Курсовая с практикой на тему Правоохранительные органы в РФ: понятие и система
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1 Понятие правоохранительных органов
1.1 Правоохранительная деятельность:
понятие, назначение
1.2 Правоохранительные органы как
элемент системы государственных органов
1.3 Структура правоохранительных
органов
2 Система правоохранительных органов
2.1 Суд в системе правоохранительных
органов
2.2 Правоохранительные органы,
обеспечение общественной и национальной безопасности
2.3 Правозащитные органы в системе
правоохранительной деятельности
Список использованных источников и литературы
Введение:
Актуальность темы. В
современных условиях часто можно услышать критику в адрес правоохранительных
органов: одних не «устраивает» как организованна система, другие обращают
внимание на проблемы функционирования. Но очень редко вносят конкретные
предложения по совершенствованию данной системы[1].
В настоящее время в
Российской Федерации решаются широкие задачи, связанные с созданием
демократического правопорядка и созданием эффективной системы социального
управления. Для этого осуществляются экономические, административные, судебные,
муниципальные и другие реформы.
В то же время следует
отметить, что ошибки, допущенные на начальном этапе реформы страны, и среди них
недооценка фактора преступности, как относительно независимого и специфического
социального явления, привели к серьезной криминализации экономики и других сфер
общества и государства. Преступность все больше начинает приобретать системные
качества и способность реально влиять на социальные отношения и превращается в
одну из самых опасных угроз национальной безопасности и препятствие для
проводимых реформ в России.
На территории Российской
Федерации сохраняется серьезность ситуации с тяжкими и особо тяжкими видами
преступлений. Уровень организованной преступности остается высоким. Особую
тревогу вызывает ситуация с экономической преступностью, высокая доля
преступлений против собственности. Значительный уровень преступности против
государственной власти, интересов государственной службы и службы в
организациях местных органов власти по сравнению с интересами службы в
экономических и других организациях. Ситуация на улицах остается сложной.
Вопрос эффективности контроля над миграционными процессами остается актуальным.
Следует также обратить
внимание на расширение круга разнообразных угроз социально-политической
стабильности общества. Среди них экстремизм и терроризм занимают особое место,
стремясь достичь не только политических, но и экономических целей, создать
структуры для этой цели, собственные системы занятости законопослушных граждан.
Также не стоит оставлять без внимания ситуацию, сложившуюся в сфере
наркоторговли.
В такой ситуации особое
беспокойство вызывает состояние всей правоохранительной системы, которая
призвана противостоять преступности, обеспечивать общественный порядок и мир в
стране, что является предпосылкой для решения проблем, стоящих перед обществом
и государством[2].
Кроме того, на
сегодняшний день, к сожалению, наука не определила единого понятия к такому
широкому понятию, как «правоохранительная деятельность». Пока идут дискуссии и
споры о том, как трактовать данное понятие и какие органы входят в систему
правоохранительных, криминальная ситуация становится угрожающим фактором
национальной безопасности Российской Федерации.
Данная тема является
актуальной, в связи с тем, что многоаспектность сущности правоохранительной
деятельности делает её объектом научного изучения различными отраслями права
(административного, конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и
других).
Целью данной работы
является исследование понятия и системы правоохранительных органов в Российской
Федерации.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
—
раскрыть понятие и назначение правоохранительной деятельности;
—
рассмотреть правоохранительные органы как элемент системы государственных
органов;
—
изучить структуру правоохранительных органов;
—
рассмотреть суд в системе правоохранительных органов;
—
исследовать правоохранительные органы, обеспечение общественной и национальной
безопасности;
—
охарактеризовать правозащитные органы в системе правоохранительной деятельности.
Объектом
исследования являются общественные отношения в сфере функционирования
правоохранительных органов.
Предмет
исследования – нормы права, регламентирующие структуру и деятельность
правоохранительных органов.
Методологическая основа
исследования формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой,
структурно-функциональный и другие методы.
Структура исследования
включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и
список использованных источников и литературы.
[1] Плетников В.С., Плетникова
М.С. Подходы к интерпретации понятия «государство» и их значение для
организации и деятельности правоохранительных органов // В сборнике: Правоохранительная
деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных
исследований Материалы международной научно-практической
конференции. Составитель Э. Х. Мамедов. 2019. С. 325-327.
[2] Студеникин
В.Е. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел как объект
организации: автореф дис…. канд. юрид.: 12.00.11 / Валерий Евгеньевич
Студеникин. М.,2004. С. 19.
Заключение:
Правоохранительная
система, которая состоит из системы правоохранительных норм и системы
государственных органов, обеспечивающих правопорядок и законность, является
предметом изучения многих отраслей науки, например: юриспруденции, социологии,
истории и других дисциплин.
В современном обществе
правоохранительные органы играют очень важную роль. Они являются одним из
главных инструментов исполнительной власти, которые осуществляют контроль за
соблюдением законодательства страны, за порядком в целом. Они охраняют
общественный порядок и покой граждан.
Поскольку
правоохранительная система состоит из подсистем, то, опираясь на
соответствующие теоретические положения, нужно изучать, применительно к задачам
органов МВД России, административно-правовую систему и ее составляющую
административно-процессуальную систему, систему оперативной деятельности
органов внутренних дел, уголовно-процессуальную систему,
экспертно-криминалистическую систему, а также и информационную систему органов
внутренних дел. Смысл в том, что изучение подсистем в правоохранительной
системе позволяет увидеть связи и взаимодействия между правоохранительными
органами, выявить противоречия в нормативных подсистемах, которые их
регулируют. Возьмем, к примеру, вопросы взаимодействия следственных подразделений
и органов внутренних дел. Здесь есть множество уголовно-процессуальных,
криминалистических, судебно-экспертных, оперативно-розыскных проблем науки,
решение которых, с одной стороны, опирается на отраслевые науки, но, с другой
стороны, и это важно, нужно учитывать общие принципы правоохранительной
системы, ее сущность, специфику взаимосвязи. Потому что все подсистемы
иерархически подчинены правовой системе и являются ее составляющими. Невозможно
изучать конкретное явление, не опираясь на общее.
В науке наиболее
изученным является рассмотрение круга правоохранительных органов через понятие
правоохранительной деятельности. При этом, обычно, оно выявляется через
описание характерных этой деятельности признаков. Представляется доказанным
отнести к числу таковых, следующие:
1) основополагающим для
исполнения такой деятельности является осуществление свойственной государству
внутренней функции — правоохранительной, а значит, она может реализовываться
исключительно лишь государственными органами;
2) цель такой
деятельности — создание обстоятельств безоговорочного соблюдения прав и
законных интересов граждан,
организаций и страны в
целом, а также осуществления ими возложенных на них обязанностей. Другими
словами, целью правоохранительной деятельности является создание обстоятельств
обеспечения законности и правопорядка.
3) данная деятельность
реализуется посредством выполнения характерных исключительно правоохранительным
органам задач и функций, закрепленных в нормативных актах, определяющих основы
их организации и деятельности;
4) правоохранительная
деятельность не может реализовываться иначе как на основании закона и
осуществления его указаний, а процедура ее реализации отчетливо им
регламентирована.
5) такую деятельность
реализуют специально уполномоченные на это государственные органы, относящиеся
к судебной и исполнительной ветвям власти. И комплектуются они, обычно, лицами,
которые должны иметь юридическое образование;
6) данная деятельность
реализовывается не любым способом, а, как правило, посредством использования
юридических мер воздействия.
Необходимо
также учитывать, что правоохранительная система является всего лишь одной из подсистем, частью более общей
правовой системы государства. В связи с этим,
эффективность функционирования данной
системы будет зависеть от деятельности всех элементов, входящих в состав государственно-правовой
системы.
Деятельность
правоохранительной системы направлена на обеспечение законности и правопорядка, который в свою
очередь гарантирует охрану всех общественных
ценностей. Объектом правоохранительной
системы являются общественные отношения, складывающиеся при охране правового порядка Мы разделяем точку зрения многих
ученых, что термин «правоохранительные
органы», используемый в законодательстве, является неудачным, поскольку он в большей степени относится
к учебно—научному процессу и не содержит строго
определенного перечня относящих
к этой категории структур. Кроме того, понятия, через которые возможно вывести термин
«правоохранительные органы», сами не имеют четкого законодательного определения (государственный орган, правоохранительная деятельность и
т.п.).
Мы считаем,
что при использовании в конкретном законе или ином нормативном правовом акте термина
«правоохранительные органы» следует
приводить его определение (перечисление тех органов, которые.
понимаются под таковыми) либо изначально определять их через другие категории (например, органы
предварительного следствия и дознания).
При
разработке теоретических моделей построения и функционирования системы правоохранительных органов
необходимо учитывать полномочия субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления в осуществлении правоохранительной деятельности, а также международных правоохранительных
организаций.
Итак, правоохранительная
система выступает системным и структурно-функциональным
элементом механизма современного Российского государства, деятельность которой
направлена на осуществление правоохранительной функции. Это некий структурно-функциональный
комплекс, объединяющий нормативно-правовые и организационные основы
правоохранительной деятельности; способы, методы, технические приемы охраны и
защиты права, а также восстановления нарушенных прав и законных интересов
физических и юридических лиц; охранительные правоотношения.
Правоохранительная
система является функциональной подсистемой правовой системы и включает в себя
две области:
1)
нормативную подсистему, состоящую из охранительных норм;
2)
институциональную подсистему.
Таким
образом, феномен «правоохранительная система» требует изучения, а понятие
«правоохранительная система» — уточнения. Это обусловлено качествами
правоохранительной системы как сложного, внутренне неоднородного целостного
образования в условиях развития правовой государственности.
Можно
заключить, что правоохранительная система выступает системным и
структурно-функциональным элементом механизма современного Российского
государства, деятельность которой направлена на осуществление
правоохранительной функции.
Фрагмент текста работы:
1 Понятие правоохранительных органов
1.1 Правоохранительная деятельность:
понятие, назначение
1.1 Правоохранительная деятельность:
понятие, назначение
Конституция Российской
Федерации оказывает прямое воздействие на внутреннюю жизнедеятельность общества
посредством распространения и принятие определенных общественно-политических и
правовых идей, взглядов и ценностей. В корреспонденции с Конституцией права и
свободы человека и гражданина определяют значение, сущность и применение
законов, деятельность абсолютно всех организаций государственной власти,
местного самоуправления.
Одной из главных функций
действующей Конституции считается охрана основ конституционального порядка,
прав и свобод человека и гражданина. Исполнение этой функции поддерживается
специально создаваемыми государством правоохранительными органами, а работа
данных органов называется правоохранительной.
В современной российской
литературе проблема о сущности определения «правоохранительная деятельность»
считается сомнительной и порождает много споров среди научных работников —
правоведов и практиков по поводу определений «правоохранительные органы» и
«правоохранительная деятельность». Нормативно данные понятия никак не
определены, не определен и список этих органов, которые принадлежат к
правоохранительным. Хотя в отдельных правовых актах указанные понятия
используются[1].
В узком смысле
правоохранительная деятельность подразумевается как прямая охрана определенного
законодательством порядка социальных взаимоотношений, то есть борьба с
злоумышленниками путем привлечения виновных к юридической ответственности[2].
В широком значении — как
не только непосредственная защита сформировавшихся социальных взаимоотношений,
но и поддержание, усиление правопорядка, формирование подходящих обстоятельств
с целью беспрепятственного осуществления всеми субъектами своих прав и
обязанностей.
Н.В. Витрук считает, что
правоохранительная деятельность связана только с ликвидацией возникших преград
и преград в ходе осуществлении прав и свобод граждан, а профилактику
преступлений причисляют к самостоятельному типу деятельности, не входящему в
правоохранительную[3].
По мнению Н.А. Петухова
правоохранительная деятельность – это деятельность страны в лице его особых
уполномоченных организаций по охране прав и свобод человека и гражданина,
охране прав и легитимных интересов общества, государства, социальных и других
организаций граждан, борьбе с преступностью и иными преступлениями, оказанию
жителям в случае необходимости грамотной юридической помощи и обеспечению
доступа к правосудию[4].
Согласно мнению некоторых
авторов, правоохранительная деятельность – это государственная деятельность,
которая осуществляется специально уполномоченными органами с целью охраны
права. Таким образом, можно выделить специфические признаки правоохранительной
деятельности. Однако стоит помнить, что эти признаки не могут объективно
определить эту деятельность в её широком понимании, так как имеют отношение и к
другим видам государственной деятельности. К ним можно отнести:
— Юридические меры
воздействия;
— Соответствие
юридических мер предписаниям закона;
— Реализация данной
деятельности с соблюдением определённых процедур в установленном законом порядке;
— Возложение реализации
данной деятельности на специально уполномоченные органы[5].
Анализируя данные
признаки, выявляется многообразие суждений учёных и исследователей по поводу
места правоохранительной деятельности и её соотношения с иными видами
государственной деятельности.
Например, А.Б. Сахаров
говорит, что правоохранительная деятельность является деятельностью различных
государственных органов (судов, органов внутренних дел, прокуратуры,
исправительно-трудовых учреждений), которые призваны осуществлять борьбу с
преступностью.
В свою очередь, М.И.
Байтин определяет правоохранительную деятельность как форму осуществления
функций социалистического государства, с помощью властной оперативной
деятельности органов по защите предоставленных граждан субъективных прав,
обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей и по охране
норм права от нарушений[6].
Некоторые авторы ставят
правоохранительную деятельность вместе с оперативно-исполнительной и
правотворчеством. Другие — к основным правовым формам относят
правоисполнительную, правотворческую и правообеспечительную деятельность. Не
стоит забывать, что правообеспечительная также подразделяется на контрольно —
надзорную, правоохранительную и организационную.
Сущность правоохранительной
деятельности можно рассмотреть, как:
— Вид человеческой
деятельности, методы, формы и границы которой определяются государством,
выступающим в качестве субъекта правовой компетенции и предметов ведения;
— Институализированный
вид человеческой деятельности, который является результатом профессионального
естественноисторического разделения труда, связанного с формированием различных
институтов по управлению сферами жизнедеятельности общества;
— Специфический вид человеческой деятельности, которая
реализуется в интересах жизнеобеспечения социума с помощью различных
[1] Гриненко А.В. Правоохранительные органы Российской
Федерации. М.: Юрайт, 2014. 366 с.
[2] Исаева Л.А.,
Галина Р.И. К вопросу о понятии «правоохранительная деятельность» и органах ее
осуществляющих // Аллея науки.
2018. Т. 1. № 2 (18).
С. 574-577.
[3] Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности.
М.: Норма, 2009. С. 66.
[4] Правоохранительные и судебные органы России: учебник
/ под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. 2-у изд., перераб. и доп. М.: Эксмо:
Российская академия правосудия, 2010. С. 14.
[5] Зайнутдинова Э.И.
К вопросу о понятии, признаках и основных видах правоохранительной
деятельсности // Аллея науки.
2018. Т. 3. № 11 (27).
С. 119-122.
[6] Тонков Е. П. Кнайкин В. С. Правоохранительные органы
Российской федерации: Учеб. Пособие. Белгород: Изд-во БелГУ, 2015. 243с.