Курсовая с практикой на тему Правовое регулирование деятельности политических партий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
1.
Политические партии и их роль в обществе. 5
1.1.
Понятие, функции и классификация политических партий. 5
1.2.
Партийные системы и их разновидности. 11
2.
Правовое положение политических партий в РФ.. 17
2.1.
Порядок создания, регистрации и деятельности политических партий. 17
2.2.
Участие политических партий в выборах. 22
2.3.
Конституционно-правовая ответственность политических партий. 26
Заключение. 31
Список
использованных источников. 33
Введение:
Институты и политические категории Российской Федерации
претерпели значительные изменения в последние годы в связи с тем, что в стране
произошли различные политические, правовые и другие преобразования. Среди
наиболее важных проблем в конституционном праве выделяют место и роль
политических партий и фракций в системе государственной власти и их влияние на
осуществления власти в общем, в том числе и законодательной, поскольку
деятельность партий и фракций неразрывно связана с Государственной Думой, как
средством реализации своих полномочий и прав.
4 апреля 2012 года вступил в силу Федеральный закон
Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. «О внесении изменений в Федеральный
закон «О политических партиях». Данный документ существенно упростил процесс
создания и регистрации политических партий. Так, уменьшено минимальное
количество организации – теперь в потенциальной партии должно быть не менее 500
человек для того, чтобы подать заявку на регистрацию в Министерство Юстиции РФ.
До сих пор, однако, не решен вопрос места политических партий в механизме
власти. Кроме того, роль фракций в законодательном процессе и место партий в
нем изучено, но имеется множество мнений по поводу необходимости существования
партийной фракции, ее полномочий, прав и обязанностей, которые вытекают из
некоторых нормативных правовых актов, посвященных деятельности не только
фракций и партий, но и деятельности Государственной Думы РФ. Деятельность
фракций в принятии законопроектов во многом определяет политическую линию
соответствующей партии. При этом возникает множество вопросов, связанных с
функционированием политического объединения в рамках государственной власти.
Перед учеными различных областей знаний, специалистами стоит
задача выработки научно-обоснованных представлений о дальнейшем развитии и
функционировании политических партий современной России, способных
аккумулировать и представлять в системе власти многообразные интересы различных
слоев и групп населения страны.
Все это обусловливает актуальность исследования феномена
политических партий современной России. Но оно еще более значимо, если
рассматривать политические партии, как важный инструмент демократизации
общества, его политической, социально-экономической стабильности, укрепления
государственности, формирования правового государства и гражданского общества,
защиты прав и свобод граждан.
Научные исследования таких авторов, как С. А. Голубок, В. А.
Томсинов, Е.А. Лашманкин, М.В. Варлен, А.И. Соловьев, П. П. Глущенко, В. Ю.
Войтович и других, посвящены определениям, выявлениям и обоснованиям роли
политических партий фракций в системе государственной власти и в
законотворческой деятельности.
Объектом исследования выступают общественные отношения,
связанные с участием партий в осуществлении государственной власти, а предметом
– механизм действия политических партий.
Цель исследования – проанализировать механизм действия
политических партий.
Задачи исследования:
-изучить понятие, функции и классификация политических
партий;
— рассмотреть партийные системы и их разновидности;
-изучить порядок создания, регистрации и деятельности
политических партий;
— рассмотреть участие политических партий в выборах;
— рассмотреть конституционно-правовую ответственность
политических партий.
Заключение:
На основе выделенных в работе признаков можно предложить
следующее определение политической партии: это основанное на членстве
общественное объединение, созданное путем добровольного волеизъявления граждан
Российской Федерации на основе общности идеологии и осуществляющее деятельность
по формированию политических взглядов населения, а также участвующее в выборах
органов государственной власти и местного самоуправления в демократических
рамках, установленных законодательством Российской Федерации.
Действенность демократических институтов предполагает
реальность осуществления гражданами их политических прав, в частности права на
объединение, а для этого необходим закон, гарантирующий гражданам возможность
применения ими инструментов представительной демократии. Безусловно,
продолжающиеся уточнение и конкретизация отдельных элементов правового статуса
политических партий в российском законодательстве являются важным шагом на пути
дальнейшего демократического развития. При этом реализация конституционных
принципов многопартийности и идеологического многообразия непосредственно
предполагает активное участие граждан в управлении государством. Политические
партии в Российской Федерации являются сегодня единственными субъектами,
реализующими волю избирателей в представительных органах государственной
власти. Такая ситуация предполагает максимально возможный доступ политических
сил к избирательным процедурам, разумное упрощение их создания.
Особенностью политических партий является тот факт, что
партия представляет собой единственное общественное объединение, которое не
может состоять из иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства. Похожее
положение имеется и в других государствах. Об ограничениях для иностранцев
говорит и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, и
добавляет, что стороны могут самостоятельно определять величину ограничений, а
политическую деятельность иностранных лиц (ст. 16). Данное ограничение не имеет
под собой нарушение прав человека, поскольку в политической жизни страны должны
участвовать только граждане своего государства, и представлять интересы своего
народа также должен деятель, имеющий гражданство РФ (в данном случае).
Уникальность политической партии, которую можно
рассматривать как общественное объединение, состоит в том, что руководители
партии не могут выбрать, как другие объединения, собственную цель, не связанную
с политической деятельность. Для того, чтобы цели и задачи партии, а также
образованной на ее основе фракции, совпадали с законодательством и не
противоречили ему, основные цели партии берут в ФЗ «О политических партиях».
Таким образом, политические партии смогут стать настолько похожими друг на
друга, что их нельзя будет различить по имеющейся концепции и т.д.
Политические партии — устойчивые образования, поскольку
партии и фракции принимают различные политические решения, существуют и между
выборами, в отличие от блоков, которые создаются только непосредственно перед
выборами и являются, по сути, эфемерным образованием, у него нет Устава, нет
органов управления, и они не принимают решения государственной важности. При
таких обстоятельствах, принимать все важные решения (о формировании списка, о
формировании руководящих органов, стратегии и тактики кампании, о финансовых
вопросах), в принципе, можно демократическим путем, но лишь при договоренности
между собой нескольких человек.
Фрагмент текста работы:
1. Политические партии и их роль в обществе
1.1. Понятие, функции и классификация политических
партий
Политическая партия — ключевая категория в современной
социальной науке. Для российской науки специфика этой категории связана еще и с
тем, что второй этап формирования многопартийной демократической системы России
(в широком смысле), которому более ста лет, началось сравнительно недавно: в конце
1980-х — начале 1990-х гг.[1]
Соответственно, можно предположить, что формирование российской многопартийной
системы и переход к демократии — это два неразделимых процесса, которые связаны
сложным переплетением взаимных пересечений и зависимостей. Этим обстоятельством
объясняется самый близкий и глубокий интерес российских ученых к проблемам
партий, многопартийности, становлению и развитию различных типов партийных систем.
Партия (протопартия) как основная институциональная единица
борьбы за власть и осуществление власти привлекала внимание древних
исследователей. Слово партия, исходя из латинской этимологии, обозначает часть
целого (социального, политического организма). Так, еще Аристотель говорил о
политических группировках, формирование которых основывается на социальной
принадлежности их членов, благодаря чему мы можем получить представление о
сущности древних партий, которые, вероятно, были сплоченными группами, которые
представляли интересы определенных социальных слоев.
Сегодня многовековая история самого явления политической
партии и его научного осмысления определяет наличие множества подходов к
определению сущности этого понятия. Итак, только в отечественной науке
существует более двухсот определений партии[2].
В то же время целостные теории политических партий оформились в науке
сравнительно недавно: с публикацией работ таких ученых, как Р. Михельс, М.
Вебер, М. Я. Острогорский.
Одним из первых укоренившихся в науке подходов к пониманию
сущности партий является структурный подход, традиции которого восходят к
творчеству М.Я. Острогорский и Р. Михельс. В своей основополагающей работе
«Демократия и политические партии» Острогорский рассматривает возникновение партий
в контексте таких глобальных исторических тенденций, как промышленная революция
и появление всеобщих выборов. Со своей стороны Михельс, сформулировав «железный
закон олигархии», доказал закономерность, согласно которой власть рядовых
членов партии концентрируется в руках отдельных представителей партийного
руководства.
Традиции структурного подхода продолжены в
трудах выдающегося теоретика партологии М. Дюверже. Одной из фундаментальных
работ, без ссылки на которую немыслима ни одна из современных партийных теорий,
является его труд «Политические партии», опубликованный в 1951 году. В нем
подробно исследуются проблемы генезиса политических партий, раскрывается их
институциональная сущность и оценивает их роль в институциональной структуре
политической системы демократического общества и доказанную роль в
демократических, прежде всего избирательных, политических процессах. Как
отмечает И. В. Котляров: «М. Дюверже в своем анализе политических партий
исходил не из программных заявлений, идеологических обращений к населению, а из
внутренней структуры, организационных принципов устройства политических партий,
особенностей их возникновения. «Дюверже также предложил классическую теперь
классификацию политических партий и партийных систем. В то же [1] Лебедев В.А., Киреев В.В.
Политические партии и проблемы
современного российского конституционализма //"Конституционное
и муниципальное право", 2009, N 6 [2] Ерыгина В.И. Теоретические
проблемы ответственности
политических партий за предвыборные обещания
//"Конституционное и муниципальное право", 2008, N 11