Курсовая с практикой на тему Предприятие: понятие, краткая характеристика, классификация
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ 5
1.1. Понятие предприятия и его значение 5
1.2. Признаки предпринимательской деятельности 6
1.3. Организационно-правовые формы предприятий 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1. Правовой статус, состав и структура предприятия 17
2.2. Анализ показателей хозяйственной деятельности ОАО «Вента» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
Актуальность темы. Доминирующее место в сфере хозяйственного права принадлежит предпринимательству, которое представляет собой ведущий сектор рыночной экономики, который обеспечивает рынок товарами и услугами, способствует здоровой конкуренции, создает новый слой — предприниматель-владелец. Оно базируется на самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный риск, деятельности по производству продукции, оказанию услуг и занятию торговлей и служит целям прибыли.
Сегодня государство возлагает на предприятие все надежды, ведь именно положительная динамика, как результат осуществления предпринимательской деятельности является большой перспективой для страны и ее экономического роста. Величина ВВП страны, уровень жизни населения, развитие народного хозяйства – это все результат развития различных отраслей, и в свою очередь составляют определенную совокупность предприятий.
Первичным звеном экономики любой страны является предприятие. Именно оно производит продукцию, создает рабочие места, создает дополнительную стоимость, которая формирует валовой национальный продукт и богатство всей страны в целом. Поэтому от эффективности функционирования предприятия зависит состояние экономического развития государства и благосостояние населения.
Анализ последних исследований и публикаций. В настоящее время накоплено значительное количество научных исследований и накоплен практический опыт функционирования различных организационно-правовых форм хозяйствования, что позволяет сравнивать их экономическую эффективность и жизнеспособность.
Предприятие и его правовые основы функционирования, особенности создание и прекращение деятельности популярная тематика среди работ ученых.
Цель исследования является предприятие: понятие, краткая характеристика, классификация.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие предприятия и его значение;
изучить признаки предпринимательской деятельности;
исследовать организационно-правовые формы предприятий;
рассмотреть правовой статус, состав и структура предприятия;
провести анализ показателей хозяйственной деятельности ОАО «Вента».
Объектом данного исследования является совокупность теоретических, методических и практических аспектов предприятия.
Предмет исследования – ОАО «Вента».
Для раскрытия сущности темы исследования широко использовались общенаучные методы исследования. Методы сравнения и анализа применялись при расчете экономических показателей деятельности предприятия.
В процессе написания данной работы в качестве информационной базы были использованы законодательно-нормативные документы, регламентирующие учет финансовых результатов, публикации отечественных и зарубежных ученых, данные сети Интернет, материалы исследуемого предприятия.
Работа была выполнена на базе материалов учебников, учебных пособий и статей по теме исследования, а также материалов ОАО «Вента».
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, предприятие является основным организационным звеном народного хозяйства России. Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица.
На основании исследования были выделены следующие свойства (признаки):
организационное единство;
предприятие владеет обособленным имуществом;
предприятие выступает в гражданском обороте от своего имени, приобретая имущественные и личные неимущественные прав и неся обязанности, вступает в различные гражданско-правовые отношения с другими субъектами предпринимательства, организациями и гражданами;
способность нести самостоятельную имущественную ответственность означает, что предприятие несет ответственность по обязательствам принадлежащим ему имуществом;
способность быть истцом или ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде.
В целях исследования темы было рассмотрено предприятие ОАО «Вента».
Данному предприятию присуща линейная структура управления.
Производственные подразделения подчиняются генеральному директору. Руководство цехами осуществляется начальниками цехов.
Основной задачей начальников цехов является организация процесса оказания услуги либо производства деталей, необходимых для ремонта.
Задачей технического обслуживания являются обеспечение нормального и бесперебойного хода производственного процесса с наименьшими затратами. Эта общая задача конкретизируется и уточняется применительно к каждому из перечисленных видов работ.
Производственную структуру ОАО «Вента» можно отнести к смешанному (предметно-технологическому) типу производственной структуры.
Анализируя данные, наблюдается, что общая стоимость основных средств возросла на 72 838 тыс. руб. или 6,7% и в отчетном периоде составила 1 166 261 тыс. руб.
