Курсовая с практикой Юриспруденция Гражданское право

Курсовая с практикой на тему Правовое регулирование цифровых финансовых активов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Цифровые финансовые активы: понятие и признаки как объекта гражданских прав. 6

1.1
Цифровые финансовые активы в современной экономике. 6

1.2
Цифровые финансовые активы как объект гражданских прав. 10

Глава
2. Правовое регулирование цифровых финансовых активов в РФ.. 16

2.1
Особенности регулирования ЦФА в зарубежных правопорядках. 16

2.1 Правовое регулирование ЦФА в
Российской Федерации. 30

Заключение. 43

Список
использованных источников. 45

  

Введение:

 

На первом этапе, когда цифровые активы только начинали
использоваться в экономике, юристы, ученые и специалисты занимали полярные
позиции. Одни выступали за скорейшее урегулирование новых отношений, другие
говорили, что не имеет смысла регулировать то, что непонятно не только закону,
но и вообще юристам, поэтому необходимо допустить новые явления в виде цифровых
активов какое-то время существовать в российских правовых реалиях и только
потом предпринимать четкие попытки регулирования законодательства[1].

Однако государство смогло преодолеть негативное отношение к
новым цифровым активам и начать развивать регулирование цифровой экономики на
законодательном уровне. Но спешка в исполнении сроков, раздробленность рабочих
групп (например, по закону о Больших данных работают одновременно рабочие
группы Минкомсвязи, депутатов Государственной Думы РФ и Автономной
некоммерческой организации «Цифровая экономика», которая состоит из представителей
крупных игроков рынка)[2],
отсутствие понятий в научной литературе препятствует тому содержанию, которое
действительно необходимо в законопроектах и ​​принятых законах для полноценного
внедрения цифровой реальности в частноправовые и публично-правовые отношения.

Применительно к цифровым активам необходимо понимать, что
они существуют и функционируют во многом благодаря новым технологиям,
составляющим основу информационной системы, позволяющей им выполнять функцию
товара. Это означает, что не каждое цифровое явление может быть объяснено в
юридической терминологии и адаптировано к существующим правовым нормам или
создано в контексте существующей правовой реальности. Иногда необходимо
оставить место для саморегулирования или отдать регулирование на ответственность
программного кода или на искренние действия участников рынка.

Цифровые технологии – это настоящее и, тем более, будущее.
Отношения возникают из цифровых активов, а споры возникают в результате
нарушения интересов другой стороны. Однако защита прав в суде по таким спорам
затруднена из-за несовершенства правового регулирования. Поэтому одной из
основных задач данной работы является обратить внимание правоприменителя на то,
что при отсутствии конкретных норм существуют принципы права и аналогии, позволяющие
защищать ущемленные интересы. Поэтому необходимо отойти от формального подхода
права и глубже вникнуть в цифровые отношения.

Актуальность исследования определяется развитием
цифровизации, стремительно проникающей в различные отрасли и тем самым необратимо
влияющей на функционирование экономической системы. В условиях распространения
коронавирусной инфекции приоритеты смещаются в сторону «сети» и цифровизации,
что делает тему работы весьма актуальной.

Цифровая трансформация приведет к снижению затрат и
повышению качества обслуживания. Финансовый сектор является ключевой отраслью,
в которой применяются цифровые технологии. Использование этих технологий окажет
положительное влияние на развитие финансовых рынков и повышение экономической
интеграции. Однако появились новые риски, демонстрирующие важность правового
регулирования цифровых валют и технологий.

Целью исследования является рассмотрение правового
регулирования цифровых финансовых активов.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие
задачи:

— рассмотреть институт цифровых финансовых активов в гражданском
праве;

— исследовать регулирование цифровых финансовых активов в
РФ;

— рассмотреть зарубежное регулирование цифровых финансовых активов.

Объектом исследования являются цифровые финансовые активы.

Предметом исследования выступает правовое регулирование
цифровых финансовых активов.

Методологической базой исследования являются научные статьи
и монографии таких отечественных авторов как Г.Н. Андреева, А.В. Бабкин,
Л.С.Белоусова, Д.Д. Буркальцева, О.Н. Епифанова, Л.С. Звягин, А.В. Зубарев,
В.В. Пшеничников, Е.В. Синельникова, А.С. Тюлин. А также зарубежных авторов:
Adrian T., Bordo M.D, Levin A.T, Mancini-Griffoli T, S. Nokomoto.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые
акты в сфере цифровых финансовых активов. [1] Юрлов А. А. Проблемы и
перспективы правовой регламентации криптовалют в РФ / А. А. Юрлов // Диалог
культур и цивилизаций : материалы XVII Всероссийской научной конференции
молодых исследователей. – Тобольск, 2021. – С. 178–181. [2] Ситник А.А. Цифровые валюты:
проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2020
Т. 15 № 11 (120) ноябрь, с. 103-113.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Операции с ЦФА и цифровыми валютами в России пока только
набирают обороты, а законодательство в данной сфере лишь начинает складываться.

Введение в отечественное законодательство положений,
регулирующих операции с цифровыми финансовыми рынками, предоставит возможность
российской экономике выйти на новый уровень развития и конкуренции в сфере
цифровых технологий.

Преимущества цифровых валют определяют их востребованность в
качестве платежного средства, при этом поднимая некоторые вопросы, требующие
дальнейшего исследования. Например, определение цифровой валюты для целей
бухгалтерского учета, проблема установления контрагентов в случае анонимных
цифровых транзакций и т.д.

Использование цифровых технологий и дальше будет во многом
определять направление развития финансового, коммерческого и государственного
секторов, а значит, качество населения и повышение уровня жизни.

Необходимость адекватного правового регулирования внедрения
и использования цифровых технологий в финансовом секторе России привела к
разработке и принятию соответствующих законов. Однако важнейшие федеральные
законы, касающиеся выпуска и обращения цифровых финансовых активов, еще не
приняты, так как активно обсуждается их статус как объектов гражданских прав и
правовой режим криптофондов. Анализ последней редакции законопроекта и
принятого федерального закона позволяет выделить символы цифровых финансовых
активов как объекты гражданских прав и символы цифровых операций как средства
их обращения.

Новый закон «О ЦФА» не предусматривает регулирования всего
комплекса отношений, связанных с созданием и обращением цифровых активов, но
может стать одним из инструментов, который в итоге обеспечит полноценное
функционирование российской криптоиндустрии.

Оценка текущей позиции стран по регулированию обращения
цифровых виртуальных валют позволяет выделить три основные группы:

— Страны, сформировавшие относительно полную национальную
систему надзора за обращением виртуальной валюты: Сингапур, Япония, Гонконг,
Канада, Франция, Германия и др.;

— Страны, формирующие эффективную законодательную базу для
регулирования обращения виртуальных валют: Кипр, Австралия, Израиль, Бельгия,
Дания, Россия, Бразилия и др.;

— Страны, где криптовалютный бизнес полностью запрещен или
оборот которого строго ограничен: Исландия, Китай, Боливия, Венесуэла, Вьетнам
и др.

На данном этапе отсутствует эффективная международная
система регулирования полномасштабного функционирования криптовалют, но
постепенно формируется прочная платформа для зрелой национальной системы
правового надзора, которая может стать фундаментом для будущего формирования Международной
цифровой финансовой системы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. цифровых финансовыЕ активы: понятие и
признаки как объекта гражданских прав

1.1 Цифровые финансовые активы в современной экономике

Процесс внедрения цифровых инноваций во всем мире восходит к
началу 1960-х годов. Если изначально основным драйвером инноваций была
автоматизация существующих на тот момент технологий и бизнес-процессов, то в
1990-х годах этим драйвером стал охват ключевых социально-экономических
процессов в обществе Интернетом и мобильной связью.

Если недавно международные финансовые институты игнорировали
ЦФА как экономическое явление, то сегодня они признают не только их
существование, но и необходимость[1].

В 2014 году элементы регулирования торговли цифровыми
активами были реализованы только в 40 странах мира, а пять лет спустя
регулирующие законы и законопроекты в этой области были приняты в 130 странах[2].

Хотя рост российской цифровой экономики, несомненно, является
одним из ключевых катализаторов развития экономических отношений в ближайшие
десятилетия, в настоящее время существует множество противоречий относительно
отдельных элементов цифровой экономики[3].

Например, криптовалюта, как одна из разновидностей ЦФА,
официально противоречит положениям Конституции РФ, запрещающей использование в
России любых бумажных денег, кроме рубля, что отражено в законе «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»[4].

ЦФА имеют ряд специфических характеристик, которые позволяют
отнести их к отдельным экономическим категориям. Эти особенности в основном
включают в себя:

— отсутствие эмиссионных центров, выпускающих банкноты и
определяющих их стоимость;

— относительная простота механизма выдачи, доступная
регистрация цифровых кошельков;

— никаких посредников при оплате через цифровые кошельки;

— снизить стоимость цифровых транзакций за счет скорости
оплаты;

— возможность торговать в формате 24/7;

— открытость ЦФА для разработчиков, так как программный код
продукта доступен для исследования[5].

В соответствие с законодательством РФ, предусмотрены
следующие цифровые финансовые активы:

1) Токены – вид цифрового финансового актива, который
выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с целью
привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых записей;

2) Криптовалюта – вид цифрового финансового актива,
создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций
участниками этого реестра, в основе создания которого лежит технология
распределенного реестра – блокчейн[6].

Автор считает необходимым указать на наличие принципиальных
различий между ЦФА и криптовалютой.

Главное отличие ЦФА от криптовалюты заключается в том, что
криптовалюта становится таковой не зависимо от места выпуска или эмитента, а
вот выпуск ЦФА в России возможен только по очень строгим правилам: операторами,
выпускающими ЦФА, могут быть только юридические лица, регулируемые российским
законодательством. Операторы представляют в ЦБ перечень документов, определяют,
какие права подтверждают их ЦФА, правила обращения и т.п. Немаловажным,
является наличие у оператора обязанности восстановить клиенту доступ к ЦФА,
если произошла утрата такового. В свою очередь, владельцы криптовалюты такой
возможности не имеют.

Кроме того, отличие ЦФА от цифровой валюты проявляется в
совокупности признаков, требований, обязательств, которыми обладает ЦФА. Данный
актив существует на частном блокчейне, контролируемом определенным юридическим
лицом, которое подконтрольно Центральному банку, что облегчает выявление
нарушений в рамках законодательства РФ. Отличием цифровых финансовых активов от
криптовалюты является запрет на пользование ЦФА в качестве средства платежа на
территории Российской Федерации, тогда как криптовалюта может свободно
покупаться и продаваться, но использование её во взаиморасчетах может повлечь
за собой проблемы. ЦБ может посчитать транзакцию, относящейся к цифровым
активам, заблокировать ее и запросить документы, подтверждающие легальность
происхождения средств.

Цифровая экономика базируется на сложной экосистеме
взаимосвязанных информационных и коммуникационных технологий, что несёт за
собой многочисленные риски и угрозы, представляющие проблему многостороннего
характера. Благодаря взаимосвязям проблемы на уровне отдельного бизнеса,
оказывают влияние на всех участников цепочки создания стоимости. Верно и
обратное: системный сбой в цифровой системе страны поставит под угрозу
существование отдельных предприятий, банков, организаций государственного
сектора[7].

Мы выделили следующие положительные и
отрицательные стороны оборота финансовых активов. Положительной стороной
является появление [1] Горбунов, С.В. Проблемы
государственного регулирования цифровых финансовых активов // Сборник статей
VII Международной научно-практической конференции «Современная юриспруденция:
актуальные вопросы, достижения и инновации», Пенза, 25 марта 2018 г. Пенза:
Наука и Просвещение, 2020. С. 217–219. [2] Ларина О.И., Акимов О.М.
Цифровые деньги на современном этапе: ключевые риски и направления развития.
Финансы: теория и практика. 2020. №24(4). С. 18–30. [3] Полякова В.В., Токун Л.В.
Становление рынка цифровых финансовых активов в Российской Федерации // Вестник
университета. 2021. №6. С. 150–153. [4] Федеральный закон РФ «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ
[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_37570/ [5] Что такое цифровой актив
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.bitbon.space/ ru/terms-and-definitions/general-terms/digital-asset [6] Варнавский А. В., Терехова
Т. Б., Бурякова А. О. О некоторых аспектах развития цифровой экономики //
Мировая экономика: проблемы безопасности. — 2018 г. [7] Рождественская Т.Э, Гузнов
А.Г. Цифровые финансовые активы: проблемы и перспективы правового регулирования
// Актуальные проблемы российского права. – 2020.- Т.15.- №5. – с. 43-54.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы