Курсовая с практикой на тему Правосознание в структуре профессионального самосознания юристов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность профессионального самосознания 6
1.1.Понятие профессионального самосознания 6
1.2. Основные тенденции, влияющие на формирование профессионального сознания юриста 14
1.3. Правосознание как компонент профессионального самосознания 18
Глава 2. Исследование особенностей профессионального самосознания юристов 23
2.1. Подготовка и проведение исследования 23
2.2. Анализ результатов 24
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложение 1. 45
Введение:
Деятельность юристов находится под вниманием многих исследователей, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы как отдельных людей, так и общества в целом. Профессиональная деятельность юристов принадлежит к разряду сложных, предъявляющих очень высокие требования к работникам, так как от принятых ими решений зависят судьбы многих людей, а результаты профессиональной деятельности непосредственно сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, а так же реализации их законных интересов.
Деятельность юристов неразрывно связана с понятием эффективности, которое в свою очередь сказывается на результатах профессиональной деятельности. Но, как известно, на эффективность той или иной деятельности могут оказывать влияние различные факторы, условия, обстоятельства, а также непосредственно и сам субъект деятельности.
Формирование высокого уровня правосознания должно стать
центральной идеей всего юридического образования, поскольку от
качественного решения данной задачи напрямую зависит профессиональный
уровень выпускника: его компетентность, практическая готовность к будущей профессии, устойчивость к профессиональной деформации и многое другое.
Юрист, обладая развитым правовым сознанием, способен стать активным носителем правосознания , идей демократии и справедливости, а, следовательно, успешно участвовать в решении проблем укрепления
— законности, повышения правосознания и правосознания населения.
Несмотря на то, что ученые, изучающие эффективность профессиональной деятельности, вносят немалый вклад в освещение данного феномена (описаны подходы (В.С.Агеев, И.И.Аминов, В.А. Бодров, П.И. Зинченко, Л.А. Карпенко, Т.В. Корнилова, А.К. Маркова, и др), описаны критерии (Н.С.Пряжников, В.Д. Шадриков и др.) и показатели эффективности (А. А. Деркач)), остаются вопросы, на которые необходимо ответить.
Степень научной разработанности темы. Значение определения основных направлений формирования профессионального сознания юристов в значительной мере объясняется тем, что до последнего времени, как это не покажется парадоксальным, этой теме учеными-юристами уделялось явно недостаточное внимание по сравнению с разработкой общих проблем правосознания. Между тем очевидна необходимость всестороннего и последовательного изучения проблем профессионально-правового сознания в целях повышения его уровня, более точного и полного определения содержания используемых основных понятий и категорий.
Проблемы самосознания исследовалась как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии этой проблемой занимались Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, П.Р.Чамата, И.И.Чеснокова, Е.В.Шорохова (Столин В.В., 1983). В зарубежной психологии тему самосознания изучали Дж. Милль, З. Фрейд, М. Джемс, К. Роджерс, А. Маслоу (Столин В.В., 1983,).
Основные вопросы, которые рассматриваются в этих трудах можно условно разделить на несколько направлений: во-первых, это становление самосознания в составе более общей проблемы развития личности, во-вторых, это изучение самосознания как более специального направления, связанного с самооценкой и взаимосвязью этой самооценки с оценкой окружающих, в-третьих, это самосознание как самопознание, в-четвертых, это моральное самосознание, т.е. личная ответственность, моральный выбор. Зарубежные исследователи связывают самосознание с понятием «я» и занимаются практическими аспектами психотерапии и психологического консультирования, исходя из уровня сформированности самосознания у индивида.
В связи с этим, целью нашего исследования является выявление особенностей правосознания в структуре профессионального самосознания юристов.
Объект – профессиональное самосознание.
Предмет – особенности правосознания в структуре профессионального самосознания юристов.
Задачи исследования:
Охарактеризовать основные аспекты понятия профессионального самосознания.
Выделить основные тенденции, влияющие на формирование профессионального сознания юриста.
Охарактеризовать правосознание как компонент профессионального самосознания.
Провести исследование по теме.
Гипотезы:
Стержнем профессионализма юристов является развитое правовое сознание, что обусловливает повышенное значение его формирования в процессе подготовки юридических кадров.
Самосознание является одним из главных способов формирования правосознания юристов.
Используемые методы исследования:
Теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме.
Анкетирование, направленное на изучение социально-демографических характеристик (пол, возраст, стаж).
Заключение:
Проанализированные психологические исследования Крапивиной О. В.,Гумеровой Л. Р. Михеевой А. А., Черниковой Т. В. ,Троповой В.А., Новиковой И.А., Сидорова П.И. свидетельствуют, что негативные эмоциональные состояния, возникающие у сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях, очень часто ведут или к агрессивно-хаотическим, аффективным действиям, или к отказу от необходимых действий и уходу от выполнения служебных задач, что значительно осложняет успех профессиональной деятельности и нередко приводит к несчастным случаям, ранениям и гибели личного состава.
Формирование и развитие профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности профессионала.
Большинство отечественных психологов И. С. Кон, М. И. Лисина, В. В. Столин, И. И. Чеснокова под самосознанием понимают сложный, интегральный процесс, в структуре которого содержатся взаимодействующие и взаимопроникающие друг в друга процессы: самопознание, самоотношение и саморегуляция.
К компонентам профессионального самосознания входят: когнитивный компонент, эмоционально-оценочный компонент, поведенческий компонент.
Компоненты профессионального самосознания:
профессиональная самооценка, самоотношение и оценка других;
профессиональная саморефлексивность;
эмоциональные переживания в профессии;
профессиональная рефлексия;
ценностно-смысловая и мотивационная направленность в профессии;
профессиональное поведение и социальная активность;
волевая рефлексия в деятельности.
Следовательно, на основе проанализированных исследований Кусакиной Е. А Иванова С.А., Рыбникова В.Ю., Марченко Т.А., Поляковой Я.Н можно сказать, какие компоненты профессионального самосознания изучены хорошо, а какие недостаточно.
Достаточно изучены такие качества как: справедливость, честность, профессиональная грамотность, коммуникабельность, тактичность.
К недостаточно изученным компонентам относятся: качества личности, которые способствовали бы и успешной адаптации и закреплению в учреждениях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и сущность профессионального самосознания
1.1. Понятие профессионального самосознания
Формирование и развитие профессионального самосознания — один из основных компонентов личностного становления профессионала.
Анализ существующих теоретических подходов выявляет определенные тенденции описания структуры самосознания: характеристика самосознания со стороны функциональных компонентов и характеристика со стороны структурных его компонентов.
Функциональный подход предполагает описание составляющих самосознания как психических процессов и операций, в результате которых происходит самопознание, самопонимание, концептуализация своего «Я»; а также психологических функций самосознания, при помощи которых устанавливается адекватность «образа Я» и частных самооценок, определяется роль этих компонентов в саморегуляции поведения и самоактуализации личности. Сюда можно отнести строение самосознания, представленное у И.И. Чесноковой, феноменологическое описание В.В, Столина, подход М.В. Каминской, и др.
По В.В. Столину феномены самосознания, могут касаться того, как в процессе активности субъекта возникает, развивается и структурируется его феноменальное «Я», как оно используется в активности субъекта и влияет на нее.
Он выделяет три группы таких феноменов:
1) феномены субъективного уподобления и дифференциации (принятие на себя точки зрения другого человека о нем, принятие чужих стандартов и уровня притязаний, принятие от иных способов управления собой, идентификация с другими и т.д.);
2) феномены самопознания и структурации феноменального «Я» (эмоциональные и оценочные компоненты Я-концепции и т.д.);
3) феномены, в которых самосознания в деятельности, общении и развитии (саморегуляция и самоконтроль, мотивирование, целеобразование, детерминация отношений к окружающим и т.д.) [10].
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своей сути. Если в общем самосознании человек осознает себя как личность, реализующую многообразные роли в различных системах отношений и деятельностей, то в профессиональном самосознании на первый план выходит содержание, касающееся исключительно профессиональной деятельности [16]. Можно предположить, что содержательные и структурные особенности профессионального самосознания будут обуславливать устойчивые модели профессионального поведения.
Характеризуя проблему профессионализации личности в процессе вузовского обучения, Т.К. Поддубная говорит о становлении целостности образа «Я» студента, как некоторого интегративного образования. Она ставит задачу проследить, происходит ли, и каким образом, объединение отдельных представлений о себе в некоторый целостный образ. При этом ею выделяются основные уровни и направления развития интегрированности образа «Я» [6].
Каждый из перечисленных элементов-образов как содержательных характеристик профессионального самосознания пересекается с временными структурными компонентами образа «Я» (прошлое, настоящее, будущее) [4]. При этом специфика профессионального самосознания будет реализовываться в когнитивной сложности, интегрированности образа «Я», а также степени принятия себя в прошлом, настоящем и будущем.