Наибольший удельный вес в структуре основных средств занимают машины и оборудование – 77%. Стоимость машин и оборудования возросла на 7% или 58 423 тыс. руб., так как было приобретено дорогостоящее оборудования из-за границы. Доля зданий в структуре основных средств в 2016 году составила 19,4%. Стоимость зданий в 2017 году увеличилась на 8553 тыс. руб., так как была проведена их реконструкция. Стоимость транспортных средств возросла на 34,7% или 6109 тыс. руб., в связи с их приобретением.
Таким образом, в отчетном периоде предприятие было заинтересовано в приобретении нового оборудования и реконструкции старого. Можно сделать вывод, что ОАО «Вента» уделяет высокое внимание основным средствам, их техническим характеристикам.
Таким образом, по моему мнению, компания активно следить за своими основными средствами. ОАО «Вента» ежегодно приобретает основные средства, технические характеристики которых идут в ногу со временем. Также компания реконструирует имеющиеся здания и сооружения, что является положительным фактором.
В 2017 году выручка предприятия увеличилась на 41,9% или 1010936 тыс. руб., выручка составила 3424203 тыс. руб. Данный рост обусловлен расширением ассортимента, пополнением новыми видами продукции, исходя из чего, возрос спрос на продукцию. Также рост обусловлен открытием новых точек продаж и выходом компании в новые регионы. Также стоит отметить рост коэффициента оборачиваемости оборотных средств — с 2,46 до 3,17 в 2017 году (темп роста — 128,89%). При этом происходит снижение коэффициента загрузки оборотных средств с 0,41 до 0,32.
Специфика деятельности ОАО «Вента» определяет структуру персонала, составляющими которого являются: обслуживающий персонал; административно-хозяйственный персонал.
Проанализировав основные финансовые результаты деятельности ОАО «Вента», можно сделать вывод, что деятельность компании признается эффективной. Однако стоит обратить внимание на снижение показателя себестоимости и коммерческих расходов, которые отрицательно влияют на прибыль Общества.
С целью решения вопросов, связанных с нормализацией финансового состояния предприятия, влияния на улучшение производства и хозяйственной деятельности, считали бы необходимым:
1. Осуществить глубокий анализ финансового состояния предприятия отдельно и определить перспективы его дальнейшей деятельности, учитывая номенклатуру производимой продукции, ее качество, стоимость, конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках сбыта, оценить возможности предприятий, в сравнительно короткие сроки, обеспечить стабилизацию с последующим ростом производства.
2. На предприятии провести глубокую ревизию деятельности, инвентаризацию статей баланса, подробно изучить состав материальных ценностей, особенности готовой продукции, дебиторской задолженности.
Данные предложения позволят повысить эффективность процесса антикризисного управления ОАО «Вента», а именно: обеспечить контроль над затратами, увеличить прибыль, усилить финансовую устойчивость предприятия, качественно улучшить процесс антикризисного управления.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1. Понятие предприятия и его значение
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является предприятие.
Под предприятием понимается экономический субъект, занимающийся производственной деятельностью и который имеет хозяйственную самостоятельность. Предприятие объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью увеличения прибыли.
Понятие «предприятие» является обобщающим, или сборным. Оно, во-первых, определяет предприятие как субъект хозяйственного права в отношении всех форм и видов собственности в РФ (организационные формы и виды предприятий). Во-вторых, это понятие общеотраслевое, то есть определяет промышленные (фабрики, заводы, шахты), строительные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и другие предприятия [7, с. 87].
С экономической точки зрения, предприятие самостоятельно осуществляет индивидуальное воспроизводство, т. е. организует производство, для чего нанимает рабочую силу, покупает сырье и материалы, полуфабрикаты в других предприятий, платит за это наличными или берет в кредит, пользуясь безналичным оборотом, свои товары продает или временно составляет [6, с. 110].
Предприятие — это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой и другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Основной задачей предприятий является удовлетворение общественных потребностей в производимой продукции, выполняемых работах, оказанных услугах, а также получение прибыли и реализация на этой основе, в соответствии с законодательством, социально-экономических интересов членов трудового коллектива предприятия, взаимоотношений с бюджетом и хозяйствующими партнерами-поставщиками, потребителями и др. [21, с. 67].
Предпринимательство является одной из разновидностей творческой, поисковой, рисковой социальной деятельности и в большинстве стран мира с рыночной экономикой считается одним из самых престижных. Ведь именно этот вид деятельности в соответствующих условиях наилучшим образом проявляет человеческую сущность, помогает проявлениям работника как личности [22, с. 22-23].
Предпринимательству свойственный более индивидуальный характер, высокая степень стимулирования сотрудников, что приводит к более полной реализации потенциала каждого из них. Осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность, работник значительно возрастает как человек: он растет и профессионально и интеллектуально.
И это имеет вполне реальные положительные последствия для всего общества. История доказывает, что поднять экономику, другие сферы бытия к высокому уровню развития возможно преимущественно через проявление членами этого общества их хозяйственной инициативы.
1.2. Признаки предпринимательской деятельности
В процессе анализа и построения системы признаков, позволяющих выделить и дать определение предпринимательской деятельности, целесообразно остановиться на всех ее специфических свойствах — как предусмотренных законом, так и такими, что остались за его пределами, но имеют очень важное значение, позволяющее рассматривать предпринимательскую деятельность как объект организационно-правового воздействия.
Характерные черты предпринимательской деятельности можно определить следующим способом. Предпринимательство должно быть деятельностью. Однако необходимо отметить, что, несмотря на широкое применение в правоведении термина «деятельность» его легальное определение в юриспруденции отсутствует. Даже в том случае, когда речь идет о регулировании конкретных видов деятельности (аудиторской, банковской, биржевой, инвестиционной) законодательство ограничивается лишь общим ее описанием, не давая ее понятия. Под деятельностью понимается целесообразное изменение в интересах людей окружающего мира [12, с. 109].
Первый признак предпринимательской деятельности — ее инициативность и самостоятельность.
Инициативность и самостоятельность предпринимательской деятельности выражается в двух основных тезисах:
1) предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству,
2) вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если оно не затрагивает предусмотренные законодательством России права государственных органов по осуществлению контроля за деятельностью предпринимателей [10, с. 96].
Инициативность и самостоятельность — это ориентированная на действия природа самовыражения предпринимателей. Предприниматели активно выбирают инициативу. Они сознательно ставят себя в ситуацию, где они персонально ответственные за успех или неудачу дела, и считают, что успехи и препятствия находятся в пределах их собственного контроля и влияния, поэтому они могут влиять на результат своих действий. Это качество сочетается с направленностью на проявление инициативы с помощью мотивационного управления, стремление к персональной ответственности.
Второй признак предпринимательской деятельности — творческий и инновационный характер, что проявляется в поиске новых возможностей, ориентации на нововведения. Предприниматель действует и оценивается как независимый и в значительной степени возлагается на самого себя как инноватора [13].
Третий признак предпринимательской деятельности – систематичность (регулярность, профессиональность, постоянство).
Четвертый признак предпринимательской деятельности — рисковый характер, то есть возложение на предпринимателя бремени предвидения неблагоприятных последствий (ущерба) и принятие мер по их превенции или устранения, а не связанных с виновным поведением предпринимателя.
Пятый признак — целевая направленность на получение прибыли.
Не следует смешивать цель предпринимательской деятельности и результат такой целенаправленной деятельности. Но другая деятельность не может быть отнесена к предпринимательской, если ее целью не является получение прибыли. Но если прибыль не получится, несмотря на целевую направленность деятельности на ее достижения, то сам по себе этот факт не может служить основанием для исключения ее из числа предпринимательской [9, с. 84].
Итак, определяющим является наличие именно цели получения прибыли, а не достижения ее получения на любом этапе этой комплексной деятельности.
Наличие цели получения прибыли не исключает возможности недостижения этой цели в предпринимательской деятельности (как и в любой другой целенаправленной деятельности) и даже наоборот, получения противоположного результата (убытки, банкротство).
Таким образом, цель получения прибыли является необходимым признаком предпринимательской деятельности. Однако это не должно вести к ее преувеличению и обозначению в качестве основного признака.
Шестой признак — самостоятельная юридическая ответственность.
Седьмой признак предпринимательской деятельности – социально-ответственный характер. Хотя социальная ответственность имеет различное содержание и формы для отдельных отраслей и субъектов предпринимательства, основные обязательства существуют для всех предпринимателей — это обязательства предпринимателей относительно общества, которые распространяются на многие сферы [15, с. 68].
При этом особым видом предпринимательской деятельности является инновационное предпринимательство, успешность осуществления которого формирует синергический эффект на основе обобщения и внедрения приобретенного опыта в процессе функционирования субъектов предпринимательства, использования таланта предпринимателя, введение его творческого подхода к решению проблемных вопросов и перспектив развития предпринимательской деятельности, готовности собственно предпринимателя (бизнесмена) до рискованности, прежде всего во внедрении новаций и рационализаторских подходов. Инновационное предпринимательство определяется совокупностью спланированных и скоординированных организационно-технических и управленческих мероприятий, направленных на достижение результативности функционирования, то есть предпринимательской прибыли, прежде всего, на базе рационального использования имеющегося ресурсного потенциала, возможности его воспроизведения, приумножения и перспективного экономического роста [17, с. 91].
Категории «предпринимательство», «предпринимательская деятельность» рассматриваются прежде всего, как малое предпринимательство, или как сфера малого бизнеса, что обусловлено приоритетным утверждением их экономической природы как основы предпринимательской мотивации и результативного фактора эффективного развития региональной экономики. При этом крупный бизнес в России имеет много особенностей в своем функционировании (от масштабов к специфике управления и соотношении интересов), что скорее должно рассматриваться в контексте корпоративного менеджмента с элементами общегосударственного регулирования специфическими методами и принципами. В некоторых странах среди предприятий в целом выделяют только большие и малые.
С целью унификации и информативности показателей при анализе предпочтение отдается отнесению средних предприятий к категории малых [16, с. 6].
В экономической энциклопедии приведено такое определение понятий предпринимательства и бизнеса:
предпринимательство — это самостоятельное организационно-хозяйственное новаторство на основе использования различных возможностей для выпуска новых или старых товаров новыми методами, открытие новых источников сырья, рынков сбыта и т. д. с целью получения доходов и самореализации собственной цели [19, с. 102];
бизнес (англ. Business — дело, дело) — это предпринимательская, коммерческая или любая другая деятельность, которая не противоречит закону и направлена на получения прибыли [19, с. 23].
При этом предприниматель является основным хозяйствующим субъектом, который при наличии определенной совокупности черт воплощает в практику функции предпринимательства и за свой труд получает предпринимательский доход, минимум — нормальный прибыль.
Впервые это понятие в научный оборот ввел французский экономист Р. Кантильйон, который считал, что главной чертой предпринимателя является умение рисковать, предсказывать будущее, а также сочетать стремление к присвоению дохода и возможные потери. В отличие от понятия «предприниматель», «бизнесмен» является лицом, которое имеет собственный бизнес и присваивает прибыль [28, с. 103; 27, с. 22]. Заметим, что понятие «бизнесмен» имеет более узкий характер, поскольку не предусматривает рискованность в процессе осуществления предпринимательской деятельности и не подчеркивает необходимость владения особыми чертами предпринимателя.
В научной литературе существует многогранность подходов к трактовке понятия «малое предпринимательство». Так, С. Варналий считает, что малое предпринимательство является самостоятельной (за счет собственных средств) систематической инновационной деятельностью граждан-предпринимателей и малых предприятий на собственный риск с целью получения предпринимательского дохода (сверхприбыли) [24, с. 23].
В. Лапуста [37] считает, что малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными органами критериях (показателях).
Близким к категории «малое предпринимательство» является понятие «малый бизнес». В научной литературе ведутся дискуссии на счет различий или сходств между понятиями малого предпринимательства и малого бизнеса, поскольку ряд ученых придерживаются мнения относительно целесообразности их разграничения. С. Варналий, В. Сахаров, Я. Белинская, О. Завьялова, А. Довгалева, А. Балабенко считают, что малый бизнес является деятельностью любых малых предприятий и отдельных граждан, прежде всего, с целью получения прибыли. Данная деятельность не всегда должна сопровождаться риском и внедрением инноваций в процессе собственной деятельности [39, с. 22; 25, с. 23; 33, с. 14].
Такого же мнения и В. Кредисов, считая, что малое предпринимательство предполагает не только относительно небольшие размеры предприятия и масштабы хозяйственной деятельности, но и должно формироваться на основе рискованности, инновационности, экономической ответственности, задействовании персонифицированных и гибких управленческих подходов с целью получения максимальной предпринимательского прибыли с единицы затраченного капитала [33, с. 7].
Сущностные особенности категории «малое предпринимательство» А. Довгалева и А. Балабенко рассматривают как особую форму экономической активности, результатом которой является достижение коммерческого успеха, что имеет инновационный и рисковый характер деятельности с расширением и дальнейшей перспективой развития на основе ответственности, самостоятельности в принятии управленческих решений и планировании бизнеса. Такие подходы имеют постоянный характер хозяйственной деятельности, заключения регулярных, а не разовых сделок [24, с. 14].
В отличие от малого предпринимательства, малый бизнес, как считает Л. Васильева [43], это не просто часть или сектор национальной экономики, который можно статистически выделить в показателях численности занятых в объеме товарооборота, количества основного капитала и тому подобное. Малое предпринимательство — это экономический сегмент, которому присущи принципиально новые качественные характеристики, а именно: объединение в одном лице владельца и предпринимателя; направленность на инновации; упрощенные коммуникативная и информационная системы.
Т. Говорушко и А. Тимченко дают такие определение малого предпринимательства и малого бизнеса [45, c. 12-13]:
малое предпринимательство является особой системой экономических отношений, при которых главной движущей силой, субъектом хозяйствования является предприниматель, соединяющий личные и материальные факторы воспроизведения на инновационной основе, личной инициативе и экономической ответственности и заинтересованности, риска с целью получения предпринимательского дохода;
малый бизнес составляют небольшие (малые) предприятия, характерными признаками которых является незначительное количество штатных работников и небольшие объемы производства.
Развитие рыночных отношений в любом секторе экономики создает определенные социально-экономические предпосылки для формирования и развития конкурентной деятельности хозяйствующих субъектов малого предпринимательства России. Для того чтобы предприятия становились конкурентоспособными, они должны развивать и наращивать конкурентоспособный потенциал, позволяющий быстро адаптироваться к рыночным условиям.
Субъектами малого предпринимательства, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, признаются лишь индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности.
Стабильно функционирующий сектор малого предпринимательства способен уменьшить негативное проявление кризисных процессов на экономику и, в конце концов, нивелировать разрушительные социально-экономические последствия кризиса [30, с 110].
Прежде всего, малое предпринимательство выполняет важную роль в условиях кризиса — поглощение рабочей силы. Оно предотвращает рост безработицы, способствует созданию новых рабочих мест, а, следовательно, уменьшает социальную напряженность в обществе, неуверенность в завтрашнем дне и недовольство в стране.
Малые предприниматели способны не только обеспечить себя и свою семью хотя бы минимально необходимыми средствами существования, каждый из них еще создает, по крайней мере, 1-2 рабочих места для других граждан страны, а по стране — это несколько миллионов рабочих мест. Когда бывший безработный получает работу, то тем самым освобождает государство от уплаты пособия по безработице, а, следовательно, уменьшает расходы из бюджета [31].
Непременным спутником современного кризиса являются инфляционные процессы. Малое предпринимательство может играть положительную стабилизирующую роль и в преодолении инфляции спроса из-за насыщения рынка товарами и услугами, удовлетворяя серийный, а иногда и индивидуальный спрос отдельных категорий потребителей (не способен осуществить крупный бизнес), расширяя ассортимент и повышая качество продукции.
Еще одним положительным преимуществом малого предпринимательства в преодолении кризиса является его роль в наполнении доходной части государственного бюджета. Чем больше и стабильно функционирующим является количество субъектов малого предпринимательства, тем существеннее будет общая величина налоговых поступлений в госбюджет.
Это поможет решить проблему дефицита бюджета, уменьшение государственного долга и тому подобное.