Курсовая с практикой Юриспруденция Право социального обеспечения

Курсовая с практикой на тему Правовая характеристика обязательного пенсионного страхования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Характеристика обязательного пенсионного страхования 7
1.1. Пенсионное страхование и обеспечение в РФ 7
1.2. Обязательное пенсионное страхование: понятие, принципы, цели 13
Глава 2. Характеристика законодательного регулирования обязательного пенсионного страхования России 19
2.1. Основные характеристики закона №167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании (ОПС): основные проблемы 19
2.2. Мероприятия по совершенствованию пенсионной системы в 2019 году 25
Заключение 33
Список литературы 35

  

Введение:

 

Введение

Актуальность темы объясняется тем, что пенсионное обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25 – 30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.
Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет нашу страну как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии. Кроме того, ст. 39 Конституции Российской Федерации предусматривает для граждан гарантии социального обеспечения по возрасту, инвалидности, потере кормильца, а также закрепляет законодательное установление государственных пенсий.
Одной из значительных финансовых гарантий государственной системы социальной защиты является обязательное пенсионное страхование, т.е. система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), как самостоятельного кредитно-финансового учреждения и одного из звеньев финансовой системы государства является важнейшим элементом, осуществляемых в современной России структурных преобразований в экономике и социальной политике. На протяжении всего периода реформ Фонд, представляющий собой самый крупный из государственных централизованных внебюджетных фондов, находится в эпицентре всех социально-экономических противоречий. Как крупнейший резерв денежных средств, способных служить мощным инвестиционным ресурсом экономики, Фонд в последние годы служит источником столкновения финансовых интересов различных субъектов общественных отношений: государства, которое неоднократно использовало предназначенные Фонду деньги для покрытия текущих бюджетных расходов и рефинансирования внешнего долга; кредитно-финансовых структур, стремящихся получить доступ к оперативному управлению средствами Фонда; населения, связывавшего с деятельностью Фонда свои надежды на увеличение пенсионного обеспечения.
Сказанное подтверждает высокую социальную и экономическую значимость финансовой деятельности ПФР, которая обусловливает необходимость тщательного правового регулирования всей совокупности отношений, возникающих в процессе взаимодействия Пенсионного фонда с властными структурами, налоговыми органами, управляющими компаниями, населением и т.д. Наиболее эффективно процесс достижения вышеуказанного взаимодействия происходит в форме прямых и обратных связей.
За последнее десятилетие пенсионная система России кардинально изменилась. Поскольку пенсионные права граждан являются социально значимыми, государство законодательно четко регламентировало все права и обязанности данных субъектов, что привело к появлению своеобразных правовых конструкций, ранее для российского законодательства неизвестных. В частности, это относится к такому новому правовому институту, как договор об обязательном пенсионном страховании. В области осуществления негосударственными пенсионными фондами обязательного пенсионного страхования присутствуют как элементы публичного права, закрепляющие организационные основы указанного страхования, так и элементы частного (гражданского) права, регламентирующие особенности заключения негосударственными пенсионными фондами договоров об обязательном пенсионном страховании. В работе рассматриваются вопросы осуществления негосударственными пенсионными фондами обязательного пенсионного страхования, проведен комплексный анализ норм, регламентирующих договор об обязательном пенсионном страховании, определена его правовая природа и содержание, выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в указанной сфере.
Предметом исследования являются правовые нормы федерального законодательства, имеющие непосредственное отношение к деятельности ПФР в сфере пенсионного обеспечения граждан.
Объектом представленного исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу реализации основных функций Пенсионного фонда Российской Федерации по управлению финансами пенсионного обеспечения, и система правового обеспечения деятельности государственных федеральных внебюджетных фондов вообще и Пенсионного Фонда РФ в частности.
Цель исследования – исследовать правовую характеристику обязательного пенсионного страхования.
Задачи:
— Охарактеризовать пенсионное страхование и обеспечение в РФ.
— Изучить обязательное пенсионное страхование: понятие, принципы, цели.
— Рассмотреть основные характеристики закона №167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании (ОПС): основные проблемы.
— Предложить мероприятия по совершенствованию пенсионной системы в России.
При подготовке, изучении и обработке теоретических и практических материалов применялись такие методы, используемые в гуманитарных науках, как исторический, логический, технико-юридический и обобщения собранных данных. Проведенное исследование базируется на принципах диалектики, взаимосвязанности и взаимообусловленности социальных процессов.
Эмпирическую базу исследования составляют нормативные акты, документы и материалы, позволяющие составить представление об уровне и особенностях правового регулирования рассматриваемых отношений.
Научная новизна проведенного исследования заключается, прежде всего, в теоретическом осмыслении и комплексной оценке состояния правового регулирования деятельности Пенсионного фонда РФ в период его существования (1990 – 2019 гг.).
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Первый уровень представляет собой обязательное государственное страхование, которому подлежит практически все экономически активное население страны. В его основе — принцип солидарности поколений, который применяется и в России.
На второй ступеньке находится так называемое корпоративное пенсионное страхование: работодатель дополнительно к пенсии доплачивает своим сотрудникам какую — то сумму, подобный бонус — мощный экономический рычаг повышения дисциплины и закрепления квалифицированных кадров.
Третий уровень — это частное пенсионное страхование, которое осуществляет сам работник наиболее удобным для него способом.
Добровольные накопительные пенсионные программы существуют во многих странах.
Суть их сводится к тому, что организация или сам работник уплачивают взносы страховой компании, которые увеличиваются за счет начисляемых на них процентов. В мировой практике принято считать, что дополнительный капитал, который необходимо сформировать к достижению пенсионного возраста, должен равняться годовому доходу, умноженному на 10 лет.
Как показывает опыт развитых стран, популярность страховых программ напрямую связана с колебаниями в системе социальных выплат. В те годы, когда государство повышает льготы, доля страхования снижается. И наоборот: правительство декларирует сокращение социальных выплат — объемы страховых взносов растут.
На сегодняшний день граждане Российской Федерации сами несут ответственность за формирование своей будущей пенсии. Гражданин России может самостоятельно выбрать, кому доверить свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании.
Главное изменение в сфере страховых взносов в российской Федерации в 2017 г. – это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе.
Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (п.2 п.1, п.2.1 ст. 32 НК РФ). Закон № 212 — ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. ст. 34 НК РФ. В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом – календарный год (ст. 423 НК РФ). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов — организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст.419 НК РФ). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 429 НК РФ) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ). Автор Локтионова Ю.Н., считает, что превышение темпов роста доходов 5 — 6 % в год происходит за счет значительного увеличения пенсий и заработной платы в бюджетных организациях над темпами роста ВВП (3 — 4 % в год) [6]. Вместе с тем изменятся формы отчетности, которые плательщики взносов с 2017 года должны будут сдавать в налоговые органы (а не территориальные отделения ПФР), а также сроки их представления.
В целом, как показывает исследование, нас ждут новые страховые взносы. Но принятые поправки говорят о том, что в процедуре начисления и уплаты взносов глобальных перемен не будет.

 

Заключение:

 

Введение

Актуальность темы объясняется тем, что пенсионное обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25 – 30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.
Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет нашу страну как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии. Кроме того, ст. 39 Конституции Российской Федерации предусматривает для граждан гарантии социального обеспечения по возрасту, инвалидности, потере кормильца, а также закрепляет законодательное установление государственных пенсий.
Одной из значительных финансовых гарантий государственной системы социальной защиты является обязательное пенсионное страхование, т.е. система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), как самостоятельного кредитно-финансового учреждения и одного из звеньев финансовой системы государства является важнейшим элементом, осуществляемых в современной России структурных преобразований в экономике и социальной политике. На протяжении всего периода реформ Фонд, представляющий собой самый крупный из государственных централизованных внебюджетных фондов, находится в эпицентре всех социально-экономических противоречий. Как крупнейший резерв денежных средств, способных служить мощным инвестиционным ресурсом экономики, Фонд в последние годы служит источником столкновения финансовых интересов различных субъектов общественных отношений: государства, которое неоднократно использовало предназначенные Фонду деньги для покрытия текущих бюджетных расходов и рефинансирования внешнего долга; кредитно-финансовых структур, стремящихся получить доступ к оперативному управлению средствами Фонда; населения, связывавшего с деятельностью Фонда свои надежды на увеличение пенсионного обеспечения.
Сказанное подтверждает высокую социальную и экономическую значимость финансовой деятельности ПФР, которая обусловливает необходимость тщательного правового регулирования всей совокупности отношений, возникающих в процессе взаимодействия Пенсионного фонда с властными структурами, налоговыми органами, управляющими компаниями, населением и т.д. Наиболее эффективно процесс достижения вышеуказанного взаимодействия происходит в форме прямых и обратных связей.
За последнее десятилетие пенсионная система России кардинально изменилась. Поскольку пенсионные права граждан являются социально значимыми, государство законодательно четко регламентировало все права и обязанности данных субъектов, что привело к появлению своеобразных правовых конструкций, ранее для российского законодательства неизвестных. В частности, это относится к такому новому правовому институту, как договор об обязательном пенсионном страховании. В области осуществления негосударственными пенсионными фондами обязательного пенсионного страхования присутствуют как элементы публичного права, закрепляющие организационные основы указанного страхования, так и элементы частного (гражданского) права, регламентирующие особенности заключения негосударственными пенсионными фондами договоров об обязательном пенсионном страховании. В работе рассматриваются вопросы осуществления негосударственными пенсионными фондами обязательного пенсионного страхования, проведен комплексный анализ норм, регламентирующих договор об обязательном пенсионном страховании, определена его правовая природа и содержание, выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в указанной сфере.
Предметом исследования являются правовые нормы федерального законодательства, имеющие непосредственное отношение к деятельности ПФР в сфере пенсионного обеспечения граждан.
Объектом представленного исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу реализации основных функций Пенсионного фонда Российской Федерации по управлению финансами пенсионного обеспечения, и система правового обеспечения деятельности государственных федеральных внебюджетных фондов вообще и Пенсионного Фонда РФ в частности.
Цель исследования – исследовать правовую характеристику обязательного пенсионного страхования.
Задачи:
— Охарактеризовать пенсионное страхование и обеспечение в РФ.
— Изучить обязательное пенсионное страхование: понятие, принципы, цели.
— Рассмотреть основные характеристики закона №167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании (ОПС): основные проблемы.
— Предложить мероприятия по совершенствованию пенсионной системы в России.
При подготовке, изучении и обработке теоретических и практических материалов применялись такие методы, используемые в гуманитарных науках, как исторический, логический, технико-юридический и обобщения собранных данных. Проведенное исследование базируется на принципах диалектики, взаимосвязанности и взаимообусловленности социальных процессов.
Эмпирическую базу исследования составляют нормативные акты, документы и материалы, позволяющие составить представление об уровне и особенностях правового регулирования рассматриваемых отношений.
Научная новизна проведенного исследования заключается, прежде всего, в теоретическом осмыслении и комплексной оценке состояния правового регулирования деятельности Пенсионного фонда РФ в период его существования (1990 – 2019 гг.).
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Характеристика обязательного пенсионного страхования

1.1. Пенсионное страхование и обеспечение в РФ

Каждый гражданин рано или поздно теряет свою работоспособность. Для одних граждан этот период наступает в связи с заболеванием, инвалидностью и т. д., большинство же сталкивается с такой ситуацией в старости. Компенсировать утраченные доходы в связи с невозможностью трудиться призвано пенсионное страхование и обеспечение в Российской Федерации.
Действующее пенсионное законодательство РФ регламентирует назначение разных форм пенсионного обеспечения, каждая из которых включает несколько самостоятельных видов пенсий. Так выделяют :
— Обязательное пенсионное страхование;
— Государственное пенсионное обеспечение;
— Негосударственное пенсионное обеспечение.
Данная форма пенсионного обеспечения регулируется нормами Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ . Указанным актом определены категории лиц, которые могут претендовать на получение пенсии, а также условия ее назначения.
Данный вид пенсионного обеспечения носит массовый характер. Такой мерой социальной поддержки государство пытается компенсировать заработок, который граждане получали до наступления оснований для оформления пенсии.
Видами пенсионного обеспечения данной формы являются пенсии :
1. Страховые:
— по старости (в т.ч. досрочные);
— по инвалидности;
— по случаю потери кормильца.
2. Накопительные.
Потенциальными получателями пенсии являются застрахованные лица, в числе которых могут быть:
— россияне по гражданской принадлежности;
— иностранцы или апатриды, проживающие постоянно либо временно в России;
— иностранцы или апатриды, проживающие в стране временно.
При этом они должны входить в одну из категорий граждан :
— Работающие. При этом учитывается работа по трудовому договору или контракту; по гражданско-правовому договору; по договору авторского заказа, а равно при наличии статуса автора произведения. Не исключено и получение пенсии лицом, трудящимся за пределами страны, при условии, что таковой добровольно уплачивает страховые взносы;
— Самозанятые с источником дохода от своей деятельности (нотариус, адвокат, ИП и т.д.);
— Члены крестьянско-фермерских хозяйств;
— Члены семейных (родовых) общин малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, основное занятие которых – традиционные отрасли хозяйства;
— Священнослужители и ряд иных категорий, которые являются участниками пенсионных правоотношений в соответствии с положениями Федерального закона РФ № 167 от 15.12.2001.
Пенсионное обеспечение, которое существовало до 2015 года регулировалось Федеральным законом «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 №173-ФЗ и было представлено сугубо трудовыми пенсиями. С 2015 года эти пенсии именуются страховыми. В трудовые пенсии входили базовая, страховая и накопительная части.
Основным видом назначаемых пенсий была трудовая по старости, которая полагалась гражданам, чей возраст достиг возраста 55 для лиц женского пола и 60 лет для лиц мужского пола. На момент достижения возраста лицо необходимо было наработать 5 и более лет стажа, при его отсутствии право на трудовую пенсию у лица отсутствовало.
В результате изменения пенсионного законодательства, были пересмотрены условия и порядок назначения пенсий, но, как и прежде, пенсионные выплаты по старости назначаются бессрочно. Возрастной минимум, установленный для обоих полов, остался прежним, но теперь граждане должны также одновременно иметь :
— страховой стаж ко дню достижения пенсионного возраста 8 лет и более (на 2019 год);
— пенсионный коэффициент 11,4 балла (на 2019 год).
Ввиду резкого увеличения необходимого страхового стажа для пенсии и пенсионного коэффициента, законодательно предусмотрено поэтапное увеличение требуемого страхового стажа с 5 до 15 лет и пенсионного коэффициента с 6 до 30 баллов ежегодно на 1 год и 2,4 балла соответственно для лиц, которые достигнут пенсионного возраста с 2015 по 2024 год.
Страхование пенсии является гарантией того, что человек, прекративший трудовую деятельность по каким-либо веским причинам (по старости, по инвалидности, по потере кормильца), не останется без средств для существования и сможет получить обеспечение хотя бы в минимальном размере. Регламентируется это право Конституцией РФ, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001, Федеральным законом «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 и Федеральным законом «О накопительных пенсиях в РФ» от 28.12.2013.
Пенсионное страхование – система, согласно которой осуществляется долгосрочное страхование человеком собственной жизни. Тот, кто является страхователем, производит регулярные денежные взносы, а тот, кто выступает страховщиком, обязуется обеспечить застрахованному ежемесячную выплату пенсии – по старости, в связи с нетрудоспособностью (полной или частичной), утратой кормильцев и т. д. Из приведенного определения очевидно, что пенсионное страхование отличается наличием таких участников системы, как страховщик, страхователь и застрахованный.
Страховщиками выступают пенсионные фонды – государственный (Пенсионный фонд РФ) и негосударственные. Первый состоит из сети региональных отделений, объединенных в целостную систему. Вторые же являются частными организациями, но функционируют в рамках федерального законодательства и, независимо от своего статуса, имеют такие же обязанности перед застрахованными, как и ПФР .
Страхователями могут выступать как физические лица непосредственно, так и индивидуальные предприниматели и организации. Их функция в этой системе – произведение регулярных отчислений в вышеуказанные фонды.
Застрахованными лицами являются те, кому по законодательству в пределах РФ полагается пенсионное обеспечение. В некоторых случаях страхователь и застрахованный могут быть одним и тем же субъектом. Для каждого участника пенсионное страхование предусматривает наличие перечня определенных прав и обязанностей. К гарантиям, которые обеспечивает пенсионное страхование для застрахованных лиц, относятся :
— систематическая и своевременная денежная выплата в сумме, не меньшей, чем положенная;
— отстаивание личных прав в судебном порядке;
— получение интересующей информации относительно отчислений в ПФР, а также порядка выплаты пенсии.
При этом каждый застрахованный обязан предъявить пакет достоверных официальных бумаг, необходимых для оформления пенсии, и в срок извещать страховщика о каких-либо обстоятельствах, способных повлечь за собой изменения в сумме и порядке выплаты взносов и пенсии.
Пенсионное страхование состоит из двух разновидностей – обязательного и добровольного. Первый вид является государственным, а второй – негосударственным.
Обязательное государственное пенсионное страхование (ОПС) регламентируется федеральными нормативно-правовыми актами и распространяется на всех проживающих на территории государства людей – граждан РФ, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. ОПС осуществляется на нескольких основаниях. В зависимости от этого в РФ разработана и классификация разновидностей пенсий: по старости, в связи с инвалидностью, из-за утраты кормильца, в связи с наличием выслуги на протяжении определенного количества лет, социальные пенсии. На размер выплат при обязательном страховании влияют следующие факторы :
— длительность страхового стажа;
— размер зарплаты;
— степень ограниченности работоспособности человека;
— длительность трудового стажа.
Средства, которые используются для государственного пенсионного обеспечения, являются финансовыми поступлениями, регулярно получаемыми ПФР от страхователей. Добровольное пенсионное страхование (ДПС) позволяет гражданам расширить свои возможности в отношении размеров пенсий, а также условий, обеспечивающих их получение. После заключения договора со страховой компанией о ДПС у человека появляется право на дополнительные выплаты к той пенсии, которая выплачивается государством. Но ДПС не может использоваться в качестве альтернативы ОПС. На размер выплат при добровольном страховании влияют такие факторы, как :
— возраст застрахованного;
— сумма страховых взносов;
— длительность периода накопления;
— половая принадлежность застрахованного.
ДПС предусматривает, что для выплаты негосударственной пенсии используются финансы, которые поступают к страховщику от страхователя одноразово или регулярно. Основанием для этого служит не закон, как при ОПС, а подписанный между указанными сторонами договор.
Чтобы получать пенсионное обеспечение согласно системе ОПС, с каждого застрахованного лица взимаются регулярные отчисления в ПФР, составляющие 22% от дохода работающего гражданина. Налог уплачивается со всех видов доходов работника – непосредственно зарплаты, премии, прочих финансовых поощрений. В свою очередь, не подлежат налогообложению те выплаты, которые относятся к категории социальных компенсаций (дотация, пособие, добровольное пожертвование, волонтерский сбор и т. д.). Государственная система ОПС предусматривает ежемесячную выплату пенсии .
Заключая договор с негосударственным пенсионным фондом в рамках системы ДПС, человек получает право самостоятельно выбрать, в каком размере он будет перечислять страховые взносы и с какой периодичностью. При этом он имеет возможность предпочесть наиболее подходящую для него страховую программу, указать сумму и желаемые сроки выплаты пенсии.
Добровольное пенсионное страхование обеспечивает для каждого гражданина право самостоятельно выбрать частный пенсионный фонд для сотрудничества и изменить его при желании, если данная организация его не устроила. С этой целью нужно составить заявление и подписать договор с другой страховой компанией. Процедура перехода возможна в период с 1 сентября до 31 декабря. Но существует одно исключение: законом запрещено расторгать соглашение со страховщиком тем лицам, которым до пенсионного возраста осталось пять или менее лет. При смерти застрахованного по системе ДПС право на его пенсию получают правопреемники.
Современное пенсионное страхование в РФ позволяет предотвратить возможные сложности с финансовым обеспечением людей при потере работоспособности. Поэтому все большее число жителей государства предпочитает пользоваться гарантиями не только обязательного, но и добровольного страхования, выбирая оптимальные для себя условия договора с частными пенсионными фондами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы