Курсовая с практикой на тему Правовые и организационные основы участия прокуратуры в реализации правотворческой функции.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Понятие правотворческой функции и участия прокуратуры в ее реализации 5
1.1. Определение понятий функции
правотворчества и участия в ее осуществлении органов прокуратуры.. 5
1.2. Содержание участия прокуроров в
правотворческом процессе. 7
Глава 2.
Формы участия прокурора в реализации правотворческой функции 9
2.1.Мониторинг
прокурорами состояния законности в правотворчестве. 9
2.2.Участие
прокуроров в нормопроектной деятельности. 16
Заключение. 22
Список
использованных источников. 26
Введение:
Актуальность темы исследования определяется
тем, что социально-экономические и политические перемены, начатые в 90-х годах
прошлого века в России, вызвали беспрецедентные по масштабам в истории России
правотворческие мероприятия. Однако эта деятельность осуществлялась в
отсутствие научно обоснованной законодательной политики. Усилия по
корректировке правовых норм были предприняты в большинстве случаев достаточно
хаотично. В результате законодательство Российской Федерации, особенно на
муниципальном уровне, содержит большое количество пробелов и конфликтов.
В настоящее время правовое развитие России
определяется нормами Конституции Российской Федерации о высшей ценности
человека, его правах и свободах и об обязанности государства признавать,
соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2)[1].
Реализация этих конституционных положений во
многом зависит от правового регулирования общественных отношений,
осуществляемого государственными органами и органами местного самоуправления.
В то же время в условиях построения правового
государства закон и право должны стать основными регуляторами общественных
отношений и способствовать прогрессивным преобразованиям экономической,
социальной и политической сфер жизни.
Доминирующее положение в реализации
законодательной функции занимают законодательные органы.
В свою очередь, исполнительная власть
приступает к разработке нормативного акта, который направлен на детализацию и
обеспечение выполнения законодательных положений.
Сегодня эффективность государства и местных
органов власти во многом определяется качеством их правовых норм, регулирующих
общественные отношения. В то же время обеспечение верховенства права и
установление режима законности становятся все более важным.
Правотворчество является одним из основных
звеньев механизма правового регулирования. Без правовой поддержки успешное
выполнение экономических, социальных и других функций государства невозможно.
Поэтому формирование комплексных, последовательных и подчиненных на основе
Конституции Российской Федерации и законов системы нормативных правовых актов
требует надлежащего осуществления законодательной функции.
Объектом исследования являются правовые
отношения, созданные при участии прокуратуры в реализации законодательной
функции, а также закономерности и тенденции формирования правовых и
организационных основ этой деятельности.
Предметом исследования является участие
прокуратуры в разработке законов, нормативных правовых актов, регулирующих эту
деятельность, а также проблемных ситуациях формирования ее правовых и
организационных основ, требующих научного разрешения.
Целями исследования являются анализ правовой
и организационной основ участия прокурора в правотворческом процессе,
разработка теоретических положений и практических рекомендаций по правовому и
организационному обеспечению этих мероприятий.
Достижение цели обеспечивается решением
следующих задач: проведения исследования участия прокуроров в правотворчестве;
анализа законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе
организационно-распорядительных актов органов, прокуратуры Российской
Федерации, регулирующих участие их в,правотворчестве; изучения практики выполнения
прокурорами такой работы; выявления правовых и организационных проблем участия»
прокуроров в правотворческом процессе; подготовки конкретных предложений по
формированию нормативно-правовых и организационных основ указанной деятельности
органов прокуратуры.
Методологическую основу исследования
составляют общенаучные и частные научные методы получения научных знаний:
статистические, системные, структурно-функциональные, историко-правовые,
сравнительные, социологические. [1]
Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N
6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014,
N 31, ст. 4398.
Заключение:
Создание в нашей стране правового государства
постепенно повышает важность формирования единой и согласованной системы
нормативных правовых актов.
Исследование показывает, что органы
прокуратуры активно участвуют в реализации законодательной функции.
В то же время прокуратура является
неотъемлемым элементом такой деятельности. Кроме того, прокуроры занимают свое
место и играют особую роль в механизме его реализации.
Гарантия верховенства права является
обязанностью всех субъектов правового регулирования общественных отношений.
Между тем, государственные органы — и органы местного самоуправления решают эту
проблему в отношении отраслей права, которые непосредственно связаны с их
юрисдикцией. Аналогичная цель была установлена для органов государственного
контроля.
В то же время прокуратура является уникальным
государственным учреждением. Ни один другой государственный орган не обладает
подобной компетенцией. Предметом внимания прокурора являются практически
все общественные отношения, в принципе
регулируемые законом. Следовательно, прокуратура обеспечивает верховенство
права при формировании системы нормативных актов в целом: кроме того, органы
прокуратуры выполняют надзорную функцию на этапах разработки норм и
правоохранительные органы Не менее важно и то, что в настоящее время объективно
в рамках полномочий, установленных законом, никакой другой государственный
орган не может решить эту проблему лучше, чем прокуратура.
Назначением данного исследования было
обоснование не только возросшей важности, но и необходимости комплексного
осуществления функций прокуратуры в законодательном процессе, что позволяет
обеспечить положительный результат, несравнимо превосходящий действия каждого
элемента в отдельности. Примером этого являются органы прокуратуры,
контролирующие верховенство закона в законодательстве. Объем информации,
необходимой для соответствующих оценок и выводов, получается в результате
выполнения совокупных функций прокуратуры, которые включают надзор за судебным
преследованием, главным образом за законностью правовых актов, участие
прокуроров в законотворческой деятельности, международное сотрудничество,
участие в рассмотрении дел судами, а также экспертиза и разрешение на обращение
к гражданам и организациям при возбуждении уголовного дела.
В то же время необходимо постоянно
совершенствовать функции прокуратуры, осуществляемые в законодательном
процессе. Однако в ходе их реализации, как показывает исследование, возникает
много юридических и организационных проблем.
Таким образом, в работе было доказано, что
эффективное осуществление целей
обвинения возможно только путем представления законодательным органам и
органам, обладающим правом законодательной инициативы, соответствующих и более
низких уровней предлагаемые изменения, дополнения об отмене или принятии
законов и иных нормативных правовых актов. Дальнейшее развитие участия
прокуратуры в законодательном процессе предполагает достаточное правовое
регулирование и организационную поддержку его существующих и возникающих типов.
Для успешного выполнения законодательной
функции необходимо улучшить международное сотрудничество прокуратуры. Должна
быть разработана правовая и организационная основа взаимодействия прокуратуры
Российской Федерации с компетентными органами других государств и международных
организаций в области уголовного судопроизводства. В то же время целесообразно
вести сотрудничество по другим вопросам, представляющим взаимный интерес.
Необходимо уделять повышенное внимание
прокуратуре обобщению, анализу и использованию средств правовой защиты от
граждан и организаций, что указывает на необходимость совершенствования законов
и других нормативных правовых актов. В то же время прокуроры не должны жалеть
усилий для «повышения общего уровня = правовых знаний и правовой осведомленности
населения».
Необходимо продолжать совершенствовать
надзор, осуществляемый прокуратурой за законностью нормативных правовых актов,
с тем чтобы немедленно исключить из правовой системы Российской Федерации
положения, нарушающие ее монолитный характер на основе Конституции Российской
Федерации. Россия и законы.
Также целесообразно развивать полномочия
прокуроров признать недействительными нормативные правовые акты, противоречащие
закону, обратившись в органы конституционного правосудия, обычные суды и
арбитражные суды.
Таким образом, для решения правовых и
организационных проблем участия прокуратуры в реализации законодательной
функции необходимо принятие дополнительных и более подробных положениях о
вышеуказанных функциях прокуратуры в законодательных актах и в
организационно-распорядительных документах Генерального прокурора Российской
Федерации.
И здесь кажется, что в обозримом будущем
полномочия прокуратуры будут консолидированы на конституционном уровне, включая
те, которые участвуют в разработке закона, что в конечном итоге устранит вопрос
о месте и роли этого института в Механизм государственной власти Российской
Федерации. Это установит четкие ориентиры для правового и организационного
развития прокуратуры в федеральном законодательстве и нормативных правовых
актах министерств.
Также необходимо безотлагательно предпринять
необходимые шаги, в том числе предложенные в тезисе, изменения и дополнения в
основной закон о прокуратуре, которые позволяют более полно регулировать виды
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие правотворческой функции и
участия прокуратуры в ее реализации
1.1. Определение понятий функции правотворчества и
участия в ее осуществлении органов прокуратуры Согласно Федеральному закону «О прокуратуре
Российской Федерации» (далее также— Закон о прокуратуре)[1]
этот института государства участвует в правотворческой деятельности (п. 4 ст.
1, ст. 9). Например, в 2018 году Генеральная прокуратура Российской Федерации
подготовила и представила 20 проектов федеральных законов по вопросам
законодательной инициативы, было подготовлено 890 юридических заключений по
проектам нормативных правовых актов. Прокуроры субъектов Российской Федерации
внесли 248 предложений, которые включены в планы законодательной работы
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, подготовили 305 законопроектов. из них 221 были приняты
(остальные находятся в стадии изучения), к которым было внесено около 40 тысяч
выводов по проектам нормативных актов (более 14,4 тысячи — по законопроектам)[2].
Указанные функции прокуратуры заключаются в
том, чтобы гарантировать верховенство закона, единство и укрепление
верховенства права, защищать права и свободы человека и гражданина, а также
интересы общества и государство охраняется законом (статья 2 статьи 1 Закона о
прокуратуре). В связи с этим участие прокуроров в разработке законопроектов
оказывает очень позитивное влияние на формирование правовой системы Российской
Федерации.
При осуществлении своей деятельности
прокуроры выполняют функцию участия прокуратуры в подготовке законов и иных
нормативных правовых актов.
Участие прокуроров в разработке законов можно
определить как вид деятельности прокуратуры (прокуроров), осуществляемой в
рамках его полномочий, с целью установления соответствия законов, других
нормативных правовых актов, их проектов потребности правового регулирования
общественных отношений, необходимость принятия новых, совершенствования
действующих нормативных правовых актов в целях обеспечения верховенства права,
единства и укрепления верховенства права, защиты прав и свобод граждан.
человека и гражданина, а также интересы общества и государства, охраняемые
законом, путем внесения его в законодательные органы (представительства) и
органы, имеющие право законодательной инициативы на соответствующем и более
низком уровнях , а также в органах исполнительной власти и местного
самоуправления в предложениях о внесении изменений, дополнений, отмене или
принятии законов и других нормативных правовых актов.
Под формой участия прокуроров в разработке
законов следует понимать внешнее выражение действий, повторяющихся несколько
раз, содержанием которых является осуществление прокуратурой своих полномочий
по совершенствованию нормативно-правовой базы Федерации. Россия (законы и
другие нормативные акты) в целях обеспечения верховенства закона, единства и
укрепления верховенства права, защиты прав и свобод человека. и гражданин,
защищенный законом, интересы общества и государства[3].
Участие прокуратуры в реализации
законодательной функции заключается в выявлении и устранении пробелов и
противоречий в правовом регулировании общественных отношений, которые
препятствуют осуществлению прав и свобод человека и гражданина, а также
реализации функций правоохранительных органов. 1.2. Содержание участия прокуроров в
правотворческом процессе Прокуратура выступает необходимым участником
правового обеспечения социально-экономического и политического развития России.
Кроме того, важность участия прокуроров в законодательном процессе продолжает
расти. отношения с активным развитием связей с общественностью и международного
сотрудничества.
Роль прокуратуры в правотворчестве возрастает
и благодаря ее способности выявлять необходимость юридической рационализации
общественной жизни, а также сближения законодательного процесса и применения
законов.
Юрисдикция прокуратуры распространяется на
все отрасли права. Прокуроры непосредственно сталкиваются с недостатками в
правовом регулировании общественных отношений и с противоречиями между
нормативными актами различной юридической силы. Они имеют право передавать
каждому субъекту законодательства необходимость совершенствования правопорядка
в любой сфере общественных отношений.
В силу предоставленных полномочий прокуратура
может противостоять ведомственным, местным и групповым интересам в
законодательном процессе, противоречащим законам. В то же время участие
прокуроров в законотворчестве способствует устранению пробелов в правовом
регулировании реформ, проводимых в нашей стране.
Не менее важна предупредительная важность
участия органов уголовного преследования в разработке законов, поскольку уже на
стадии подготовки и обсуждения нормативных правовых актов они могут устранить
возможные нарушения законы. [1]
Федеральный
закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской
Федерации» // Собрание
законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472. [2]
Орловская И.
В. Правотворческая функция прокуратуры
как эффективный способ обеспечения реализации принципа гласности, учета
общественного мнения при принятии экологически значимых решений // Вестник КГУ.
2019. №2. [3]
Звягинцев
А.Г. История российской прокуратуры. 1722-2012: Краткое изложение истории
прокуратуры в лицах, событиях, документах. — М.: Олма Медиа Групп, 2012. — С.
14-16.