Курсовая с практикой на тему Предпосылки возникновения, развитие и современное состояние стратегического менеджмента
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………5
1.1 Стратегия и стратегическое управление предприятием 5
1.2 Основные модели построения стратегии системы управления на отечественных туристских предприятиях 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ КОМПАНИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГРАНД ТУР»…………………………….17
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Гранд Тур» 17
2.2 Анализ системы и стратегии управления ООО «Гранд Тур» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29
Введение:
Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем обстоятельством, что отечественные предприятия в современных условиях нестабильности мировой экономики и не угасающей финансово-экономического кризиса, обострения конкуренции оказались в сложных и трудных условиях. Без применения современных методов управления предприятием преодоления такого большого круга, как внешних, так и внутренних проблем, невозможно. Ведь от эффективности управления предприятием зависит его функционирование и дальнейшее развитие. На сегодняшний день разработано и внедрено достаточно методов управления, среди которых методы повышения эффективности деятельности предприятий, методы повышения качества продукции предприятий, методы приспособления предприятия к условиям внешней среды (гибкости), методы управления инновациями на предприятии. Большинство методов касается отдельной сферы деятельности предприятия, не имеют системного характера, с их помощью невозможно спрогнозировать будущее предприятия на долгосрочную перспективу. Именно поэтому большинство современных предприятий перешли к использованию значительно более эффективного метода управления – стратегического управления.
Теоретическим и практическим аспектам стратегий систем управления посвящены исследования многих отечественных ученых: Василенко В.А., Герасимчука В.Г., Игнатьевой, А.М., Стадника В.В. и др., а также зарубежных ученых: Аакера Д.А., Аналоуи Ф., Виханского О.С., Греттон Л., Друкера П., Каплана Н., Кови Ст., Нивена П., Нортона Д., Портера М., Томпсона А.А. и др. Они сделали значительный вклад в процесс разработки стратегии и подходов и методов ее формирования.
Однако, независимо от качества разработки стратегии, существует проблема выбора модели и построения системы стратегического управления на отечественных туристских предприятиях адекватной современным условиям.
Актуальность заключается в том, что современные тенденции определяют уровень организации и развития туристского предприятия, от которого зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста и ускорения товарооборота, торговых предприятий в целом.
Объектом исследование является стратегическое управление предприятием туризма.
Предметом исследования является анализ стратегии управления туристкой компанией ООО «Гранд Тур».
Цель курсовой работы – исследовать возникновение, развитие и современное состояние стратегического менеджмента
Достижения заданной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
рассмотреть стратегию и стратегическое управление предприятием;
изучить основные модели построения стратегии системы управления на отечественных туристских предприятиях;
представить технико-экономическую характеристику ООО «Гранд Тур»;
провести анализ системы и стратегии управления ООО «Гранд Тур»;
Для написания курсовой работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания, монографии и материалы Интернета.
Заключение:
Стратегический менеджмент будет эффективным и результативным, если его модель соответствует конкретной ситуации и следующим условиям: умение смоделировать ситуацию; выявить причины необходимости изменений; разрабатывать стратегию изменений; способность к стратегическому управлению и воплощать стратегию в жизнь. Использование различных моделей стратегического управления как новой системы управления на отечественных предприятиях, даст возможность не только комплексно планировать дальнейшее развитие предприятия, но и направить его деятельность на конечный результат.
Сегодня на туристском рынке присущи следующие основные стратегии: стратегия профессионалов, стратегия репутации, стратегия «найти свою нишу», стратегия «технологии». Однако, как показало проведенное исследование 10 типовых ТП области, предприятие редко использует одно целевую стратегию, а объединяет отдельные элементы перечисленных выше стратегий, потому, подражает обобщенную (комплексную) – микс-стратегию. Кроме того, сейчас большинство туристских предприятий подражают агрессивную стратегию в сочетании с элементами консервативно-оборонительной, которые заключаются в защите существующих конкурентных позиций традиционными методами, акцентируя при этом внимание на узкой рыночной нише, частично на внедрении новых технологий и профессиональном подходе к предоставлению туристских услуг. С другой стороны, предприятия сталкиваются с проблемой качественного профессионального кадрового обеспечения, что вызвано, прежде всего, дефицитом специалистов турбизнеса и довольно бедными и ограниченными знаниями туристской специфики среди менеджеров всех уровней. Отсюда и проблема со стратегическим менеджментом на предприятии и недостижения экономических целей предприятия.
