным. Опираясь на исследования
(Н.В. Дубровинской, О.Н. Истратовой, М. Коваль) о том, что подростковый возраст
является тяжелым периодом, можно утверждать о том, что отношение к трудностям,
которые возникают в процессе обучения гораздо масштабнее и отличается своим
разнообразием.
Актуальность
нашей исследовательской работы заключается в необходимости четкого выделения
причин, которые формируют трудности в обучении у подростков с речевыми
нарушениями, а также отношение подростков к данным трудностям. Определение этих
данных позволит сформировать наиболее комфортные условия для обучения и
развития подростка.
Цель: изучение представлений о причинах трудностей
в обучении и отношение к ним у подростков с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. Изучить литературу касательно
представлений о причинах трудностей в обучении и отношение к ним у подростков с
нарушениями речи.
2. Выявить представления подростков о
причинах трудностей в обучении и отношений к ним.
3. Предложить способы по устранению
трудностей в обучении у подростков с речевыми нарушениями.
Объект: трудности,
возникшие у подростков с речевыми нарушениями в процессе обучения.
Предмет: представления
подростков с речевыми нарушениями о причинах трудностей в обучении и отношение
к ним.
Гипотеза: мы
предполагаем, что представления подростков с речевыми нарушениями о причинах трудностей
в обучении могут существенно различаться.
Методы исследования: теоретический
анализ психолого-педагогической литературы; количественно-качественный анализ
результатов исследования; беседа, анкетирование.
База и организация
исследования: исследование проводилось на базе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы №11 для обучающихся с нарушениями речи. В нем приняли
участие 12 подростков 6-7 классов.
Практическая значимость: результаты
этой работы могут быть полезны широкому кругу педагогов, специалистам,
работающим с учащимися подростками и родителями подростков с нарушениями речи,
с целью создания необходимых условий для преодоления трудностей в обучении.
Структура работы. Данная
работа состоит из введения, в котором представлены актуальность, цель, предмет,
объект и задачи исследования, двух глав, списка использованной литературы и
источников из 39 наименований, приложений.
Заключение:
Целью нашего исследования стало изучение
представлений подростков с речевыми нарушениями о трудностях, возникающих в
процессе обучения.
В нашем исследовании принимали участие 12
подростков. Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы №11 г. Иркутска.
Представления школьников о причинах
трудностей в обучении мы выявляли с помощью анкетирования и беседы. Так же нами
были предложены способы для преодоления выявленных причин трудностей в
обучении.
Практическая ценность результатов данного
исследования заключается в том, что, изучая проблему возникновения трудностей в
обучении, мы вовлекли в ее решение и самих учеников. Часто бывает, что они сами
заинтересованы в повышении своего уровня знаний. Но при постоянно появляющихся
трудностях, которые они не в силах решить в одиночку, этот интерес угасает.
Поэтому в ходе исследования мы попытались поддержать школьников и показать им,
что ряд проблем им самим по силам преодолеть.
Таким образом, поставленная цель работы
достигнута и задачи исследования решены. Предполагаемая гипотеза нашла своё
подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ О ПРИЧИНАХ
ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ 1.1. Трудности обучения в школе как
предмет междисциплинарного изучения Проблема
трудностей обучения поднимается во всем мире. Это серьезная проблема, поскольку
она и социальная, и педагогическая, и психологическая, и медицинская. С
педагогической точки зрения это в первую очередь стойкая неуспеваемость по
одному или нескольким предметам, стойкие трудности в овладении школьными
знаниями, умениями, навыками [1, с. 19]. Мы рассмотрим психологический аспект,
т.е. психологическую сторону трудностей обучения.
«Школьные
трудности», «трудности обучения», «трудности учения», «школьная неуспешность»,
«школьная неуспеваемость», «специфические расстройства развития школьных навыков»,
«задержанное психическое развитие», «минимальные мозговые дисфункции»,
«отклоняющееся развитие», «иррегулярность психического развития» – все эти
понятия используются в специальной психологической, медицинской, педагогической
литературе по отношению к детям, испытывающим трудности обучения [15, с. 112].
Такое разнообразие обусловливается:
— неоднородностью, вариабельностью
проявлений трудностей, возникающих у детей в процессе учебной деятельности;
— разнообразием причин, лежащих в их
основе;
— различиями методологических подходов
к их изучению [17, с. 16].
По содержанию из вышеназванных самыми объемными являются понятия
«школьные трудности», «школьная неуспешность», «трудности обучения».
Психофизиологи Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М.