Курсовая с практикой на тему Правовое регулирование: понятие, стадии, эффективность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И СТАДИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 6
1.1. Понятие и предмет правового регулирования 6
1.2. Стадии правового регулирования 11
2. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1. Пределы и эффективность правового регулирования в Российской Федерации 18
2.2. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Функционировавший до настоящего времени механизм правового регулирования оказался не подготовленным к обвалу негативных процессов переходного периода ХХ-ХХI столетия и сохранению надлежащей защиты естественных прав человека, обеспечению стабильного функционирования всех правовых институтов.
В силу этого теоретическая разработка концепции эффективного правового регулирования и ее реальное воплощение в практической деятельности является одной из приоритетных задач.
К несчастью, исследования этой проблемы практически не велись. В научной литературе категории «правового регулирование» незаслуженно уделяется мало внимания, изучаются только определенные его стадии.
Специалисты, которые работали над проблемами правовой эффективности, ограничились осмыслением эффективности отдельной составляющей правового регулирования, такого как правовая норма, либо эффективности стадии применения права.
Но актуальной является разработка системного подхода, как к исследованию собственно правового регулирования, так и его эффективности.
Необходимо новое осмысление и категории «эффективность» в правовом аспекте.
Обозначаемые в литературе подходы к пониманию эффективности характеризуют эту категорию только в качестве количественной величины, не имеющей четких границ со смежными категориями. Данное понимание эффективности нуждается в пересмотре.
Помимо этого, фактором, который обуславливает актуальность и необходимость изучения вопросов, относящихся к проблемам правового регулирования и его эффективности, выступает отсутствие системных научно обоснованных методик оценки эффективности правового регулирования, повышения качества его составляющих и внутренних связей.
Отечественная правовая наука всегда уделяла большое внимание проблемам правового регулирования. В частности, вопросы понятия правового регулирования исследовались в трудах Ю.А. Тихомирова и ряда других авторов.
Проблемы целей правового регулирования рассматривались в В.И. Кудрявцева и других. Вопросы объекта и предмета правового регулирования исследовались в трудах Г.В. Мальцева и других.
Проблема правового регулирования привлекала внимание и дореволюционных юристов, таких как Л.И. Петражицкий, Б.Н. Чичерин и других.
Основные характеристики правового регулирования и его механизма стали предметом исследования в работах В.К. Бабаева, Т.Н. Радько, К.В. Шундикова, Ю.С. Решетова и других.
Данное исследование проведено также с использованием теоретических положений отечественных ученых по философии права, теории государства и права. Так, исследованием отдельных процессов механизма правового регулирования занимались Ю.А. Тихомиров, А.В. Палайчук, И.Е. Сенников и другие.
Однако необходимо отметить, что вопросы эффективности механизма правового регулирования до настоящего времени продолжают оставаться малоизученными.
Объектом исследования выступает правовое регулирование в качестве совокупности взаимозависимых и взаимосвязанных элементов в пределах единого процесса функционирования.
Предметом исследования выступают теоретические представления об эффективности правового регулирования и его критериях.
Заключение:
Правовое регулирование — это целая совокупность самых различных приемов, средств, способов и функций. Оно является очень широкой и сложной системой, поскольку включает в себя ряд действий по упорядочению и нормализации отношений в обществе путем воздействия на субъекты.
Предмет правового регулирования представляет собой совокупность устойчивых общественных отношений однородного типа, нуждающихся в нормализации и упорядочивании.
Законодатели четко определяют границы предмета регулирования. Необходимо это для невмешательства в личную жизнь граждан. Каждая отрасль права имеет свой особый предмет регулирования, в структуру которого входят следующие элементы: субъекты – индивидуальные и коллективные; их поведение, поступки, действия; объекты; социальные факты.
Способы правового регулирования представляют в своей совокупности три основных действия: дозволение, дающее возможность совершать субъекту те или иные действия, обязывание, которое направляет субъекта совершать действия в интересах правомочного субъекта и запрет, налагающий табу на совершения того или иного действия.
Помимо этого, существуют и дополнительные способы правового регулирования, к которым следует отнести: меры принуждения, предупреждения и стимулирования.
Пределы правового регулирования представляют собой границы юридического вмешательства в актуальные общественные (жизненные) отношения, обусловленные определенными факторам объективного и субъективного характера. Осмысление пределов общего правового регулирования предполагает анализ, по крайней мере, двоякого рода взаимосвязанных обстоятельств: — во-первых, тех факторов, от которых зависят границы данной деятельности; — во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать те или иные общественные отношения.
Механизм правового регулирования представляет собой многоступенчатую модель применения права, соблюдение которой приводит к созданию четко функционирующей системы права. Основными стадиями реализации включают в себя: определение нормы права; выявление правоотношений, которые возникают из определенных юридических фактов; применение права.
Структура механизма правового регулирования включает в себя несколько основных элементов: норму права, юридический факт, правоотношение, реализация права, правоприменительный акт.
Эффективность правового регулирования определяется соотношением фактического результата действия данного регулирования с той целью, которую оно преследует. Основными критериями эффективности такого регулирования выступают:
— соответствия требованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных регулируемых отношений;
— качественное соотношение, как правовых, так и не правовых (моральных) норм;
— характер и профессионализм деятельности правоприменителя;
— строгое использование предписаний управомачивающих норм.
В качестве основных способов повышения эффективности правового регулирования выступают: совершенствование правотворчества; совершенствование правоприменения; повышение уровня правовой культуры.
Фрагмент текста работы:
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И СТАДИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие и предмет правового регулирования
Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя.
Определяя правовое регулирование через понятие правового воздействия, необходимо принимать во внимание, что последнее является широким понятием, характеризующим все формы и направления влияния права на социальную жизнь, вместе с тем и функционирование права как воспитательного, идеологического фактора. И хотя данная сторона функционирования права и правовое регулирование являются взаимопроникающими, нужно видеть, что воздействие права как воспитательного, идеологического фактора по собственной основе не является для него особенным. В принципе исследуемая сторона юридического влияния, которая основывается на особенностях права в качестве формы социального сознания, не отличается от воздействия на социальную жизнь иных идеологических средств и форм (средств пропаганды, агитации, массовой политической информации, морального воспитания и т.д.).
Правовое же регулирование – особое влияние, которое осуществляется правом как особенным социально-классовым институционным нормативным регулятором.[6, c. 17]
Уникальность правового регулирования состоит в том, что оно:
Во-первых, согласно собственной классовой природе выступает такой разновидностью общественного регулирования, которая имеет организованный, целенаправленный, гарантированно-результативный характер, представляет собой нормативно-организационное регламентирование социальных отношений, их ценностное, государственно-властное нормирование.
Во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, обеспечивающих достижение необходимых целей (результатов). Иными словами, для правового регулирования в отличие от общего идеологического воздействия права характерно то, что оно всегда осуществляется при помощи особого, свойственного только праву механизма, призванного в плоскостях статического или динамического опосредствования общественных отношений гарантировать с юридической стороны достижение целей, результатов, которые ставил законодатель, издавая юридические нормы.
Конечно, общее идеологическое воздействие права, взаимопроникая со специфически правовым регулированием, несет на себе печать последнего и в соответствии с этим обладает рядом достоинств (имеет черты всеобщности, конкретности, увязанности с реальными жизненными отношениями, с конфликтными ситуациями и др.).
Но все же по своей основе, по главным особенностям своего содержания оно является не специфически правовым, а именно общим, подчиняющимся единым закономерностям функционирования идеологии, ее влияния на общественную жизнь в данной социальной системе.
Общее идеологическое воздействие права осуществляется по двум основным каналам – информационному и ценностно-ориентированному.[9, c. 78]
Информационное воздействие права основано на том, что право является одной из разновидностей социальной нормативной информации. При помощи юридических норм доводится до сведения участников общественных отношений позиция государства о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении, сообщается о средствах достижения необходимых результатов, о последствиях нарушения норм.