Курсовая с практикой на тему Право собственности на земельные участки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика права собственности на земельные участки 4
1.1. Собственность как экономическая и правовая категории 4
1.2. Содержание права собственности на землю 9
1.3. Особенности и виды права собственности на землю 12
Глава 2. Формы земельной собственности 16
2.1. Право частной собственности на землю граждан и юридических лиц 16
2.2. Право государственной собственности на землю 20
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение:
Право собственности граждан и юридических лиц на земельный участок это право пользования, владения и распоряжения им с существующими на нем обременениями и с соблюдением условий, установленных законом и договором, по которому он был получен. Право собственности относится к группе вещных прав. Право собственности на земельный участок это основанная на законе возможность фактического владения земельным участком.
Цель данной работы рассмотреть право собственности на земельные участки.
Объектом настоящей работы выступают общественные отношения, связанные с установлением, изменениями, прекращением земельных правоотношений.
Предмет субъекты и объекты права собственности на землю.
Задачи исследования предполагают определение объектного субъектного состава права собственности на землю и их характеристика, а также рассмотрение содержания права собственности на землю.
Заключение:
Можно сделать следующие выводы.
Право собственности на землю реализуется через собственность конкретным лицам (объединениям, группам лиц), т.е. через формы собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд Российской Федерации.
Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в результате приватизации государственных и муниципальных земель, наследования, купли-продажи, дарения, мены, других сделок с землей, а также в результате внесения вклада в уставный капитал юридического лица.
Земли, находящиеся в государственной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам для развития строительства, сельскохозяйственного производства и других целей. Земельные участки могут быть приобретены в государственную собственность путем выкупа у физических лиц, дарения и в результате прекращения права муниципальной и частной собственности, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Частная собственность на землю может привести к более экономически рациональному использованию земли, но она часто исключает бедных.
Люди, имеющие лучшие отношения с местной администрацией, скорее всего, будут иметь льготные условия и смогут купить землю по более низким ценам или более легко. При государственной собственности на землю сельское население защищено (более или менее) от эксплуатации.
С другой стороны, оно подвержено капризам местных или региональных государственных органов. На выбор приватизировать землю или нет повлияло историческое и правовое наследие землевладения в бывших социалистических странах.
В России, где не существовало такой традиции, государство не отбирало права на землю у домохозяйств, которые вели индивидуальное хозяйство, но земля переходила из коллективной собственности в государственную.
Государственная собственность действительно может быть большим препятствием для развития сельскохозяйственного сектора. Однако, Государственная собственность сама по себе не является главным препятствием, если она не ограничивает экономическую деятельность фермеров.
Государственная собственность может привести к усилению бюрократии и коррупции, но она облегчает равный доступ и распределение земли.
Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. В государственной собственности находятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ).
В отличие от прежнего земельного законодательства, по которому данный вид собственности был обезличен, Земельный кодекс РФ распределил собственность на землю между уровнями государства.
Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (статья 16 Земельного кодекса), и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика права собственности на земельные участки
1.1. Собственность как экономическая и правовая категории
Понятие прав собственности напрямую связано с центральной проблемой экономической науки — проблемой редкости, поскольку их установление имеет смысл только в отношении ограниченных (редких) ресурсов: «…без предпосылки о редкости бессмысленно говорить о собственности и справедливости».
В мире ограниченных ресурсов конфликты по поводу их использования неизбежны. Установление прав собственности не устраняет эти конфликты, но определенным образом ограничивает и регулирует их.
Американский философ Р. Дворкин сравнил роль прав в человеческих отношениях с ролью «козырей» в карточной игре: ссылки на права разрешают споры о доступе к редким товарам, поскольку их не «побить» никакими другими аргументами. Установление прав собственности снижает неопределенность экономической среды, делая ее более стабильной и предсказуемой. Именно поэтому их можно назвать «правилами игры». Различные «правила игры» могут быть более или менее успешными; их разработка, выбор и замена определяются тем, насколько хорошо им удается разрешать актуальные и избегать потенциальных конфликтов из-за ограниченных ресурсов.
Права собственности действуют как своеобразные стимулы, увеличивая издержки одних моделей поведения и повышая привлекательность других. Экономический подход к правам собственности свободен от наивного представления о том, что достаточно принять закон, чтобы он соблюдался. Несанкционированное (девиантное) поведение остается в поле его зрения и понимается экономически: запреты и ограничения не устраняют такое поведение, но, действуя как негативные стимулы, увеличивают связанные с ним издержки (в виде возможного наказания). И соблюдение, и нарушение санкционированных поведенческих норм превращаются в акты рационального экономического выбора.
