Курсовая с практикой на тему Правовые основы экономической безопасности государства,региона,организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретические основы экономической
безопасности России. 7
1.1 Понятие,
факторы экономической безопасности РФ.. 7
1.2 Правовое
регулирование сферы экономической безопасности. 12
2. Правовые основы экономической
безопасности государства. 17
2.1. Правовое
обеспечение экономической безопасности. 17
2.2.
Государственная стратегия экономической безопасности РФ.. 20
3. Оценка состояния экономической
безопасности РФ.. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 38
Введение:
Актуальность исследования определяется совокупностью следующих
обстоятельств:
• правовая природа экономической безопасности обусловлена потребностью
разработки ее направлений в контексте важной составляющей национальной
безопасности в целом;
• «проблема обеспечения национальной безопасности на
данный момент представляется для России одной из основных, являясь и условием,
и целью проведения реформ во всех областях государственной и общественной
деятельности» [14, с. 258];
• в Российской Федерации существует необходимость
определения ориентиров системы экономической безопасности как правового
явления;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
определяет основное содержание обеспечения национальной безопасности в
поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных
возможностей государства на уровне, отвечающем национальным интересам РФ. Это
предполагает необходимость выработки правовых мер по ее реализации в дальнейшей
консолидации правового пространства РФ; отсутствие оптимального сочетания
законодательных и нормативно-правовых методов регулирования, как показывает
практика, часто ставит под угрозу экономическую безопасность РФ.
Основой для обеспечения национальной безопасности в России является
Конституция РФ [1], так как это ключевой документ, в котором перечислены права
и свободы граждан. Согласно ч. 1, ст. 15, все принимаемые законы и нормативные
акты не должны противоречить Конституции РФ в силу ее высшей юридической силы и
прямого действия на всей территории России. В ч. 1 ст. 7 говорится о том, что
Российская Федерация — социальное государство и его политика направлена на
создание условий для достойного проживания и развития граждан. Права и свободы
граждан являются смыслом и содержанием законов, деятельности законодательной и
исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. В ч. 1 ст. 45 закреплена
гарантия защиты государством прав и свобод граждан.
Все права, закрепленные в Конституции РФ, реализуются посредством принятого
Президентом Указа от 31 декабря 2015 года «О Стратегии национальной
безопасности» [9]. Стратегия — это базовый документ, в котором определены
национальные интересы России, цели и задачи в области внешней и внутренней
политики и т.п. В этом документе содержится определение национальной
безопасности: это состояние защищенности личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается реализация
конституционных прав и свобод граждан России, достойные качество и уровень
жизни, суверенитет, государственная и территориальная целостность, устойчивое
социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Другие нормативно-правовые акты в сфере экономической безопасности уточняют
положения Конституции РФ и федерального законодательства на уровне субъектов
Российской Федерации, регламентируют работу различных ведомств и т.д. «Судебные
органы осуществляют защиту конституционного строя РФ и осуществляют правосудие»
[5]. Правовую основу экономической безопасности, помимо прочего, составляют
Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» [2], Федеральный закон
от 28.06.2014 №172-ФЗ [3] и другие федеральные законы, а также нормативные
правовые акты.
Теоретической основой исследования послужили работы:
— Павлова В.И., раскрывающего сущность
проблем и противоречий реализации Стратегии экономической безопасности РФ на
период до 2030 года [28, с. 40];
— Савкина В.Е., анализирующего теоретические
аспекты и методологию научного анализа экономической безопасности государства
[30, с. 170];
— Бухвальда Е.М., исследующего правовые и
институциональные проблемы интеграции требований экономической безопасности в
систему стратегического планирования [16, с. 58];
— Васильевой Н.И., обосновывающей нормативно-правовую
базу обеспечения экономической безопасности России [17, с. 25], и др.
Целью работы является формирование подходов к дальнейшему совершенствованию
правовой основы экономической безопасности на основе системно-теоретического
анализа, исторического опыта правового обеспечения безопасности России,
современного состояния российского законодательства в данной сфере.
