Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Представление о профессии «психолог» студентов психологического факультета

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения представлений о профессии «психолог»  5

1.1. Понятие о
представлениях как психическом феномене. 5

1.2.
Психологические особенности профессиональной деятельности психолога  10

1.3. Проблемы
оценки профессиональных и личностных качеств психологов  16

Глава 2.
Эмпирическое исследование представлений студентов психологического факультета о
профессии «психолог». 21

2.1. Организация и
методы исследования. 21

2.2. Анализ
результатов исследования. 22

Заключение. 32

Список
литературы.. 34

Приложения. 37

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема представления о профессии «психолог» у
студентов психологического факультета в настоящее время является актуальной как
для психологической теории, так и практики. Являясь закономерным продуктом
профессионального становления личности, профессионально-важные качества
специалиста во многом определяют успешность его профессиональной деятельности.
Следовательно, знание представления студентов-психологов о профессиональных и
личностных качествах практикующего психолога как субъекта профессии «Психолог» имеет
большую ценность в плане организации учебно-воспитательного процесса со
студентами-психологами. Кроме того, данная информация может служить уже для
действующих специалистов указанного профиля в качестве определенного ориентира
для того, чтобы понять, в каком направлении организовывать процесса
саморазвития и самосовершенствования своей личности.

В то же время необходимо иметь в виду, что
профессиональная деятельность является главным компонентом совокупного труда
практического психолога. Ее анализ с использованием показателей критериального
модуля позволяет получить всестороннюю оценку его профессиональной компетентности.
Подобная оценка отражает субъектную сторону деятельности. С учетом ее
объективных характеристик (задач, функций, результатов) составляется главная
часть профессиограммы психолога для конкретной сферы: образования, управления,
производства, бизнеса, коммерции и т. п.

 Степень
соответствия реально сформированных качеств требованиям профессиограммы
характеризует уровень профессиональной компетентности практического психолога,
детерминирующей успешность его практической деятельности. Профессионализм в этой сфере деятельности открывает
каналы для проникновения в глубинную природу отдельно взятого субъекта труда и
жизни, всевозможных связей и отношений в коллективах и общесоциальных
объединениях.

Следовательно, профессионализм практического психолога
можно назвать стержневым компонентом избранного им вида деятельности.

Цель исследования – выявление представления о профессии «Психолог» у студентов
психологического факультета.

Объект исследования – представление.

Предмет исследования – представление о профессии «Психолог» студентов психологического
факультета.

Гипотеза исследования: представления студентов психологического факультета о
реальных и идеальных качествах практикующих психологов будут отличаться друг от
друга.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ специальной
литературы по проблеме исследования.

2. Изучить особенности реальных и идеальных личностных
качеств практикующих психологов.

3. Исследовать специфику реальных и идеальных
профессиональных качеств практикующих психологов.

4. Сформулировать выводы по результатам исследования.

 Структура и
объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы, содержащего 28 источников и приложений. Общий объем основного
текста работы без приложений составил 35 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мы изучили проблему представления о профессии
«Психолог» у студентов психологического факультета. Данная проблема
исследовалась через изучение реальных и идеальных профессиональных и личностных
качеств практикующих психологов.

В результате теоретического анализа проблемы мы
выяснили, что в настоящее время специалистами предлагается несколько
направлений оценки профессиональных и личностных качеств практикующих
психологов. Во-первых, использование широко распространенных и достаточно
надежных личностных тест-опросников и опросников компетенций, которые
используются для диагностики личности различных категорий людей, не обязательно
связанных с психологией. Во-вторых, одно из направлений оценки качеств
психологов предлагает опираться на разработанные профессиограммы практических
психологов, чтобы с помощью экспертных оценок выявлять выраженность их
профессионально-важных качеств. В-третьих, еще один способ оценки
профессиональных и личностных качеств практикующих психологов заключается в
самооценке данных качеств с помощью определенной шкалы.

На
основании эмпирического исследования мы можем утверждать, что представления
студентов психологического факультета о реальных и идеальных качествах
практикующих психологов отличаются друг от друга.

В
частности мы выявили, что согласно представлению студентов психологического
факультета наиболее выраженными реальными личностными качествами практикующих
психологов являются «Интеллект», «Саморазвитие» и «Ответственность». Также согласно
представлению студентов психологического факультета наиболее выраженными с их
точки зрения личностными качествами образа идеального практикующего психолога являются
«Гуманизм», «Интеллект» и «Саморазвитие».

Кроме
того, согласно представлению студентов-психологов наиболее выраженными реальными
профессиональными качествами практикующих психологов являются «Организаторские
и управленческие способности», «Умение самопрезентации», «Высокая
работоспособность». Также согласно представлению студентов-психологов наиболее
выраженными профессиональными качествами образа идеального практикующего
психолога являются «Организаторские и управленческие способности», «Высокая
работоспособность», «Умение творчески решать практические задачи».

При
этом было выявлено, что специфика реальных профессиональных качеств практикующих
психологов в представлении студентов психологического факультета по сравнению с
образом идеального практикующего психолога состоит, прежде всего, в меньшей
выраженности таких качеств, как «Умение противостоять манипуляции со стороны
окружающих», «Способность читать и объяснять внутреннее состояние человека по
нюансам его поведения», «Способность брать личную ответственность за свои
поступки», «Умение творчески решать практические задачи», «Изобретательность».
А специфика образа реальных личностных качеств практикующих психологов по
сравнению с образом идеального практикующего психолога состоит, прежде всего, в
меньшей выраженности таких качеств, как «Жизнерадостность», «Эмпатия»,
«Альтруизм», «Гуманизм» и «Чувствительность».

 

Фрагмент текста работы:

 

глава 1. Теоретические аспекты изучения представлений о
профессии «психолог» 1.1. Понятие о представлениях
как психическом феномене Прежде
чем обратиться к характеристике представлений как психического феномена
необходимо проанализировать понятия сознания и самосознания, которые включает в
своей состав сами представления.

Начнем
с того, что сознание представляет собой определенную форму отражения
объективной действительности в психике человека. И сознание характеризуется тем,
что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора здесь выступают
элементы общественно-исторической практики, которые позволяют строить
объективные (общепринятые) картины мира. Нужно также отметить, что в современной философской и
психологической литературе укоренилась диалектико-материалистическая традиция в
трактовке сознания, согласно которой сознание есть функция мозга и необходимая
сторона практической деятельности людей [13].

Первая характеристика сознания отражена
в названии данного психологического феномена. Сознание представляет собой ничто
иное, как совокупность знаний человека относительно окружающего его мира.
Структура сознания включает в свое содержание познавательные процессы,
посредством которых человеку удается систематически обогащать свои знания. К
данным процессам относятся такие, как ощущения, восприятие, память, воображение
и мышление.

Второй
характеристикой сознания является наличие закрепленного в его содержании
отчетливого различения субъекта и объекта, т.е. того, что относится к «Я»
человека и того, что есть его «не-Я».

Третья
характеристика сознания заключается в том, чтобы обеспечить целеполагающую
деятельность человека. Благодаря сознанию субъект формирует цели своей
деятельности, у него создается ее мотивационная основа, происходит реализация
принятых волевых решений, контролируется процесс совершения действий и при
необходимости осуществляется их коррекция и т.д. [26].

И
последней, четвертой характеристикой сознания можно назвать то, что в его
состав включено определенное отношение, что подразумевает конкретную
эмоциональную и чувственную окраску процессов сознания, которая является
результатом отражения различных объективных социальных отношений человека с
другими людьми. Т.е. сознание человека включает в себя набор эмоциональных
оценок межличностных отношений.

Что
касается самосознания, то это одна из центральных проблем психологии. В
психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных, проблема
самосознания не обделена вниманием. Наиболее полную разработку его
теоретические аспекты нашли в современной психологии в трудах А.Н. Леонтьева,
И.С. Кона, В.В. Столина, Л.Н. Божович, А.Г. Спиркина, М.И. Боришевского, Е.Г.
Соколовой, И.И. Чесноковой, С.Р. Пантилеева, а в зарубежной – Э. Эриксона, К.
Роджерса, М. Розенберга и др. Изучались онтогенез самосознание, его структура,
функции, возможности и закономерности формирования [26].

В настоящее время существует целый ряд
определений самосознания. Например, в большинстве психологических словарей под
самосознанием понимается осознанное отношение человека к собственным
потребностям и способностям, а также к своим влечениям, переживаниям, мотивам
поведения и деятельности. Сущность самосознания заключается в сознании
субъектом самого себя и субъективном отграничении себя от окружающего
объективного мира. Также самосознание проявляется в наличии у человека
эмоционально-смысловой оценки собственных субъективных возможностей. И данная
оценка является основанием для совершения целесообразных действий и поступков
[4; 10; 12].

Выделяют
следующие основные функции самосознания:


экзистенциальная функция, результатом реализации которой является субъективное
состояние «Я»-сущестования;


контрольно-коррекционная функция, благодаря которой субъект способен
контролировать свое поведение и деятельность;


мотивационная функция, которая заключается в наличии способности «Я» выступать
в качестве мощного источника активности и движущей силы поведения).

Что касается
феномена представлений, то начиная со второй половины прошлого столетия в
научной психологии можно выделить различные его определения. Так, например,
согласно В.Д. Шадрикову представления есть психический процесс, в рамках
которого происходит отражение предметов и явлений окружающего мира посредством
наглядных образов обобщенного вида. В то же время, по С.Л. Рубинштейну,
представления – это психические образования, которые имеют вид
воспроизведенного в сознании образа предмета на основе прошлого опыта человека
[18].

По своей сути
представления в отличие от таких первичных образов, как ощущение и восприятие,
являются вторичными образами, возникающими без воздействия на органы чувств
непосредственных раздражителей. И это связывает представления с другими
образами, например, образами памяти, воображения и мышления. Представление
имеет и конечный результат своего функционирования, который есть
образ-представление, являющийся вторичным образом предметов и явлений, и
имеющий чувственно-наглядную форму. Данный образ сохраняется и воспроизводится
в сознании без воздействующего на органы чувств стимула [3; 10].

В целом, необходимо
отметить, что в общей психологии под представлением понимается психический
процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не
воспринимаются, но воссоздаются субъектом на основе предыдущего опыта. И выделяются несколько типов представлений:


представления памяти (источником вторичных образов служит непосредственно
память);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы