Курсовая с практикой Педагогика/Психология Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекцио

Курсовая с практикой на тему Праздник как тип культурно-досуговых программ в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации досуговой деятельности в младшем школьном возрасте 5
1.1. Досуговая деятельность детей: понятие и содержание 5
1.2. Особенности организации социокультурной деятельности детей 10
Глава 2. Организация культурно-досуговой деятельности в условиях начальной школы 14
2.1 Возможности школьного праздника в воспитании учащихся 14
2.2 Проведение праздника «Дня науки» в начальной школе: особенности, интересные идеи и рекомендации 17
Заключение 23
Список использованной литературы: 26

 

  

Введение:

 

Досуг — это особая сфера социализации детей, в которой естественным образом реализуются их интересы и потребности, личностные и социальные амплуа, развивается активность, творческая инициатива, осуществляется поиск новых ценностных ориентиров путем свободного выбора видов деятельности.
Исходя из того, что культура общества представляет собой сложную многогранную систему, составляющими которой являются язык, искусство, наука, политика, религия, традиции, обычаи, идеология, под детской досуговой культурой понимается состояние и уровень организации досуга детей в обществе на определенном этапе его развития. Детская досуговая культура воплощает национальные, этнорегиональные, семейные и детские традиции (духовные, праздничные, художественные, игровые), воспроизводит мировосприятие ребенка, способствуя реализации разнообразных потребностей личности (познавательных, коммуникативных, творческих, эстетических, развлекательных, гедонистических). Досуговая культура личности представляет собой определенное интегрирующее качество, проявляющееся на индивидуальном уровне организации свободного времени, которое реализуется через систему установок, знаний, ценностей, эмоций в различных видах досуговой деятельности (игре, художественном и техническом творчестве, спорте, общении).
Сфера досуга занимает приоритетное место в современной системе национального воспитания, так как в ней наиболее полно аккумулируются и воспроизводятся народные традиции, обычаи, праздники, обряды, декоративно-прикладное искусство и фольклор.
Большим потенциалом в воспитании детей обладают праздники. Праздники несут радость общения, реализует возможность эмоционально пережить события, значимые в жизни общества. Значимо не только само присутствие ребенка на празднике, но и подготовка к этому событию, в процессе которой происходит освоение социально значимой информации, эмоциональное погружение в нее.
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Большой вклад в осмысление сущности досуга внесли М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, В. Д. Патрушев, Ю.А. Стрельцов, А.Ф. Воловик, А.Д. Жарков, Л.Е. Романенко, И.Л. Смаргович и др.
Объект исследования: праздник как тип культурно-досуговых программ в начальной школе.
Предмет исследования: процесс организации досуговой деятельности младших школьников.
Цель работы: выявить особенности организации досуговой деятельности младших школьников на примере праздника.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и содержание досуговой деятельности детей.
2. Изучить особенности организации социокультурной деятельности детей.
3. Проанализировать организацию досуговой деятельности в условиях начальной школы.
4. Представить особенности организации праздника в начальной школе.
Методы исследования — теоретические: анализ и обобщение научной литературы по проблемам детского досуга, сущности и функциональной структуры культурно-досуговой деятельности, особенностей ее организации.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Среди стратегических направлений модернизации национальной системы образования, одним из актуальных стоит вопрос о формировании современного культурного досуга детей и подростков, возрождения, утверждения и дальнейшего развития национальной системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что в условиях новой социально-экономической и культурной политики нашего государства система организации культурно-досуговой деятельности, которая занимает сферу свободного времени детей и молодежи, призвана не только учесть их природные способности, а создать благоприятные условия для творческого развития и формирование полноценной личности гражданина, воссоздать его национальный характер, образ мышления и мировоззрения.
В результате проведенного исследования выявилось, что важная особенность при организации досуговой деятельности – психологические особенности человека. Человек должен быть заинтересован тем делом, которым занимается. Условия при организации данного вида деятельности должны быть благоприятными, удобными и возможными для младших школьников. Досуг должен быть интересным и включать в себя различные виды деятельности, быть развлекательным и иметь добровольный характер.
К числу основных черт социокультурной деятельности можно отнести включение детей в занятия на добровольных началах в соответствии с принципами досугового интереса и внутренними побуждениями.
Досуговые интересы также формируются в зоне активного общения, удовлетворяющего потребности детей, дающие им возможность выступать в самых различных социальных амплуа, а формирование досугового интереса происходит при возможности узнавания чего-то нового в самых разнообразных областях знания, влияющих на познавательную деятельность их личности.
Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка.
Цель его – в познании детьми, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.
Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними.
Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.
Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности.
Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.
Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности).
Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.
В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение).
Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребенка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы организации досуговой деятельности в младшем школьном возрасте
1.1. Досуговая деятельность детей: понятие и содержание
Досуг является одним из важных средств формирования личности человека. В условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или отдельной социальной группы.
К проблеме досуга и социально культурной деятельности обращаются зарубежные педагоги, психологи, социологи, среди них: Е.И. Григорьева, Н.И. Долженкова, Ж. Дюмазедье, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, М. Ярошенко (основы социально-культурной деятельности), Дж. Брайтбилл, Дж. Годби, Т. Гудов Дж. Келли, С. Паркер, Дж. Шиверс (свободное время и характеристика досуга), В. Байкова, Д. Фридман (свободное время и всестороннее развитие личности), Б.А. Титов, И. Фролова (социализация детей в сфере досуга), Ю.А. Стрельцов (общение в сфере свободного времени), В. Алеман, Р. Вайдел, Х. Дюрста, Г.Н. Новикова, В.Е. Новаторов, Р. Попп, И. Штудеманн (организация досуга), Ф.С. Махов (подросток и свободное время) Л.В. Куцакова (летний досуг с детьми), А.Д. Жарков, В.М. Чижиков (технологические аспекты культурно-досуговой деятельности) и т.д.
В современных энциклопедиях и справочных изданиях, зачастую, досуг и свободное время трактуются как взаимозаменяемые друг друга понятия, уравниваются между собой. К середине XX века в зарубежной и советской науке были выделены три позиции определения досуга. Согласно первой, время взрослого человека делится на «рабочее время» и «не рабочее время», досуг и внерабочее время рассматриваются как одно и то же. Суть второй позиции составило отождествление понятий «досуг» и «свободное время». В рамках третьей позиции досуг квалифицировался в качестве части свободного времени, где с последнего исключались все более или менее серьезные занятия, связанные с развитием личности, и досуг сводился к отдыху и развлечениям [15, c. 128].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы