Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Представление подростков о будущей семье

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретическая аспекты семьи 4
1.1. Понятие семья 4
1.2. Психологические особенности подростков 9
1.3. Формирование семейных ценностей 13
2. Анализ представлений подростков о будущей семье 17
2.1. Методика исследования 17
2.2. Результаты исследования 18
2.3. Интерпретация результатов исследования 24
Заключение 29
Библиографический список 31

 

  

Введение:

 

Образ семьи, который формируется в детском и подростковом возрасте, отражает и интегрирует широкий спектр отношений между родительскими и родовыми семьями, их многообразие событий, эмоциональную вовлеченность, интенсивность переживаний и, таким образом, оказывает влияние на построение собственной семьи человека. На основе анализа многочисленных современных исследований межличностных отношений в семье можно утверждать, что родительские и родовые семьи могут во многом определять отношение ребенка и подростка к феномену семьи, и в частности к их будущей семье.
Актуальность формирования семейных духовно-нравственных ценностей у подростков в современных условиях развития нашего общества объясняется состояние российской семьи как социального института. В настоящее время утрачиваются традиционные представления о функциях и назначении семьи, отсутствуют однозначные идеалы и ролевые модели, существуют противоположные системы ценностей в сфере брака и семейных отношений, меняется содержание ролевых порядков в семье.
Объект исследования – образ семьи
Предмет исследования – представления о будущей семье у подростков
Цель исследования: изучить представление подростков о будущей семье
Основные задачи исследования:
— рассмотреть понятие «семья»;
— охарактеризовать психологические особенности подростков;
— рассмотреть специфику формирования семейных ценностей;
— проанализировать существующие представления подростков о будущей семье.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Наиболее значимыми для подростков являются родительско — воспитательная и эмоционально-терапевтическая функции семьи. Родительство признает ценность концентрации на семейной жизни. Функции семьи по ведению домашнего хозяйства были недостаточно значительными. Подростки недооценивают важность организации семьи в семье. Следует иметь в виду, что согласованность ролей в семье предполагает добрачное обучение и оперативную подготовку молодежи. Исходя из этого, психолого-педагогическое воздействие должно быть направлено на формирование знаний и навыков, необходимых для семейной жизни.
В ходе исследования выявлены проблемные области во взглядах старшеклассников на семью: ориентация на инициативу родительской семьи в реализации экономической, бытовой и родительско-воспитательной функций в собственной будущей семье; опосредованное экономическое благополучие будущей семьи; собственный образовательный и профессиональный уровень в представлении старшеклассников недостаточен; ориентация на высокий уровень материального благополучия без овладения инструментом достижения желаемого результата, основой которого может быть признан выбор профессии.
При этом установлено следующее: родительская семья продолжает оставаться источником формирования ценностно-нормативных характеристик личности и поведения, применимых к собственной будущей семье; сплоченность и гибкость семейной системы существуют как ценностные ориентиры, как духовные приобретения в представлении старшеклассников, позволяющие постепенно (в соответствии с возрастом) ответственно осваивать ценностно-нормативные характеристики личности и поведения.
В этих условиях стратегической задачей является преодоление разрыва между профессиональным развитием и развитием моральных и экономических стандартов семейной жизни. Интеграция этих направлений личностного развития обеспечит подрастающее поколение новыми компетенциями и обеспечит творческую адаптацию к изменяющимся социальным условиям. Молодежь относится к группе повышенного общественного внимания. В школе и в условиях домашнего обучения может осуществляться проектирование и реализация образовательных программ, обеспечивающих успешную социализацию и формирование личности, ответственной за создание семьи. В случае успешного решения проблемы формирования ответственного отношения к семейным ценностям можно ожидать снижения риска межличностных семейных конфликтов и распада семьи.
Задача взрослых в семье, школе, обществе-помочь подростку освоить культурно данные средства взаимоотношений с противоположным полом, средства понимания себя, своих чувств, намерений, меры ответственности в связи с созданием собственной семьи в культурной, социальной и экономической реальности мира.
Важно интегрировать в образовательное пространство линию ответственного отношения к выбору профессии и созданию семьи. Внедрение этой работы в рамках образовательной программы и психологической поддержки позволит подросткам приобрести необходимые компетенции для предотвращения ошибок, которые приводят к значительным потерям во взрослом возрасте и проявляются в чувстве вины перед собой и своими семьями за недостаточную подготовку, что ограничивает необходимый уровень потребления в семье.
Исходя из результатов эксперимента, можно согласиться с тем, что, по мнению подростков, институт семьи продолжает играть свою роль регулятора отношений между детской и родительской подсистемами. Высокий уровень готовности к выполнению семейных ролей подтверждается количественно: 81,5% опрошенных подростков принимают семейные ценности, но 18,5% относятся к браку и семье безразлично.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретическая аспекты семьи
1.1. Понятие семья

Социально-политический кризис причинил серьезные социальные потери большинству российских семей. В наиболее тяжелом положении оказались семьи с ограниченными возможностями, неполные и многодетные семьи. Тяжелое положение этих семей является следствием экономических проблем в стране (низкая заработная плата, безработица, бремя иждивенцев в семье), а также социальных проблем, таких как инвалидность. Значительно возросло число семей, живущих за чертой бедности. Особую озабоченность вызывает рост числа семей со среднедушевым доходом ниже половины установленного среднего прожиточного минимума [4, стр.337].
Годы преобразований нарушили шаткое равновесие социальной и умственной жизни, и это сразу же выявило отсутствие подлинно демократических институтов защиты семьи. Оказалось, что Декларация о правах инвалидов, детей, пожилых людей, женщин, гарантии занятости и жилья являются лишь идеологическими версиями, не имеющими прочной законодательной базы, экономической и организационной поддержки. Бессилие системы социальной защиты граждан и семьи было очевидным [8, стр.154].
Выявлена ограниченность функций, узкая и неэффективность институтов охраны здоровья, материнства, детства. В условиях экономического кризиса социальная защита и поддержка многих семей, включая неблагополучные семьи, остаются неэффективными. Была проблема объективного и критического анализа ситуации и перспектив развития семьи. Только при наличии всесторонней и целенаправленной информации о состоянии семей в России можно определить объем изменений в семье.
Среди тенденций изменений, с которыми сталкивается семья, есть очевидные, легко фиксируемые статистикой. Доктор экономических наук Анатолий Вишневский среди наиболее важных выделяет следующие: — «крестьянство» семьи; — увеличение доли городских семей; — уменьшение среднего размера семьи; — изменение состава семьи; — изменение семейной биографии; — изменение репродуктивных биографий женщин; — разделение существующих семе й.
Российские семейные ученые утверждают, что на изменения в структуре и функциях семьи в XX веке оказали решающее влияние два фундаментальных сдвига. Во-первых, это огромный рост эффективной человеческой деятельности в результате перехода к индустриальной экономике, резко возросшее отраслевое разнообразие и ранее беспрецедентное разделение труда. Продуктивная деятельность большинства семей-сначала мужчин, а затем все в большей степени женщин — вышла за рамки семьи, отделившись от семейной жизни [16, стр.128].
Второй фундаментальный сдвиг произошел в нашей стране после Октябрьской революции. Он выразился в огромном повышении демографической эффективности. Объективные исторические процессы, которые привели к изменениям в семье XX века, сегодня в России усугубляются экономические проблемы и отражают некоторые тенденции, изменения в семье. Число сирот и детей, воспитываемых в семье без матери или отца, не уменьшается, а число внебрачных детей увеличивается. Показатели здоровья женщин-матерей и детей являются крайне низкими. Проблема детской инвалидности становится все более и более напряженной. Почти все семьи с детьми-инвалидами нуждаются в различных видах материальной, психологической и юридической помощи. Большинство инвалидов не в состоянии вести полноценную и активную жизнь. Детская смертность и смертность мужчин трудоспособного возраста очень высока [15, стр.126].
Структура смертности в целом неблагоприятна. Первое место занимает гибель людей от сердечно-сосудистых заболеваний и травм. Расширяются антиобщественные отношения в семьях, растет преступность и преступность среди несовершеннолетних. Растет число лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и психотропными веществами. Неблагоприятное положение в семье и обществе приводит к увеличению числа случаев жестокого обращения с детьми, психического стресса, самоубийств. Социальной адаптации людей, вернувшихся из мест лишения свободы, выпускников детских домов и школ-интернатов, лиц без определенного места жительства и других неблагоприятных категорий в обществе крайне сложно. В обществе растет число неблагополучных семей [6, стр.49].
Полное преодоление глубочайшего кризиса, в который погружено население России, лежит в долгосрочной перспективе на путях радикального социально-экономического и духовно-нравственного совершенствования общества, а сегодня и в развитии социальной работы, в предоставлении конкретных видов социальной помощи семьям и отдельным лицам в преодолении временных трудностей. Несмотря на значительные проблемы и недостатки до введения социальной работы в стране до 1991 года Россия входила в тройку крупнейших стран мира, не имела государственной социальной службы по оказанию помощи семье и сегодня существуют серьезные предпосылки для ее активного обновления. К ним относятся глубокие корни и традиции милосердного отношения человека к человеку, опыт милосердия, накопленный в России нашими предшественниками. По мнению русской цивилизации, духовность-это не умозрительная мудрость, а прежде всего высокое нравственное чувство высшей справедливости: жить по душе, с достоинством, не гоняться за наживой, богатством, ощущая жадность к деньгам и вещам [17, стр.313].
Семья-многослойное социальное образование, она сочетает в себе свойства институт и малая группа, социальная организация, Социальная структура, ее изучение позволяет лучше понять процессы социального контроля, социальной мобильности, социальной адаптации, миграции и демографических изменений. Важность изучения семьи, помимо изучения содержания ее многофункциональности, подкрепляется познавательным интересом к ее уникальной опосредующей роли в социальной коммуникации, обусловленным ее социокультурной природой как феномена, расположенного на пересечении социальных структур в любом строительстве общества и на границе макро-микроанализа. Семья обладает способностью осуществлять функции социальных процессов по результатам социального поведения микросреды и позволяет выводить из эмпирически изученных фактов события и тенденции глобального характера [17, стр.315].
Семья является предметом исследований во многих социальных и гуманитарных науках: социологии, демографии, философии, социальной философии, педагогике, социальной психологии, праве, этнографии и ряде других. Каждый из них стремится определить семью и ее функции. Семья-очень сложный объект исследования, отвечающий личным, семейным и социальным потребностям. Возможно, именно поэтому социологи, изучающие семью, определяя ее, дают разные определения. Итак, Романова О.В. считает, что семья обычно понимается как кровное родство, брак или усыновление на основе объединения людей, которые связаны общей жизнью и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме [14, стр.137]

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы