Курсовая с практикой на тему Правовое обеспечение лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие регулирования отдельных видов деятельности в России: общие положения 5
1.1. Понятие и нормативно-правовая база лицензирования отельных видов деятельности 5
1.2. Лицензирование отдельных видов деятельности как средство государственного регулирования экономики 9
Глава 2. Основные правовые институты лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности 23
2.1. Предоставление лицензий 23
2.2. Лицензиронный контроль 26
2.3. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии 29
2.4. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности 33
Заключение 38
Список использованных источников 40
Введение:
Актуальность темы. Результатом применения административно-правового метода разрешительного воздействия на общественные отношения является предоставление уполномоченными органами и должностными лицами разрешений на осуществление определенных видов деятельности (совершение действий). Метод разрешения выделяется в системе методов деятельности исполнительной власти и действует в условиях установления государством специальных административно-правовых режимов, содержанием которых является относительный запрет, вводимый, как правило, в целях обеспечения безопасности.
Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Лицензирование представляет собой прямое, административное воздействие на экономическую деятельность, осуществляемое с применением императивных правил. При этом лицензии можно рассматривать в качестве межотраслевого средства регулирования экономической деятельности. Доказательством тому является применение данного средства регулирования во внешнеэкономической деятельности, при пользовании недрами и иных сферах экономики.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности на основании специальных разрешений.
Предмет работы – нормы отечественного предпринимательского права, регулирующие институт лицензирования, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать особенности правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и правовые основы института лицензирования предпринимательской деятельности.
2. Изучить лицензирование как средство государственного регулирования предпринимательской деятельности.
3. Охарактеризовать основные институты лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Заключение:
Лицензионное правоотношение является властеотношением, т.е. его субъекты изначально неравноправны.
Система лицензионных правоотношений, существующая в рамках правового режима лицензирования, направлена на обеспечение реализации функций государства по управлению экономической сферой жизнедеятельности общества.
Лицензионным правоотношениям свойственны определенные признаки: во-первых, в качестве обязательного субъекта правоотношения выступает, как правило, государственный орган; во-вторых, данные правоотношения характеризуются отношениями власти-подчинения и юридическим неравенством сторон; в-третьих, лицензионные отношения возникают в целях удовлетворения публичных и частных интересов.
Основным способом регулирования правоотношений в сфере лицензирования выступает императивный метод, существенно ограничивающий автономию воли их субъектов, предписывающий им модель поведения или запрещающий какие-либо юридически значимые действия.
Основанием возникновения лицензионного правоотношения является получение лицензиатом лицензии. Лицензия – разрешительный документ, выдаваемый соискателю лицензии в качестве подтверждения им соблюдения всех предусмотренных законом лицензионных требований, и представляет собой юридический факт (действие), являющийся основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.
Выдаче лицензии предшествует определенное взаимодействие между субъектами лицензионных правоотношений, а именно, подача заявления соискателем лицензии, представление в лицензирующий орган нормативно предусмотренных документов и уплата необходимой государственной пошлины, с одной стороны, и проведение необходимого контроля лицензирующим органом, с другой стороны.
Вторым субъектом лицензионного правоотношения является физическое или юридическое лицо, деятельность которого предусмотрена Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, зарегистрированное в установленном порядке.
Подводя итог, следует отметить, что Закон о лицензировании отдельных видов деятельности содержит в себе массу существенных нововведений, не только упрощающих взаимодействие реальных и потенциальных лицензиатов с лицензирующими органами, но и делающих лицензионные процедуры более прозрачными и эффективными с точки зрения обеспечения прав потребителей. Однако в новом Законе по-прежнему остался неразрешенным ряд важных вопросов. В их числе один из наиболее сложных и спорных, неоднократно обсуждавшийся в теории: можно ли утверждать, что государство, выдавая лицензию определенному предпринимателю, принимает на себя ответственность перед обществом за безопасность его деятельности? Представляется, что на этот вопрос сегодня следует ответить однозначно отрицательно. Закон не содержит норм, которые позволяли бы говорить о субсидиарной или иной ответственности лицензирующих органов перед лицами, пострадавшими от действий предпринимателя, имеющего лицензию, деятельность которого, следовательно, является формально безопасной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятие и нормативно-правовая база лицензирования отельных видов деятельности
Для осуществления конкретных видов деятельности необходимо специальное разрешение, называемое лицензией. Кроме того, в данном случае обязательно соблюдение лицензионных требований и условий.
Лицензирование – одна из форм регулирования деятельности предприятий государством.
Лицензия может быть выдана юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, выдача осуществляется специальным лицензирующим органом. В некоторых случаях при осуществлении определенных видов деятельности лицензия может быть выдана только юридическому лицу (например, виды деятельности, связанные с алкоголем — производство, хранение, транспортировка или реализация), поэтому в случае неуверенности возможности лицензирования деятельности, стоит обратиться в консалтинговую компанию .
Также, чтобы получить лицензию, организация должна соответствовать ряду требований, которые отличаются в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Это может быть наличие определенного оборудования, имущества или даже сотрудников определенных навыком и квалификаций.
Передача лицензии третьему лицу невозможна, то есть деятельность, на осуществление которой выдана лицензия, должна выполняться только получившим ее лицом.
Существуют определенные принципы лицензирования, установленные законом. Законодательством Российской Федерации устанавливается единый порядок лицензирования, а также гласность и открытость лицензирования, контролируется деятельность предприятий, получивших лицензию.
Определяя обязанностью государства признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина Конституции России (ст. 1), являющихся непосредственно действующими и определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечение правосудия (ст. 18), закрепляет в качестве одних из них право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
Исходя из этого ст. 49 Гражданского кодекса РФ установлен разрешительный порядок для отдельных видов деятельности, а также нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых законом, требуется специальные разрешения (лицензии).
Виды деятельности, требующей лицензирования, определяются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» , которым закрепляются основные принципы осуществления лицензирования, виды лицензируемой предпринимательской деятельности и полномочия лицензирующих органов.
Перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена, утвержден Указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 . В него включены драгоценные камни, ракетно-космические комплексы, рентгеновское оборудование, шифровальная техника, яды, наркотические средства и психотропные вещества, лекарственные средства и др. Порядок их оборота устанавливается соответствующим законом.
Лицензия оформляется на специальном бланке лицензирующего органа и выдается в двух экземплярах – для соискателя и лицензионного отдела.
Чтобы получить лицензию соискатель должен предоставить в соответствующий лицензирующий орган заявление о необходимости предоставления лицензии и ряда документов. Принятие решения лицензирующим органом производится в срок не более 5 дней со дня поступления заявления. В случае положительного решения документ будет выдан в срок не более 3 дней с момента предоставления соискателем документа об оплате государственной пошлины.
Предприятие может осуществлять коммерческую деятельность на следующий день после получения лицензии на территории РФ, а также на территории под юрисдикцией РФ.
Среди документов, необходимых к предъявлению, можно выделить копию учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации организации в качестве юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Лицензия выдается на срок от 5 лет, по окончании срока он может быть продлен по соответствующему заявлению. Для учета лицензий ведется специальный реестр.
Список видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». К ним относятся:
— Деятельность по реставрации объектов культурного наследия; —
Фармацевтическая, ветеринарная, медицинская, оценочная, турагентская, аудиторская, негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;
— Все виды коммерческих перевозок пассажиров автомобильным транспортом, коммерческие перевозки грузов определенной грузоподъемности;
— Деятельность, связанная с ломом цветных и черных металлов;
— Деятельность, связанная с воспроизведением/изготовлением экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, включая их публичный показ;
— Деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки .
За незаконное осуществление деятельности без наличия лицензии на предприятие может быть наложен административный штраф, в случае, если предприятие получило большой доход в стоимостном выражении, оно может быть привлечено и к уголовной ответственности.
Лицензирование деятельности выполняется с целью предотвратить ущерб для прав, законных интересов, жизни или здоровья граждан, объектам культурного наследия (историческим и культурным памятникам) народа РФ, окружающей среде, безопасности и обороне государства, нанесение которого связано с возможностью осуществления юридическими и отдельными лицами определенных видов деятельности. Осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности в других целях запрещено.
Задачи лицензирования состоят в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений индивидуальным предпринимателем или его представителем, юридическим лицом, руководителем или другими должностными лицами, требований, установленных Федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ, которые были приняты в соответствии с ними. Выполнение этих требований соискателем лицензии является необходимым для получения лицензии.
Основные принципы лицензирования:
— обеспечить единство экономического пространства на территории РФ;
— установить лицензируемые виды деятельности с помощью федерального закона;
— установить федеральными законами единый порядок лицензирования видов деятельности;
— установить исчерпывающий перечень лицензионных требований по отношению к лицензируемым видам деятельности с помощью положений о лицензировании конкретных видов деятельности;
— обеспечить доступность и открытость информации о лицензировании, исключая информацию, распространять которую запрещается или допустимо с ограничением соответственно законодательству РФ;
— обеспечение недопустимости взимания с лицензиатов и соискателей лицензий платы за выполнение лицензирования, исключая плату государственной пошлины;
— соблюдать законность при выполнении лицензирования.