Проблема собственности является центральной проблемой экономической теории и практики. Экономическая структура общества характеризуется соответствующими производственными отношениями, которые основаны на определенном виде собственности.
Для их реализации необходимо наличие как минимум двух субъектов и объекта, который создает эти отношения .
Присвоение это экономическая связь между людьми, которая определяет их отношение к вещам как к своим собственным. C. Термин «присвоение» включает в себя необходимый элемент, который называется «экспроприация». Присвоить можно только то, что было экспроприировано у другого субъекта, поэтому присвоение и экспроприация — взаимосвязанные категории. Отношения экспроприации возникают тогда, когда продукты труда создаются одним человеком, а присваиваются другим.
Как и каждый факт, собственность имеет свою форму и содержание. Содержание это совокупность элементов вещи и процесса. Форма это структура, организующая содержание, которая является коррелятом элементов содержания. Форма всегда определяется содержанием.
Сущность собственности отвечает на вопрос: кто присваивает материальные условия, а, следовательно, и результаты производства. По содержанию различают два вида собственности: трудовую и нетрудовую. Характер собственности определяется ее содержанием.
Форма собственности показывает, каким образом происходит присвоение денежной прибыли — раздельно (индивидуальное или частное присвоение) или коллективно (объединенное присвоение) .
Собственность как правовая (юридическая) категория выражается в системе регулирования, владения и пользования. К. Маркс отмечал, что право это официальное признание факта. Оно не выражает самих отношений собственности, а лишь отражает их, то есть юридически закрепляет в определенных законах, в конституции страны. Отношения регулирования имеют самый высокий уровень отношений. Регулировать может только собственник, и выражается это в неограниченном присвоении денежной прибыли. Холдинг это частичное, временное присвоение и регулирование от имени собственника. Отношения владения оговариваются через аренду. Отношения использования проявляются в непосредственном использовании средств производства работниками учреждения .
Фундаментальные особенности третьего этапа в развитии отношений собственности:
— в большинстве стран многие ключевые отрасли промышленности (добыча энергоресурсов, черная и цветная металлургия, атомная энергетика и др.), военно-промышленный комплекс, центральные банки, общие условия производства (железнодорожный и трубопроводный транспорт, электрические сети), учреждения социальной сферы (здравоохранение, образование и др.) стали государственными;
— общая, совместная собственность (государственная собственность) используется для решения народнохозяйственных и социальных задач, которые не под силу решить частному и корпоративному капиталу;
— государство использует свою собственность для обеспечения устойчивого развития национальной экономики и создания нормальных условий для жизнедеятельности всего народа.
На современном этапе развития общества в развитых странах существуют все три типа присвоения. Это: частная собственность (трудовая и нетрудовая); общая долевая (хозяйственные товарищества, акционерные общества, производственные кооперативы, совместные предприятия, корпорации); общая совместная (государственная и муниципальная) собственность.
В законодательстве Российской Федерации юридическое содержание собственности описывается традиционными со времен римского права правами владения, пользования и распоряжения.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Право собственности на земельные участки: объекты, субъекты, содержание 5
1.1 Объекты и субъекты права собственности на земельные участки 5
1.2 Содержание права собственности на земельные участки 7
Глава 2. Формы собственности на земельные участки 12
2.1 Государственная собственность на земельные участки 12
2.2 Муниципальная собственность на земельные участки 14
2.3 Частная собственность на земельные участки 22
Заключение 25
Список использованных источников 27
Введение:
Актуальность выбранной темы данной исследовательской работы высока. Это обуславливается большими масштабами нашего государства и внушительным количеством земельных участков, которые принадлежат на праве собственности тем или иным субъектам. Право собственности на землю является весьма проблематичным институтом в силу его сложности и разрозненности норм тех или иных нормативно-правовых актов. В связи с чем, целесообразно изучать эту сферу с целью унификации и оптимизации земельного законодательства.
В работе рассматриваются вопросы, связанные с определением полномочий, составляющих содержание права собственности на один из важнейших предметов гражданско-правовых сделок — землю. Собственникам имущества принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, совокупность которых составляет содержание права собственности.
Государственная собственность на землю и управление ею признаны актуальным, проблемным направлением. Государственная собственность на земли субъектов Российской Федерации признана одним из основных способов регулирования экономических отношений на территории субъекта, имеет большие масштабы и неоднородность в связи с развитием технологий и различными способами устранения проблемных моментов.
В работе различаются публично-правовые и частноправовые основания возникновения (приобретения) права муниципальной собственности на земельные участки, рассматриваются случаи возмездного и безвозмездного отчуждения земельных участков муниципальными образованиями, анализируются проблемы изъятия земельных участков для муниципальных нужд, вопросы принудительного выкупа земельных участков по требованию частных собственников. Кроме того, в данной работе рассматривается проблема конституционно-правового регулирования права частной собственности граждан на земельные участки.
Цель данной исследовательской работы – рассмотреть все особенности права собственности на земельные участки.
Задачи данной исследовательской работы:
1. Выделить субъекты права собственности на земельные участки, охарактеризовать объект, на который распространяются эти права;
2. Выделить основные элементы и сущность понятия «содержание прав собственности на земельные участки»;
3. Охарактеризовать государственную собственность на земельные участки;
4. Охарактеризовать муниципальную собственность на земельные участки;
5. Охарактеризовать частную собственность на земельные участки;
Объект данной исследовательской работы – свойства, признаки, аспекты и иные особенности, которые характеризуют институт прав собственности на земельные участки наиболее точно.
Предмет данной исследовательской работы – положения действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые непосредственно регулируют выделенные отношения. Также это научные материалы и публикации некоторых авторов, чтобы рассмотреть отдельные теоретические вопросы наиболее широко.
Научно-исследовательские методы, которые были использованы при написании данной работы:
абстрагирование;
аналогия;
индукция;
классификация;
обобщение;
сравнительный анализ;
синтез (объединение).
Теоретическая ценность данного исследования можно оценить как удовлетворительную, то есть уточняются, конкретизируются определенные положения касательно права собственности в Российской Федерации. Будут выделены и охарактеризованы положения, имеющие более узкую область применения норм, регулирующих право собственности.
Практическая ценность данной исследовательской работы заключается в унификации наиболее популярных точек зрения теоретических исследователей по поводу изучения института права собственности. Также она обуславливается углубленной конкретизацией, в частности, государственной и муниципальной собственности; досконально отражены все особенности конкретных видов приобретения такого вида собственности. Такая систематизация может использоваться в правоприменительной практике для упрощения процесса возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Заключение:
Таким образом, мы определили, что понятие части земельного участка, как и понятие земли, должно было быть дано законодателем в ЗК РФ и надлежащим образом охарактеризовано, во избежание путаницы в правоприменительной практике. С введением определений этих понятий, в целях предупреждения нарушений при осуществлении права собственности на землю, оптимизируется законодательство, по моему мнению.
Землевладельцы имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, что составляет содержание права собственности. В отличие от обычного права собственности на недвижимость, собственность на землю представляет собой определенную условность, так как земля недвижима и распоряжение над ней ограничено. Право собственности на землю осуществляется путем передачи землеустроительных проектов в натуре, путем закрепления границ участка на местности.
История развития законодательного регулирования государственной собственности на землю имеет долгий путь. Это развитие можно разделить на три этапа: дореволюционный, советский и современный. Однако развитие общества и земельных отношений в советский период привело к формированию и укреплению исключительно государственной собственности на землю и природные ресурсы. Развитие рыночных отношений, совершенствование гражданского общества способствовали возникновению и формированию новых взглядов на многообразие форм собственности на землю в нашем государстве. В этом смысле земельное законодательство устанавливает различные формы собственности.
Все основания приобретения права муниципальной собственности на земельные участки следует разделить на публично-правовые и частноправовые. Последние дифференцируются на общие и специальные. Кроме того, муниципальные образования могут приобретать право собственности на земельный участок на особых основаниях как возмездно, так и безвозмездно. В первом случае речь идет о принудительном изъятии либо по инициативе муниципалитета (для муниципальных нужд; в качестве санкции за нарушение земельного законодательства; если земля не отчуждается лицом, которому она не может принадлежать), либо по инициативе частного собственника, которому принадлежит земельный участок, обремененный муниципальным сервитутом. Муниципалитет безвозмездно приобретает участок, от права собственности на который частный собственник отказался.