В выпускной квалификационной работе проанализирована деятельность ООО «Гранд-Тур».
В работе рассмотрены проблемы теоретического и прикладного характера. Пред¬ложенные организационно-методические подходы к их решению способст¬вуют совершенствованию учетно-аналитического обеспечения управления ООО «Гранд-Тур», адаптированы к условиям инновационной экономики и направлены на устойчивое развитие ООО «Гранд-Тур», что обусловливает реа¬лизацию национальной концепции подъема российской экономики на базе управляемых факторов.
Среди различных форм и отношений собственности, сложившихся в предпринимательском секторе экономики, общества с ограниченной ответственностью занимают лидирующие позиции как эффективная форма хозяйствования. Неоспоримым преимуществом данной формы бизнеса является направление экономического субъекта на увеличение концентрации капитала путем привлечения свободных средств, аккумулированных в заинтересованных субъектов, привлекаемых к развитию отдельного общества и экономики в целом. Однако без надлежащего информационного обеспечения такая взаимная интеграция капиталов становится невозможной, что определяет направление активизации научного поиска концептуальных подходов к урегулированию и совершенствования информационного обеспечения системы управления общества.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Стратегия и стратегическое управление предприятием
Стратегическое управление предприятием является одним из важнейших видов в системе управления, что помогает планировать деятельность предприятия на длительный период времени и обеспечивает достижение целей развития субъекта хозяйствования.
В наше время существуют различные интерпретации термина «стратегия». Среди наиболее известных следует выделить такие [4, 120]:
1) стратегия – система организационных действий и управленческих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей;
2) стратегия – совокупность плана, позиции, хитрости, перспективы, мировосприятие;
3) стратегия – общий, не детализированный план деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся неопределенной и главной для управленца на данный момент и может быть скорректирована в дальнейшем;
4) стратегия – это модель поведения, которую выбирает организация для достижения своих долгосрочных целей.
На взгляд автора исследования [6, 12] стратегией можно считать деятельность организации, которая направлена на совершенствование деятельности бизнеса по различным сферам. Следовательно, разработка стратегии включает следующие основные шаги, как стратегическое планирование производства и стратегическое формирование производственного потенциала. Следует отметить, что от содержания стратегического планирования зависит, во-первых, состояние потенциала предприятия, а, во-вторых, непосредственно стратегия продукта предприятия. Формирование стратегии продукта влияет на оценку потенциала и в целом определяет стратегические сферы бизнеса (инвестирования, кредитования, страхования и тому подобное).
Стратегия является базой для формирования стратегических решений. Стратегические решения относительно развития компании могут быть запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированные решения четко определены, существуют процедуры решения той или иной проблемы, является полная информация о состоянии проблемы.
В хозяйственной деятельности предприятия стратегические решения приводят к новым, решительным прорывам, ускорение в темпах производства, объемах производимой продукции, улучшение качества продукции, повышение производительности труда, улучшение конкурентных преимуществ, повышения конкурентоспособности и длительного выживания предприятия в конкурентной борьбе. Стратегические решения реализуются в рамках стратегического управления на предприятии.
Родоначальником концепции стратегического управления считается И. Ансофф. Он является самым известным автором по проблемам стратегического планирования и имеет целый ряд фундаментальных работ. В дальнейшем разработкой идей стратегического управления занимались Н. Портер, Дж. Пирс, Г. Робертсон, Дж. Хиггенс и другие исследователи. Стратегическое управление как понятие определяется в следующем контексте:
стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии предприятия посредством управления взаимодействием предприятия с его окружением [29, 12];
стратегическое управление – это набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей предприятия (Дж. Пирс, Г. Робертсон) [30, 87];
стратегическое управление – управление по планам, а стратегический менеджмент — управление по результатам (П. Друкер) [9, 401].