Постоянная изменчивость знания о себе как о профессионале не означает, что знания не могут быть истинными. Более того, на данном этапе развития они верно и полно отражают представления человека о его реальном месте в профессии, во взаимоотношениях с людьми, являясь объективными [7]. В то же время динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с людьми определяет процесс непрерывного изменения содержания самосознания. Необходимость адаптироваться в конкретных условиях своей профессиональной деятельности заставляет человека постоянно обращаться к своему профессиональному «Я», дополнять знания о себе и дифференцированно регулировать свое поведение.
Согласно процессуально-динамическому подходу, как отмечает Н.И. Гуслякова, профессиональное самосознание понимается:
— как динамическая система, компоненты структуры которой претерпевают качественные и количественные изменения на последовательных этапах (курсах) профессионального образования;
— как системно детерминированное образование, формирование профессионального самосознания юриста обеспечивается не одним, а целой системой различных факторов (внешних и внутренних, объективных и субъективных), условий и психологических механизмов;
— содержание профессионального самосознания юриста тесно связано с социально-экономической ситуацией, которая складывается в обществе, поэтому кардинальные преобразования, происходящие в настоящее время в стране , затрагивают процессуальные и результативные характеристики профессионального сознания как ядра личности профессионала [3].
Процессуальный аспект предполагает реализацию различных дидактических форм, методов и средств обучения в процессе формирования профессионального самосознания юриста.
В результате детерминируется формирование трудовой деятельности у будущих юристов. В этом случае имеет место теснейшая связь между «теоретическим» обучением и производственной практикой. Здесь в качестве основания принимается обучение решению профес-
сиональных ситуаций. Такое обучение проходит через все периоды профессионального образования в вузе, т.е. с первого по последний курс [8]. При этом важно понимать, что персонификация учебного процесса в вузе ориентирована не на лекционно-семинарскую систему, а на учебно-исследовательскую практическую деятельность. Последняя предполагает разработку и реализацию методики проведения семинарских и практических занятий по юридическим дисциплинам, в которой особый акцент делается на практикумы, «коллективные мыследеятельности», имитационные формы обучения. Другими словами, осуществляется не столько «учение» будущего юриста, сколько оказание ему помощи в формировании адекватной технологии юридической деятельности, основанной на формировании профессионального самосознания.
Таким образом, в рамках процессуально-динамического подхода на первый план выходят процессуально-результативные характеристики профессионального самосознания и его движущие силы.
Множественность формулировок понятия правотворчества излагаемых различными авторами в своих трудах говорит о ёмкости, широте понимания и определения данного процесса. Хотя определения и различны по своей формулировке, они в целом одинаковы по смыслу.
Нормы права создаются, изменяются или отменяются в определенном порядке. Этот порядок должен обеспечивать должное качество самого текста нормативных актов с точки зрения их соответствия правилам юридической (правотворческой) техники, а также гарантировать соблюдение баланса интересов государства, общества, отдельных социальных групп в процессе правотворческой деятельности. Исходя из этого, в юридической науке выработано два близких, но не тождественных по содержанию понятия — формирование права (правообразование) и правотворчество. При этом второе можно назвать частью первого. Правотворчество представляет собой последнюю стадию правообразования, направленную на формальное закрепление государственной воли общества в юридических актах.
Законотворческий процесс — главная составная часть правотворчества. Законы обладают высшей юридической силой, предопределяют содержание всех иных нормативных правовых актов. Соответственно, именно принятие законов характеризует правотворческий процесс в целом. Кроме законов, результатом правотворческой деятельности выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры
, юридические прецеденты.
В законотворческом процессе можно выделить два этапа.
1) Предпроектный этап. На данном этапе основная задача — выявление потребности общества в урегулировании правовыми нормами какой-либо проблемы. Оценка потребности в правовом регулировании происходит как общественными институтами (средствами массовой информации, научными учреждениями), так и самими правотворческими органами, государством. В результате такой предварительной работы может быть сделан вывод о том, что в ряду различных правовых и иных (экономических, моральных) социальных средств воздействия именно закон является наиболее эффективным средством регулирования той или иной сферы.
2) Проектный этап, или этап принятия правотворческого решения. Его специфика в том, что правотворческая деятельность здесь уже осуществляется непосредственно в законодательных органах власти. И в отличие от предыдущего этапа, это именно деятельность по созданию, изменению или отмене законодательных норм, т.е. работа над текстом законопроекта.
Правила находят свое отражение в следующих требованиях законодательной техники.
1. Точность и определенность формулировок и терминов. Закон содержит нормы первичного основополагающего характера.
В этой связи в законодательных актах необходимо избегать неточностей, расплывчатости. Особое внимание необходимо уделять формированию определений юридических терминов.