Конституция Российской Федерации и конкретно прописанные в ней нормы упорядочивают право частной собственности: и как право, и как отдельный принцип. Ключевой гарантией реализации права собственности является принцип разнообразия и равенства форм собственности.
Таким образом, мы решили все поставленные задачи данной исследовательской работы, а конкретно:
1. Выделили субъекты права собственности на земельные участки, охарактеризовали объект, на который распространяются эти права;
2. Выделили основные элементы и сущность понятия «содержание прав собственности на земельные участки»;
3. Охарактеризовали государственную собственность на земельные участки;
4. Охарактеризовали муниципальную собственность на земельные участки;
5. Охарактеризовали частную собственность на земельные участки;
Соответственно, решенные задачи данной исследовательской работы обуславливают собой достижение поставленной цели.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ: ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Объекты и субъекты права собственности на земельные участки
Земля в России может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Соответственно субъектами собственности на земельные участки являются: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Это есть и в ст. 9 Конституции РФ. При этом в ст. 36 Основного Закона РФ прямо подчеркивается, что граждане и их объединения имеют право на владение землей в частной собственности, а в ст. 35 — право частной собственности охраняется закон. Гражданский закон защищает права всех собственников в равной степени (п. 4 ст. 212 ГК РФ) .
В действующем законодательстве использование термина «земля» (как объекта земельных отношений и, следовательно, как объекта земельной собственности) носит неопределенный характер, что приводит к нарушению или необеспечению прав собственности в силу их необеспеченности. В чем заключается одна из проблем современного правового режима собственности на землю.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) объектами земельных отношений могут быть:
земля как природный объект и природный ресурс;
земельные участки;
части земельных участков.
В главе «Собственность на землю» ЗК РФ земельная собственность относится как к собственности на «земли», так и на «участки земли». Поэтому требуется точное определение данных терминов .
Однако в ЗК РФ расшифровывается только понятие земельного участка. В соответствии со ст. 6 ЗК РФ земельный участок как имущество представляет собой недвижимую вещь, входящую в состав земной поверхности и имеющую признаки, позволяющие определить ее как индивидуально-определяемую вещь. Такими характеристиками являются местонахождение (адрес) участка и его площадь, возникающие в результате установления границ, а также целевое назначение, разрешенное использование, кадастровый номер и так далее. Отсутствуют законодательные определения понятий «земля» и «часть земельного участка». Кроме того, нет точного указания, в каких случаях следует употреблять выделенные понятия. В заголовках статей главы III ЗК РФ используется термин «земля», а в содержании норм используется термин «земельные участки». Думается, что законодатель имел в виду, что земля (земли) представляет собой совокупность обособленных земельных участков. Когда тот или иной земельный участок не имеет индивидуализирующих признаков, понятие «земля» используется в отношении земель, составляющих фонд природных ресурсов (согласно ст. 1 ЗК РФ, земля является природным охраняемый объектом как неотъемлемой части природы, природный ресурс, используемый как средство производства). А если в отношении определенного участка возникают правоотношения с указанием его признаков как имущества, то используется понятие «земельный участок» .
Понятие «часть земельного участка» также не определено в земельном законодательстве. Часть земли упомянута в п. 1 ст. 35 ГК РФ: при приобретении в собственность здания или сооружения, расположенного на чужом земельном участке, приобретателю передается часть земли, занятая зданием или сооружением и необходимая для их использования. Особенность в том, что права на часть земель переходят на тех же условиях и в том же объеме, которые принадлежали их прежнему владельцу. В науке считается, что часть земельного участка не может быть привлечена как самостоятельный объект к сделкам, связанным с отчуждением вещных прав на землю, прежде всего имущественных прав. Во-первых, потому что в случае сделки купли-продажи части земли необходимо правильно выделить эту часть и удостоверить права на нее . Соответственно, произойдет разделение единого объекта имущественных прав на выделенную часть и оставшуюся часть, образующие два самостоятельных объекта гражданских прав со своими индивидуальными признаками. Во-вторых, в сделках, в которых нет перехода права собственности, в первую очередь права собственности на соответствующую часть земли, проблем не возникает. Например, с договором аренды надлежащим образом оформленной части земельного участка.
Таким образом, понятие части земельного участка, как и понятие земли, должно было быть дано законодателем в ЗК РФ. Ясно, что ст. 6 ЗК РФ с введением определений этих понятий, в целях предупреждения нарушений при осуществлении права собственности на землю, оптимизирует законодательство.