Таким образом, стратегическое управление можно определить, как деятельность, которая основывается на стратегической ориентации и направляется на достижение целевых ориентиров в перспективе, с учетом конкурентных позиций предприятия. Данный вид управления решает проблему обеспечения эффективности деятельности предприятия и достижение динамического равновесия с внешней средой. То есть стратегическое управление и стратегия являются неотъемлемыми компонентами успешного функционирования предприятия в долгосрочной перспективе.
В процессе анализа литературных источников [10; 12; 18] выделены особенности концепции стратегического управления, которые сводятся к следующему.
1. Базируется на сочетании системного, ситуационного и других подходов к деятельности предприятия как открытой социально-экономической системы. Это позволяет развиваться предприятию в долгосрочной перспективе.
2. Изучает условия, в которых функционирует предприятие, благодаря чему создаются системы стратегического управления.
3. Способствует построению баз стратегической информации для принятия стратегических решений.
4. Позволяет прогнозировать решение относительно распределения ресурсов, установления эффективных связей и формирования стратегического поведения персонала.
5. Предусматривает применение определенных инструментов и методов развития предприятий (целей, «дерева целей», стратегий, «стратегического набора», стратегических планов, проектов и программ, стратегического планирования и контроля и тому подобное).
Следовательно, стратегия предприятия совершенствует деятельность предприятия по сферам бизнеса, в свою очередь стратегическое управление учитывает конкурентные позиции предприятия, темпы развития и направлен на достижение целевых ориентиров. В концепции стратегии управления важным является сочетание различных подходов к деятельности предприятия, исследование условий функционирования предприятия, создания баз стратегической информации, прогнозирование решений с использованием инструментов и методов.
Слово «стратегия» происходит от греческого strategia (стратос – войско, аго – веду) и означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин использовали для изучения закономерностей и характера войны, теоретических основ планирования, подготовки и проведения военных операций с заранее сформулированными стратегическими задачами [7, 77].
С изобретением конвейера и становлением первых промышленных предприятий термин «стратегия» был заимствован из военного лексикона. Для выживания предприятий в условиях насыщения рынка продукцией, расширением и обострением конкуренции нужно было бороться — начинать так называемые «экономические войны». Однако, любые военные действия требовали прежде всего соответствующей теоретической подготовки, то есть предварительно разработанной стратегии. Таким образом, в конце XIX ст. термин «стратегия» было впервые внесено в английский экономический словарь [8, 326].
В начале ХХ века с последующим становлением и развитием промышленных предприятий, формированием рыночных отношений и принципов конкуренции, появилась необходимость прогнозировать будущие действия конкурентов и предвидеть направление развития предприятия. Именно в этот период были сформированы разные взгляды относительно стратегии предприятия. Они получили название «Пять П стратегии». Стратегию рассматривали, как [17, 74]:
1. План высшего руководства для достижения долгосрочных результатов, соответствующих целям и задачам предприятия.
2. Принцип поведения или следование некой модели поведения.
3. Позицию или создания путем различных действий уникальной и ценной позиции предприятия на рынке.
4. Перспективу, то есть основной способ действий предприятия в будущем.
5. Прием, ловкий маневр, который применяется предприятием с целью перехитрить противника или конкурента.
В дальнейшем были сформированы различные теории стратегии и возникло десять точек зрения на процесс формулирования, построения и реализации стратегии предприятия. Каждая точка зрения сформировала определенный взгляд, концепцию, которая получила название «школа стратегии». В зависимости от развития во времени, функционировали следующие зарубежные научные школы: дизайна (1957-1965), планирование (1965), позиционирование (1970-1980), предпринимательства (1950-1959), когнитивная (1947-1958), обучение (1959-1990), власти (1971-1984), культуры (1960), внешней среды (1977-1980), конфигурации (1962-1978).
Поскольку школы стратегий формировались эволюционно, то и взгляды школ находились под постоянным развитием: от необходимости централизованно формировать стратегию, которая сама собой реализуется (школа дизайна), до учета упрощенного системного подхода применительно к процессу разработки и реализации стратегии предприятия (школа конфигурации).
