Курсовая с практикой на тему Правовое регулирование отношений страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Глава 1. Общие положения об обязательном страховании автогражданской ответственности 5
§1.Понятие и правовая природа страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 5
§2.Субъекты и объекты страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 7
§3.Виды и основания возникновения условий гражданско-правовой ответственности в области автострахования 11
Глава 2. Договор страхования автогражданской ответственности и его особенности 15
§1.Порядок заключения и содержание договора страхования автогражданской ответственности 15
§2.Исполнение, изменение и прекращение договора страхования автогражданской ответственности 17
§3.Урегулирование страховых споров в сфере автострахования в досудебном и судебном порядке 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Приложения 27
Введение:
Дорожное движение — один из наиболее характерных и неотъемлемых элементов современной цивилизации, в которой автомобильный транспорт является воплощением проявлений научно-технического прогресса и в значительной мере влияет на темпы экономического и социального развития каждой страны и всего человечества. Именно поэтому негативные явления, связанные с дорожным движением, нуждаются в глубоком научном осмыслении.
Анализ статистических данных МВД свидетельствует о снижении аварийности на дорогах. Тем не менее смертность и количество аварий все еще остается на высоком уровне. Так, в 2021 году произошло 164358 дорожно-транспортных происшествия (далее – ДТП), что на 2,2 % ниже уровня аварийности в 2020 году .
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях роста количества автотранспорта и дорожно-транспортных происшествий, исследование правовых основ страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является приоритетным вопросом.
Новизна исследования. На основании анализа теоретических и практических аспектов ОСАГО представлены перспективы развития данного вида страхования.
Степень исследованности темы достаточно высокая. Вопросы правового регулирования ОСАГО разрабатывались такими авторами, как: А.А. Абалтусова, С.М. Громова, И.П. Хоминич, А.С. Тузовский, А.К. Шихов и мн.др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие ОСАГО, научные и учебные труды по теме исследования, материалы судебной практики.
Целью данной работы является исследование правового регулирования обязательного страхования автогражданской ответственности. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и правовую природу страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
2. Изучить субъекты и объекты страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
3. Рассмотреть виды и основания возникновения условий гражданско-правовой ответственности в области автострахования.
4. Определить порядок заключения и содержание договора страхования автогражданской ответственности.
5. Рассмотреть исполнение, изменение и прекращение договора страхования автогражданской ответственности.
6. Раскрыть порядок урегулирования страховых споров в сфере автострахования в досудебном и судебном порядке.
Нормативной основой исследования выступили
В качестве эмпирической базы исследования выступают материалы судебной практике, а так же статистика ДТП.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В рамках данной работы раскрыли правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Цель исследования достигнута, задачи решены. Объект и предмет исследованы в полном объеме.
Страхование автогражданской ответственности выступает одним из наиболее распространенных видов страхования. Необходимость обязательного страхования автогражданской ответственности вызвано ростом количества дорожно-транспортных происшествий, последствия которых зачастую являются тяжкими.
Страхование автогражданской ответственности отличает объект страхования, в качестве которого выступают имущественные интересы страхователя, которые, в свою очередь, возникают в результате его гражданской ответственности, вызванной причинением вреда здоровью и жизни потерпевших, а так же их имуществу.
Договор ОСАГО заключается между страховщиком, в качестве которого выступает страховая компания, и страхователем в лице владельца автотранспортным средством. Страховая компания представлена коммерческой организацией, имеющей лицензию на осуществление страховой деятельности.
Договор ОСАГО относится к договорам возмездным, так как, по сути, предполагает плату страховщику за предоставление страховой защиты. Его можно охарактеризовать также как реальный, поскольку таковой договор считается заключенным, а также вступает в силу с момента полной уплаты страховой премии. Договор ОСАГО является, кроме того, двусторонним, так как и со стороны страховщика, и страхователя имеются конкретные права и обязанности. Помимо того, рассматриваемый договор является публичным, что лишает возможности страховщиков отказывать страхователю в его заключении, что обеспечивает возможность реализации возложенной на владельцев транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а также ограничивает проявления недобросовестной конкуренции со стороны страховщиков. Также было выявлено, что изучаемый договор является алеаторным (понятие связано с вопросами риска), на момент заключения договора стороны подвергаются риску, не имея полноценных возможностей оценивать выгоду, которую они могут получить, при различных условиях: при исполнении условий договора и отсутствия исполнения договора. Такой договор также по праву можно считать срочным, поскольку он не может быть заключен без указания срока.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения об обязательном страховании автогражданской ответственности
§1.Понятие и правовая природа страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является одним из самых распространенных видов страхования. В Российской Федерации система страхования ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) в таком виде, каким представляется сейчас, появилась относительно недавно. С 1991 года такой вид страхования носил добровольный характер . Однако увеличение количества транспортных средств, рост количества ДТП, травматизма и смертности обусловили необходимость внедрения обязательного характера страхования гражданской ответственности водителей.
В 2002 году был принят Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» , который послужил основой становления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
ОСАГО основывается на принципах:
— всеобщности;
— обязательности.
Иными словами обязанность по страхованию автогражданской ответственности возникает у всех владельцев автотранспортных средств.
ОСАГО представляет собой вид страхования, при котором страхуется ответственность водителя на случай, когда он становится виновником ДТП и должен возместить ущерб пострадавшей стороне. Законодатель закрепил понятие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как «договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы)» .
Договор ОСАГО является подвидов договора оказания услуг, соответственно, регламентируется так же нормами закона «О защите прав потребителей» . В этой связи следует отметить, что интересы застрахованного лица имеют дополнительную правовую защиту от неправомерных действий страховщика.
В соответствии с нормами ст. 423 ГК РФ и ст. 929 ГК РФ договор ОСАГО является двусторонним и возмездным. Иными словами, договор ОСАГО заключается между двумя сторонами и подразумевает получение одной из сторон платы или возмещения. Договор обязательного страхования автогражданской ответственности является реальным, т.е. требует соглашения по всем пунктам договора. Договор ОСАГО носит публичный характер, который проявляется в том, что страховщик не имеет права отказать лицу в страховании.
Представляется возможным выделить две функции страхования автогражданской ответственности:
— при наступлении страхового случая страхователь освобождается от расходов за причиненный ущерб;
— пострадавший гарантированно получает возмещение ущерба за счет страховой компании.
Правовая сущность института ОСАГО состоит в распределении связанных с риском наступления ответственности, распространения неблагоприятных последствий на всех законных владельцев транспортных средств применительно к каждому транспортному средству. ОСАГО обеспечивает возможность диверсификации рисков, спасая от нежелательных последствий, а потому является крайне необходимым и важным правовым институтом.
Таким образом, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств представляет собой способ защиты имущественных интересов застрахованного лица, носит обязательный характер и связан с распределением ответственности при наступлении страхового случая.