Курсовая с практикой на тему Правовое регулирование типы способы методы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.
Общая характеристика правового регулирования. 5
1.1. Механизм правового регулирования. 5
1.2. Функции правового регулирования. 9
Глава 2.
Отдельные характеристики правового регулирования. 15
2.1.
Предмет и метод правового регулирования. 15
2.2.Типы и
способы правового регулирования. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
Введение:
В современном
мире право играет ключевую роль в жизни общества. На его основе создаются
нормативные правовые акты, происходит регулирование общественных отношений и
охрана их от всяческих правонарушений путём установления санкций за нарушение
правовых норм.
Правовое
регулирование – это воздействие с помощью правовых норм, предписаний и других
юридических средств на общественные отношения с целью их охраны и упорядочения[1].
Правовое регулирование как способ контроля общественных отношений и их
стабильностью является основополагающим элементом каждой правовой системы
какого-либо государства. Мало знать, что такое правовое регулирование,
необходимо также понимать, какими путями и способами оно осуществляется, каков
его механизм.
Если
рассматривать собственно правовую систему, то право в ней делится на отрасли.
Отрасли отличаются друг от друга такими критериями, как предмет правового
регулирования и метод правового регулирования. Они играют важную роль в каждой
правовой системе, так как помогают структурировать и упорядочивать нормы права.
Исходя из
вышесказанного, целями данной работы являются: анализ работы механизма
правового регулирования; выявление таких важных критериев деления права на
отрасли как предмет и метод правового регулирования в контексте участия в
механизме правового регулирования.
Для
тщательного изучения данной темы была использована учебная и научная
отечественная литература известных учёных в области изучения теории государства
и права.
Объектом
исследования является феномен правового регулирования.
Предметом
исследования выступают нормы российского права, а также теоретические положения
доктрины теории государства и права.
Объект,
предмет и цель исследования обусловили необходимость постановки и решения
следующих задач: [1] Алексеев
С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. С. 210.
Заключение:
Из
приведённых выше положений и проанализированного нами материала можно сделать
вывод, что правовое регулирование – неотъемлемый элемент каждой правовой
системы, а его механизм – совокупность многочисленных компонентов и способов
воздействия на общество.
Предмет и
метод правового регулирования, являясь основными критериями деления права на
отрасли, обеспечивают работу механизма правового регулирования наиболее
эффективно. Это происходит потому, что предмет охватывает какую-либо сферу
общественных отношений, урегулированных конкретной отраслью права. Метод же правового
регулирования является производным от предмета и обеспечивает исполнение
субъектами правоотношений своих прав и обязанностей в соответствии с теми
общественными отношениями, которые регулирует предмет. Таким образом, предмет
определяет, что регулировать, а метод – как регулировать общественные отношения
между субъектами. Именно поэтому большинство учёных склоняются к классификации
отраслей права только по предмету и методу правового регулирования[1].
Как видно из
проанализированного выше материала, зачастую конкретный предмет правового
регулирования может относиться сразу к нескольким отраслям права, а многие
отрасли урегулированы не одним, а несколькими методами. Это наталкивает на
мысли о том, что иногда необходимы ещё более конкретные критерии для различия
одной отрасли от другой. К примеру, С.С. Алексеев предлагает помимо предмета и
метода правового регулирования категорию «особый отраслевой юридический режим
регулирования», в которую включается ряд специфических, характерных только для
конкретной отрасли права, особенностей[2]. Это
не только предмет и метод правового регулирования, но и принципы каждой отрасли
права, законодательство конкретной отрасли и даже её политико-правовая
целесообразность.
Таким
образом, можно заключить, что на данный момент существует множество мнений и
позиций касаемо критериев разделения права на отрасли. Однако ясно одно:
предмет и метод правового регулирования в российском праве являются
основополагающими критериями, способствующими повышению эффективности механизма
правового регулирования и упорядочивающими многогранные общественные отношения. [1] Общая теория государства и права.
Академический курс в трёх томах. Том 2: Право. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С.
579. [2]
Лазарев
В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. 4-е изд.,
испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2010. С.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Общая характеристика правового регулирования
1.1. Механизм правового регулирования Каждый
человек на планете, живущий в цивилизованном обществе, неразрывно связан с
правом. И необязательно, чтобы речь шла о действиях человека, влекущих за собой
отношения с правоохранительными органами и определенную меру наказания. Самые
банальные наши действия в обществе и не только, есть следование и повиновение
праву, то есть связь с ним. Но даже несмотря на долгое существование права,
которое длится уже веками, несмотря на тесную связь с человеком и обществом
право, по моему мнению, является одним из самых сложных социальных явлений,
которое трудно изучить. Полагаю, что право обладает такой особенностью
вследствие своей изменчивости и непостоянности определенных норм права. Ибо с
каждым годом общество развивается сильнее и сильнее и на конкретном этапе
развития действующие нормы права устаревают, теряют свою актуальность и не
отвечают требованиям общества. Вследствие этого и происходит изменение права.
Поэтому право и не статично, что отличает его, к примеру, от религиозных норм,
которые изменить практически невозможно.
Прежде чем
говорить о предмете и методе правового регулирования, необходимо разобраться с
самим механизмом правового регулирования и его работой.
Механизм
правового регулирования представляет собой совокупность правовых средств, с
помощью которых обеспечивается воздействие на общественные отношения, то есть
те способы, с помощью которых и осуществляется правовое регулирование. К
элементам механизма правового регулирования, согласно С.С. Алексееву, относятся
юридические нормы, правовые отношения и акты реализации права. А.В. Малько же
выделяет такие элементы как нормы права, юридический факт, правовые отношения,
акты реализации прав и обязанностей и охранительный правоприменительный акт.
Можно сказать, что в науке нет единого мнения об элементах данного механизма,
однако есть полное понимание стадий правового регулирования, к чему и следует
обратиться.
Выделяется
несколько этапов механизма правового регулирования. Первый – формирование
нормативной основы, который включает в себя создание юридических норм и их
действие в пространстве, во времени и по кругу лиц. Вторая стадия –
правоотношения – включает в себя отношения, возникающие между субъектами права,
порождающие их субъективные права и юридические обязанности. Иногда этому этапу
предшествует один факультативный – применение права. Как известно,
правоприменение – это деятельность компетентных органов по реализации норм
права. Результат такой деятельности – индивидуально-правовые предписания,
которые имеют ограниченное действие по времени и по кругу лиц. Третья же стадия
– реализация субъективных прав и юридических обязанностей субъектов
правоотношений. Именно на этом этапе достигается цель правового регулирования –
упорядочение общественных отношений. Стоит заметить, что если на стадии
реализации не возникло никаких нарушений субъективных прав и неисполнения
юридических обязанностей, то необходимости в четвёртой, заключительной, стадии,
нет. Однако если это происходит, то на последнем этапе – наступлении
определённых юридических последствий – возникают определённые санкции в
отношении субъектов правоотношений[1].
Таким образом, можно
сказать, что механизм правового регулирования – довольно комплексный институт,
включающий в себя многочисленные [1] Морозова
Л.А. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо,
2010. С. 295-296.