При подготовке текста нормативного акта используются общеупотребительные, специально-технические и специальноюридические термины. Они должны быть общепризнанными, устойчивыми и иметь однозначное толкование.
2. Ясность и доступность языка закона. Нормативный текст должен быть понятен и доступен адресатам, на которых распространяется его действие. Иначе существенно затрудняется реализация закона, возникает масса ошибок правоприменения .
Требование доступности изложения закона в то же время не должно наносить ущерб полноте и глубине правовых положений.
Конструкция предложений не должна быть ни излишне сложной, ни искусственно упрощенной.
3. Юридическая экономичность и компактность законодательных норм.
Законодательный текст должен отличаться точностью, четкостью и краткостью формулировок, лаконичностью изложения мысли. Еще одним проявлением данного требования является сокращение до минимума количества нормативных актов, регулирующих одну и ту же группу общественных отношений. Это позволяет обеспечить прозрачность нормативного материала, удобство его использования, систематизации и учета.
4. Системное построение права. Вновь издаваемый нормативно-правовой акт должен вписываться в уже существующую систему права. Для этого необходима согласованность, связанность нормативных положений нового акта между собой, а также с правовыми положениями других актов, регулирующих данную сферу общественных отношений.
5. Единообразие формы и структуры законов, способов изложения правовых предписаний предполагает использование единой системы реквизитов нормативных актов, стандартной структуры, единой терминологии и унифицированного языка. Закон, как официальный документ, предполагает четкую структуру и официальные реквизиты.
Особое место в исследовании профессионального самосознания юриста, на наш взгляд, занимает личностно-деятельностный подход [10].
Согласно личностно-деятельностному подходу необходимо понимать, что:
— формирование профессионального самосознания осуществляется на основе и через включение индивида в учебно-профессио-нальную деятельность, механизмом учебно-профессиональной деятельности является решение педагогических задач, а не усвоение учебного материала;
— профессиональное самосознание, его структура претерпевают качественные и количественные изменения на каждом этапе профессиональной подготовки юриста;
— профессиональное самосознание понимается как некое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств ; базируется на ценностях и ценностных ориентациях личности и мотивационно-ценностном отношении к юридической деятельности, которые сложились до начала профессионализации.
А.А. Гусейнов полагает, что ответственность — разряд этики и права, который отражает особенное общественное и нравственно-правовое отношение личности к другим народам, к сообществу (населению Земли в целом), что характеризуется исполнением своего нравственного долга и правовых норм; умение человека осознанно (свободно) исполнять назначенные условия и выполнять встающие пред ним задачи; осуществлять безошибочный моральный выбор; добиваться некоторого результата, а кроме того связанные с этим проблемы правды или же виновности человека, способности одобрения или осуждения его действий, вознаграждения либо наказания.
Таким образом, возникает вопрос, что же связывает данные различные по содержанию, однако характеризуемые одним термином определения?
В абсолютно всех прочих вариантах разговор идет о разных гранях богатого по содержанию явления — общественной ответственности.
Ее присутствие предначертано публичным характером человеческого поведения и отображает связи сообщества и отдельного человека.
Н.И. Матузов подмечает: «…проживать в сообществе и являться свободными от сообщества невозможно» .
Под социальной ответственностью подразумевается справедливое наказание за нарушение общественных общепризнанных норм.
Общественная ответственность — непростая, типизированная морально-законная, общефилософская, этико-психическая группа, изучаемая многочисленными науками, однако под различными углами зрения.
Вследствие этого, в ее содержании нашли свое отражение подобные ее типы, как: конституциональная, общественно-политическая, партийная, нравственная, социальная и иные типы ответственности.
Однако, более всего, из названного выше в юриспруденции уделяется проблемам конституционной ответственности.
В настоящее время в период развития правового гозаконодательстварства в Российской Федерации велика значимость одного из основных институтов полномочия — конституционной ответственности.
Задача конституционной ответственности, несмотря на то, что она дискуссируется в течение некоторых десятков лет, отнюдь не потеряла собственной актуальности и в наше время.
Личностное развитие имеет связь со становлением личности вместе с ее отношением к людям, к миру, к собственной деятельности и к собственной жизни. Когда происходит полное сознательное структурирование этих отношений в устойчивые, тогда человек становится как субъект своей жизнедеятельности.
Актуальностью большого числа психологических исследований в области профессионального становления личности является изучение самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса.
Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию.
Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов:
создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения;
осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста.
Человек осознает наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами.
В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию