Курсовая с практикой на тему Правовой статус личности в РФ и СССР: сравнительный анализ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе 5
1.1. Понятие правового статуса личности 5
1.2. Структура понятия правого статуса личности 7
2. Конституционное закрепление правового статуса личности 15
2.1. Закрепление правового статуса личности в Конституции 1977 года 15
2.2. Закрепление правового статуса личности в Конституции 1991 года 18
3. Практическая реализация правового статуса личности 23
3.1. Реализация правового статуса личности в СССР 23
3.2. Реализация правового статуса личности в РФ 26
Заключение 32
Глоссарий 34
Список использованных источников 35
Введение:
Актуальность темы. Понятие правового статуса личности, по мнению большинства отечественных ученых-правоведов, среди которых Н.В. Витрук, В.А Кучинский, В.И. Новоселов, Е.А. Лукашева и другие, является одним из ключевых терминов юридической науки. На протяжении нескольких последних десятилетий вопросы формулирования его определения и выявления структурных элементов не теряют своей актуальности из-за отсутствия единого критерия оценки сути и содержания данной информации.
Правовой статус личности – это положение личности в обществе, закрепленное государством посредством юридических норм в текстах различных нормативно-правовых актов.
В основа правового статуса всегда так или иначе лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в конкретной системе существующих общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в нормативные рамки.
Целью данной курсовой личности является проведение сравнительного анализа правового статуса личности РФ и СССР.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие правового статуса личности;
— изучить структуру понятия правового статуса личности;
— охарактеризовать закрепление правового статуса личности в Конституции 1977 года;
— выявить особенности закрепления правового статуса личности в Конституции 1991 года;
— исследовать вопросы реализации правового статуса в СССР;
— проанализировать реализацию правового статуса в РФ.
Объект и предмет исследования.
Объектом данного исследования выступили конституционно-правовые отношения, характеризующие статус личности в качестве правовой категории.
Предмет исследования составили нормы конституционного права Российской Федерации, характеризующие отличительные особенности правового статуса личности как в СССР, так и в Российской Федерации.
Методология. Методологическое основание данного исследования составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное», «явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и возможность» и др.
Формально-логический метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Нормативная база исследования – общепризнанные принципы и нормы конституционного права, положения Конституции Российской Федерации .
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, трех глав и шести параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы, глоссария и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данного исследования.
Заключение:
Во всех регулируемых правом сферах отношений человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей.
Правовой статус представляет собой совокупность различных прав и обязанностей субъекта, закрепленную нормами и всех отраслей права.
Нормы конституционного права представляют собой основополагающую отрасль законодательства. Именно поэтому конституционное право играет специфическую роль в закреплении правового статуса человека и гражданина.
Данное право устанавливает основы правового статуса личности, которые определяют ее статус в государстве и обществе, в то время как иные отрасли права закрепляют права и обязанности в определенных сферах права.
Конституционный статус отражает основные права, обязанности и свободы личности, установленные Конституцией РФ.
Конституционный статус включает самую важную часть всех прав и свобод человека и гражданина, хоть и относительно небольшую.
Однако человек в жизни пользуется далеко не всеми правами и свободами, которые установлены Конституцией. Разнообразен также и объем юридических обязанностей, возлагаемых на людей. Правовое положение человека и гражданина представляет собой совокупность реализуемых прав, обязанностей и свобод.
Правовое положение всегда отличается от правового статуса, так как оно меньше по объему.
Вместе с тем конституционный статус может быть реализован человеком не в полной мере.
Конституционный статус личности устанавливается и определяется нормативным актом, который имеет высшую юридическую силу — Конституцией Российской Федерации, которая принята всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции РФ может быть изменен либо Конституционным Собранием (двумя третями голосов), либо путем всенародного голосования.
Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:
1) человек, его права и свободы является высшей ценностью;
2) все граждане от рождения имеют права и свободы;
3) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;
4) основные права и свободы граждан неотчуждаемы;
5) все граждане имеют равные права;
6) основные права и свободы гарантированы государством.
Структура конституционного статуса личности включает в себя следующие элементы:
1) конституционные права представляют собой юридически признанные возможности человека, связанные с правом избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.);
2) конституционные свободы — это права индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, мысли, слова, вероисповедания и т.п.);
3) конституционные обязанности — это определенные вид и мера необходимого (должного) поведения, предписанные и закрепленные в Конституции РФ.
Фрагмент текста работы:
1. Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе
1.1. Понятие правового статуса личности
Проблема адекватного определения статуса личности продолжает оставаться актуальной. В какой-то степени это вызвано объективным действием общей тенденции к социологизации и гуманизации правовой науки. С другой стороны, наряду с безусловно позитивными последствиями такой тенденции, в качестве побочного явления наблюдается рассогласованность категорий, нечеткость правовых конструкций и нестыковка понятий между концепциями по рассматриваемому вопросу.
В частности, существует точка зрения, что правовой статус личности следует выводить из ее прав, свобод и обязанностей, т.е. налицо достаточно определенный подход. В противовес такому взгляду, другими авторами содержание этого статуса расширяется (размывается) за счет других компонентов (среди них упоминаются правовые нормы и принципы, правосубъектность и юридическая ответственность, законные интересы, гарантии и гражданство и т.п.).
Так, А.В. Юрковский, определяя конституционно-правовой статус личности в идее некоей теоретической конструкции юридического характера, вообще, по сути, отказывает ей в сколько-нибудь общих чертах, определяя этот статус как конструкцию, имеющую «объективно обусловленные спецификой развития различающихся государств современного мира и субъективно формируемые отдельными исследователями системы плюралистических оценок, закрепленных в национальных системах права категорий, характеризующих существенные взаимосвязи, свойства субъектов и их взаимоотношения» .
Разумеется, предложения обогатить понятие статуса личности подобными составляющими небезосновательны. Если придерживаться идеи расширить конституционный статус личности рядом компонентов, то присутствие их даст возможность оценить, придерживается ли то или иное государство принципа равенства, достаточно ли активно государство по вопросу соблюдения и охраны прав и свобод человека и гражданина, наконец, располагает ли индивид законными механизмами для защиты своих прав и свобод.
Тем не менее при определении конституционно-правового статуса личности и выяснении публично-правовой сущности этого статуса было бы целесообразным придерживаться возможно лаконичной дефиниции.
Констатируется, что при любом понимании правового статуса индивида основу его представляют нормативно закрепленные права и обязанности субъекта.
Соответственно конституционный статус (именуемый еще общим) представляет собой единый и равный для всех индивидов статус в виде определенной конституционными нормами системы прав, свобод (а также примыкающих к ним законных интересов, некоторыми авторами они расцениваются как правовая или доправовая категория ) и обязанностей человека и гражданина. В качестве важнейшего компонента такой системы выступают права и свободы, поскольку именно они предоставляют индивиду обоснованную с правовой точки зрения возможность пользоваться жизненными благами.
В качестве носителей конституционно-правового статуса указывается не только человек и гражданин; очевидно, что наряду с ним такой статус в той или иной мере признается за народом и его составляющими (этническими и социальными группами), государством в целом и его компонентами, будь то Российская Федерация и ее субъекты, государственные органы и должностные лица, наконец, функциональные и территориальные объединения и общности.
Таким образом, в качестве научных выводов следует констатировать, что публично-правовая сущность конституционного статуса личности проявляется в том, что индивид выступает в качестве мельчайшего элемента указанных носителей конституционного статуса, деятельность которых без того, чтобы она осуществлялась в результате конкретных действий того или иного человека и гражданина, невозможна (поскольку правоотношения существуют не иначе как между людьми – субъектами права, выступающими – во всяком случае, в либеральной концепции статуса личности – на первый план, со своей жизнью, собственностью и свободой, в государстве и обществе ).
Разумеется, конституционный статус как положение личности в обществе и государстве, устанавливаемое совокупностью всех конституционно-правовых норм, есть понятие абстрактное и декларативное. Тем не менее его следует считать основой для иных (специальных) статусов личности, что вполне согласуется с классической позицией Н.В. Витрука , четко разграничивавшего специальные статусы и конституционный статус личности в виде охраняемых федеральной конституцией прав (интересов) и обязанностей личности.
Что касается предложений по соответствующим изменениям законодательства, то коль скоро, по мнению Н.В. Витрука, конституционные права, свободы и обязанности являются определяющими для всех видов прав и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, то задачей последнего следует считать наиболее точное следование конституционным предписаниям (отсутствие этого вызывает, по замечанию А.Ф. Рахматуллина, правовой нигилизм ).