Взгляды различных зарубежных школ стратегии стали основой для дальнейшего развития стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент – это [11; 15; 20]:
комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долгосрочное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование организации на изменения внешней среды, которые могут вызвать необходимость стратегического маневра, пересмотра целей и выбора нового направления развития.
комплекс стратегических управленческих решений, направленных на долгосрочное развитие предприятия, а также конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение условий во внешней среде.
Стратегическое управление не только объединило элементы всех предыдущих систем управления, но и позволило направить деятельность предприятия на реализацию выбранной стратегии и учитывать влияние внешней среды.
Главной целью внедрения стратегического управления является необходимость обеспечения непрерывного и устойчивого развития предприятия в динамичных условиях внешней среды. Переход предприятия к стратегическому управлению обеспечит ему возможность предвидения будущего развития и принятия своевременных управленческих решений, целей и стратегий.
Стратегическое управление предприятием осуществляется в определенной последовательности. На первом этапе определяется миссия предприятия — главная причина его существования. Затем разрабатывается видение — будущая картина функционирования предприятия на долгосрочную перспективу. На следующих этапах определяются главные цели, которых стремится достичь предприятие и ценности — главные принципы, которых оно будет придерживаться в процессе функционирования. После этого осуществляется анализ внешней среды и анализ потенциала (внутренней среды) предприятия. На основе полученных результатов анализа формируется генеральная (корпоративная) стратегия, которая затем детализируется на более низкие уровни управления предприятием в виде функциональных и ресурсных стратегий. Когда стратегия предприятия разработана, наступает этап ее реализации. По результатам и в процессе реализации стратегии осуществляется постоянный контроль и оценка полученных результатов. Если в процессе реализации стратегии произошли отклонения от генеральной (корпоративной) стратегии, то осуществляется корректировка стратегии путем внесения стратегических изменений [30, 18].
Реализация стратегии, контроль и оценка результатов ее реализации не завершают стратегическое управление. Этот процесс на предприятии является постоянным. После разработки подразделением стратегического управления корпоративной стратегии на предприятии формируется стратегический план в показателях стратегических целей с разбивкой по годам. Ранее на отечественных предприятиях избирался пятилетний период формирования корпоративной стратегии. Сейчас вследствие значительных динамических и неожиданных изменений во внешней среде и росту противоречий между внутренним и внешним средами предприятия горизонт стратегического планирования сократился до трех лет. Формирование стратегического плана является лишь началом длительного процесса его реализации, в котором происходит анализ и оценка корпоративной стратегии предприятия.
В конце первого года выполнения стратегического плана стратегия вновь разрабатывается на следующий период с учетом нового дополнительного года и выводов по реализации стратегии на протяжении первого года. Такой срок разработки корпоративной стратегии определен не случайно, поскольку за более долгий промежуток времени разработана стратегия может не соответствовать условиям рынка и потребует внесения значительных корректив (стратегических изменений).
Разработка стратегического плана дает возможность предприятиям [26, 734]:
задать перспективные направления развития;
определить основные и приоритетные виды деятельности;
увязать в единую систему маркетинговую, производственную, финансовую, сбытовую и кадровую деятельность;
лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен;
установить каждому подразделению и всему предприятию конкретные, четкие, измеряемые и достижимые цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия;
обеспечить координацию усилий всех функциональных служб предприятия;
стимулировать менеджеров предприятия лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений внешней среды;
определить стратегические альтернативные действия предприятия на долгосрочный период;
создать основу для распределения ограниченных ресурсов.
Переход к стратегическому управлению является необходимостью и залогом дальнейшего развития предприятия, возможностью своевременно отследить и учесть угрозы, возникающие со стороны внешней среды. Однако оно имеет определенные проблемы для предприятия, а именно [18, 151]:
открытость и прозрачность миссии, видения и ценностей предприятия для широкого круга внешних аудиторий;
широкая известность стратегии предприятия для субъектов внешней среды, особенно конкурентов;
доступность всего персонала к стратегической информации, особенно стратегических планов предприятия;
принятие слишком рискованных или поспешных стратегических решений.