Исходя
из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
— исследовать и обосновать
теоретико-методические положения обеспечения экономической безопасности,
—
рассмотреть правовые основы по оценке экономической безопасности страны.
Предметом
исследования является методы оценки уровня экономической безопасности РФ.
Объектом
исследования выступает государство, в нашем случае Российская Федерация.
Информационной
базой работы стали законодательные, нормативно-правовые документы; информация
периодических изданий, а также публикации и официальные данные из ресурсов
Интернет.
Достоверность
проведенного научного исследования и обоснованность аргументации авторов
обеспечиваются применением не только эмпирических, но и теоретических методов
познания (описание, анализ, синтез, индукция, дедукция). Помимо общенаучных
методов, в работе также использовались специально-юридические методы
исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой. На основе анализа
нормативных правовых актов, регулирующих основные начала экономбезопасности,
проведено исследование таких понятий как экономическая безопасность и ее обеспечение,
единство экономического пространства, экономический суверенитет России;
проведен сравнительно-правовой анализ понятий национальной и государственной
безопасности.
Выявлены
основные недостатки правового обеспечения в исследуемой сфере отношений и
внесены предложения по совершенствованию правового обеспечения
вышеперечисленных понятий, учитывающие современные тенденции глобализации и
цифровизации современной социально-экономической системы.
Данная работа состоит из
введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Проведенное
исследование позволяет сделать следующие выводы.
Основные направления исследования экономической безопасности как составляющие
национальной безопасности требуют дальнейшего развития в аспекте
законодательно-правового обеспечения.
Ранее существовавшая Концепция национальной безопасности не содержала целей
и долгосрочных программных положений, Стратегия национальной безопасности не
затрагивала вопросы формирования национальных интересов в экономике, способы
оценки и реагирования на экономические угрозы и т.д. Эти недостатки могут
привести к разобщенности сил и средств обеспечения экономической безопасности,
необходимой концентрации усилий в кризисных зонах.
«Правовая природа экономической безопасности характеризуется состоянием
защищенности со стороны законодательных норм в сферах: экономической,
информационной, экологической, социальной и другой государственной и общественной
деятельности» [22, с. 22] (Kuznetsova, 2018), так как
законодательно-правовая система национальной безопасности государства в
современных условиях призвана обеспечивать состояние защищенности всего
общества в целом.
Эффективный правовой механизм регулирования экономической безопасности
способствует нейтрализации внутренних и внешних угроз, в связи с чем в статье
обосновано, что данный механизм должен содержать элементы, которые в текущей
правоприменительной практике и законодательной поддержке нуждаются в
дополнительной проработке, а именно:
— ответственность за нарушение установленных
экономических норм безопасности;
— критерии оценки состояния правовой
экономической системы;
— экономическая безопасность и эффективность
ее механизма;
— система мониторинга и оценка экономической
безопасности.
Каждый из основных элементов играет определенную роль в обеспечении
экономической безопасности, а в совокупности они образуют механизм безопасности
всей правовой системы страны.
Конкретизированы уровни в системе государственных органов и ведомств
обеспечения экономической безопасности, а именно:
— стратегический (представленный
деятельностью Президента РФ);
— консультационно-координационный,
представленный Совбезом РФ,
— обеспечивающий реализацию функций
Президента РФ в области безопасности;
— исполнительный (органы исполнительной
власти — федеральный,
— региональный, местный), который
обеспечивает стратегию и формы обеспечения экономической безопасности на уровне
общегосударственной экономической политики.
В работе показано, что эффективная работа органов, обеспечивающих
законодательное-правовое регулирование экономической безопасности, зависит от
качества оценки и анализа экономической ситуации в стране этими органами.
Таким образом, «для обеспечения экономической безопасности необходимо
создавать институты, которые могут оперативно проводить мониторинг всей системы
безопасности, способных выявлять основные факторы, негативно влияющие на данную
систему, и могут обеспечивать современными методами повышение ее эффективности»
[31, с. 212].
Выявлены пробелы в правовой области обеспечения экономической безопасности,
среди которых автор выделяет:
— отсутствие систематизации
законодательно-административных мер в
— области экономической безопасности;
— отсутствие органа исполнительной власти с функциями
обобщающего
— правоприменительную деятельность по всем
мерам нарушений в сфере экономической безопасности, предлагающего рекомендации
по ее оптимизации и совершенствованию.
В целях единой концепции состояния законодательно-правового регулирования экономической
безопасности необходимо принять нормативно-правовой акт, регламентирующий
взаимодействия всех компетентных органов, обеспечивающих национальную
безопасность.
В перспективе необходима дальнейшая работа в правовом поле решения проблем экономической
безопасности, так как цели экономической политики должны опираться на законы и
претворяться в жизнь на правовой основе с учетом затрат на их реализацию,
предусмотренных бюджетом отдельной строкой.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы экономической
безопасности России 1.1 Понятие, факторы экономической безопасности РФ Анализируя
особенности функционирования современной социально-экономической и политической
системы Российской Федерации, невозможно не затронуть понятие «экономическая
безопасность», которое рассматривается как неотъемлемая часть внутренней и
внешней политики государства. конкретная страна. В странах с развитой рыночной
экономикой уже накоплен достаточно большой положительный опыт обеспечения
национальной экономической безопасности, который можно рассматривать с точки
зрения общегосударственного комплекса мер, направленных на обеспечение
устойчивого развития экономических процессов, в том числе сформированного
защитного механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.
Экономическая
безопасность позволяет обеспечить экономическую независимость государства,
поддерживать стабильное и устойчивое развитие, а также защищать от внутренних и
внешних угроз.
Определим
содержание понятия «экономическая безопасность». В современной экономической
литературе можно найти следующие подходы к определению этого понятия:
экономическая
безопасность означает способность удовлетворить экономические потребности
населения на достаточном уровне, а также противостоять возможным опасностям,
связанным с финансовыми потоками, как внутри страны, так и на уровне
мирохозяйственных связей;
экономическая
безопасность — это состояние экономической и политической системы, при котором
народ (через государственные органы) суверенно и без давления определяет формы
и пути своего экономического развития;
экономическая
безопасность — это состояние, в котором обеспечивается защита жизненно важных
экономических интересов человека, общества и государства.
По
мнению В.П. Охапкина, экономическая безопасность должна быть определена как
безопасность, оказывающая влияние на все отрасли экономики государства. [1]
И
В.Ф. Гапоненко определяет экономическую безопасность как состояние
финансово-кредитной сферы, которое характеризуется сбалансированностью,
устойчивостью к внутренним и внешним негативным воздействиям, способностью этой
сферы обеспечивать эффективное функционирование национальной экономической
системы и экономический рост. [2]
Экономическая
безопасность — это не только защита национальных интересов, но и готовность и
способность государственных институтов создавать механизмы реализации и защиты
национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания
социально-политической стабильности общества.
Таким
образом, большинство исследователей связывают экономическую безопасность с
защитой жизненных интересов и способностью удовлетворить потребности общества.
Экономическая безопасность рассматривается в связи с угрозами, рисками и
опасностями, влияющими на товарообменные отношения и другие экономические
процессы.
Специалисты
выделяют ряд принципов обеспечения экономической безопасности, основные из
которых включают: независимость экономики страны, ее стабильность и устойчивые
темпы роста. Таким образом, стабильный экономический рост является гарантом
обеспечения экономической безопасности государства.
Концепция
политики экономической безопасности является концептуальной и подразумевает
последующие действия для достижения экономической цели. Эта политика проводится
в поддержку приоритетных национальных интересов, определенных концепций
экономической безопасности (интересы выживания нации и «первоочередные»
жизненные интересы личности). [3]
Политика
реализуется через стратегию обеспечения экономической безопасности как на
федеральном, так и на региональном уровнях и определяет основные направления,
движение к достижению экономической цели путем обеспечения и защиты
национальных интересов в соответствии с концепцией и стратегией экономической
безопасности. [4]
Обеспечение
экономической безопасности страны — одно из приоритетных направлений
эффективной государственной политики, актуальность которого резко возрастает
при возникновении взрывоопасных и нештатных ситуаций во внутренней или внешней
сферах общества. [5]
Само
государство становится главным субъектом обеспечения собственной безопасности,
а также главным субъектом обеспечения безопасности общества. [6]
Государство
в лице своих органов, сил и средств обеспечивает в соответствии с конституцией
и законодательством страны безопасность каждого гражданина на ее территории, а
за ее пределами гарантирует им свою защиту и покровительство.
В
литературе политика экономической безопасности обычно рассматривается через
понятие «национальные интересы».
Под
концепцией политики экономической безопасности следует понимать совокупность
мер по организации сил, средств и органов государства и общества, направленных
на создание условий для единой системы правового, политического,
экономического, социального, военного, международного и иного характера. ,
обеспечивающий поступательное поступательное развитие страны в части реализации
важнейших и значимых интересов. [7]
Государственная
политика в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной
защите национальных интересов. В настоящее время создана устойчивая основа для
дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного
потенциала Российской Федерации, повышения ее роли в формирующемся
полицентричном мире. [8]
По
словам А.С. Попова, политика экономической безопасности понимается как
взаимосвязанная система целенаправленных действий политических институтов,
государства и других, призванная обеспечить их функционирование на должном
уровне. В России в современных условиях основными задачами политики
экономической безопасности должны быть: обеспечение безопасности граждан и
общества, а также условий для их развития; укрепление российской
государственности, границ, сохранение территориальной целостности; разработка
инновационных технологий для всех сфер жизни; решение экологических проблем,
выход из экологического кризиса; улучшение социально-экономической ситуации;
решение демографических проблем; обеспечение достойного места Российской
Федерации в мировой политике.
В
настоящее время Россия реализует комплекс мер, направленных на обеспечение
политических, экономических, социальных, правовых и организационных основ
федерализма в Российской Федерации. Эти меры должны обеспечить: реальное
равенство народов России, независимо от того, где они проживают; сохранение
целостности государства, единства его конституционного, правового,
экономического и социального пространства; геостратегические и геополитические
интересы России в целом. Основополагающий принцип политики экономической
безопасности Российской Федерации и ее основная стратегическая цель —
обеспечение приоритета национальных интересов с учетом разнообразия и специфики
регионов России. [9]
Таким
образом, ученые представляют государственную политику как меры по реализации
стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных
интересов. Политика обеспечения экономической безопасности — это деятельность
политического руководства страны по определению целей и постановке
фундаментальных задач по защите национальных интересов страны и разработке
форм, методов и способов достижения этих целей. Политика экономической
безопасности осуществляется на принципах строгой законности; поддержание баланса
интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности,
общества и государства за национальную безопасность, а также интеграцию с
международными системами коллективной безопасности. Основные направления
политики экономической безопасности России определяются жизненными интересами
личности, общества и государства, необходимостью разработки и использования
эффективных средств противодействия внутренним и внешним угрозам этим
интересам. Достижение долгосрочных целей политики экономической безопасности
реализуется путем решения множества второстепенных задач во всех сферах жизни.
Для эффективной реализации политики экономической безопасности государством
разрабатываются соответствующие федеральные целевые программы, в рамках которых
определяются и решаются основные задачи политики обеспечения экономической
безопасности.
Сложность
и многогранность феномена экономической безопасности предопределила наличие в
научной литературе множества подходов к пониманию его природы, в связи с чем
проводятся исследования методологии изучения формирования и развития
экономической безопасности в Российской Федерации.
Итак,
обеспечение экономической безопасности Российской Федерации — это деятельность
государства и всего общества, направленная на реализацию национальной идеи,
защиту национальных ценностей и интересов. Эта деятельность также должна быть
направлена на предотвращение и противодействие угрозе правам и свободам
человека, материальным и духовным ценностям общества, конституционному строю,
суверенитету и территориальной целостности страны, а также всесторонне
способствовать развитию государства. и его граждан, в первую очередь с точки
зрения повышения качества их жизни. [10]