Курсовая с практикой на тему Право оперативного управления в системе вещных прав
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика вещных прав 5
1.1. История становления и развития вещных прав 5
1.2. Понятие и система вещных прав на современном этапе 14
Глава 2. Право оперативного управления: особенности и проблемы реализации 20
2.1. Особенности права оперативного управления и его сравнение с правом хозяйственного ведения 20
2.2. Проблемы отказа от права оперативного управления 25
Заключение 32
Библиографический список 35
Введение:
Право оперативного управления дает возможность публично -правовому образованию эффективно реализовывать управленческие функции по отношению к переданному имуществу, не использовать дополнительные административные рычаги воздействия .
Данное право по своей природе является способом реализации права государственной и муниципальной собственности, сочетающим в себе принципы административного и гражданского права, из которых оно сложное и противоречивое изнутри.
Оперативное управление — это промежуточное звено в цепочке «государственно-правовое образование — учреждение». Объясняется это тем, что он обеспечивает право владения, пользования переданным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, по назначению этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаться своим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Целью настоящей работы является исследование особенностей права оперативного управления в системе вещных прав.
Задачи исследования:
— рассмотреть историю становления и развития вещных прав;
— раскрыть понятие и систему вещных прав на современном этапе;
— исследовать особенности права оперативного управления и сравнить его с правом хозяйственного ведения;
— проанализировать проблемы отказа от права оперативного управления.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации права оперативного оправления.
Предмет исследования – нормы права, закрепляющие особенности права оперативного управления.
Методы исследования: анализ, обобщения, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Заключение:
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
В результате обзора основных тенденций законодательства о вещных правах в России установлено, что вопросам изменения законодательства о вещном праве уделяется значимое внимание после принятия Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Необходимость изменений действующего законодательства продиктована социальными и экономическими потребностями общества. Изменения в гражданском законодательстве относительно ограниченных вещных прав могли бы способствовать значительному обогащению содержания раздела II за счет более содержательного регулирования вещных правоотношений.
Основные тенденции законодательства о вещных правах отражены в Концепции развития гражданского законодательства. Концепция содержит положение о необходимости изменить название раздела II ГК РФ на «Вещное право» вместо «Право собственности и другие вещные права». Содержание Концепции является результатом анализа сложившейся судебной практики по судебным делам, связанным с защитой вещных прав, а также качественного исследования мнений научных деятелей в сфере юриспруденции за последние десятилетия. Считаем, что и зарубежный опыт, прежде всего германский, послужил направлением для выработки предложений по совершенствованию отечественного гражданского законодательства.
Право оперативного управления предполагает более узкий круг правомочий титульного владельца: в частности, распоряжение любым имуществом здесь должно согласовываться с собственником; кроме того, как гласит п. 2 ст. 296 ГК РФ, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
На основании части 1 статьи 296 ГК РФ правом оперативного управления могут обладать учреждения или казенные предприятия, которым это право предоставляет возможность владеть и использовать государственное или муниципальное имущество для достижения целей своей деятельности. При необходимости собственник имущества может предоставить носителю права оперативного управления некоторые полномочия по распоряжению предоставленным имуществом. Изначально право оперативного управления и право хозяйственного ведения имуществом возникли для того, чтобы избавить государство, которое на тот момент являлось собственником всего имущества, от обязанности самостоятельно управлять имуществом.
В отношении прав хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом можно выделить основные отличия:
1. Рассматриваемые права различаются по субъектному составу. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть муниципальные и государственные унитарные предприятия, а правом оперативного управления могут обладать только казенные предприятия и государственные и муниципальные учреждения.
2. Объем правомочий субъектов права хозяйственного ведения несколько больше, чем у субъектов права оперативного управления имуществом. Носители права хозяйственного ведения могут самостоятельно распоряжаться некоторым движимым имуществом и только для распоряжения недвижимым имуществом муниципальные и государственные унитарные предприятия должны получать специальное согласие от собственника. Обладатели права оперативного управления имуществом распоряжаются и движимым и недвижимым имуществом только с разрешения собственника.
3. Собственник имущества, предоставленного на праве хозяйственного ведения, имеет часть прибыли, полученной от использования имущества, и контролирует процесс использования имущества. Собственник имущества, предоставленного на праве оперативного управления, занимается распределением доходов предприятия, полученных от использования имущества, и изымает неиспользованное или используемое не по назначению имущество.
4. Наиболее значимым отличием рассматриваемых прав в том, что право хозяйственного ведения реализуется руководством государственного или муниципального унитарного предприятия, а в реализации права оперативного управления может принимать участие более широкий круг лиц. Общим для рассматриваемых прав является то, что ограничения, которыми характеризуются права оперативного управления и хозяйственного ведения, установлены в пользу собственника.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика вещных прав
1.1. История становления и развития вещных прав
Правовое регулирование вещных прав уходит глубоко в древность. Но само существование вещных прав, их система менялись с течением времени. Как отмечал И.А. Покровский, дальнейшее развитие хозяйственных условий ставит вопрос о создании таких юридических форм, которые бы обеспечивали бы возможность известного прочного участия одного лица в праве собственности другого. Этой цели служат вещные права на чужие вещи. Права на чужие вещи, считает И.А. Покровский, имеют в разных правовых системах неодинаковое распространение. В связи с самыми разнообразными условиями – естественными, экономическими, юридическими, даже психологическими – они допускаются то в более широком, то в более узком масштабе .
И 100 лет спустя авторы замечают, хотя вещные права юридически оформляют определенную часть экономических отношений присвоения (собственности), но обусловленность этого гражданско-правового режима содержанием или особенностями экономических отношений в лучшем случае косвенная, опосредованная, ибо на него влияют не только и даже не столько экономические факторы. Не случайно, например, однородные по экономическому содержанию отношения присвоения и использования земельных участков в различных правопорядках юридически оформляются совершенно по-разному (вещными правами в европейском континентальном праве и «титулами» — estate и interests — в англо-американском праве) .
До Октябрьской революции 1917 года в российском праве были закреплены следующие вещные права: право собственности, права на чужую вещь: сервитуты, чиншевое право, залоговое право. Г.Ф. Шершеневич считал, что неправильно совершенное исключение залогового права из системы вещных прав и перенесение его в область обязательственных прав, потому что оно обладает всеми признаками абсолютного, в частности вещного права. Как бы введением к изложению вещных прав является владение . Смена власти, новые социально-экономические и политические условия существования общества привели к закреплению в Гражданском кодексе системы вещных прав, отвечающей условиям хозяйственной жизни в тот момент.
Разработка в 1922 году Гражданского кодекса РСФСР осуществлялась с учетом традиционных институтов вещного права, но также принимались во внимание и социалистические идеологические постулаты и новая экономическая политика. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года (далее – ГК 1922) признает вещные права и выделяет три их вида: право собственности, право застройки и залог имущества. Но было проведено и переосмысление вещных прав: так, владение как институт фактического обладания вещью было исключено из ГК 1922 г., как имеющее буржуазный смысл. Тем не менее, в статье 26 Земельного кодекса говорилось об охране права владения землею земельных обществ, что говорит о признании права владения и явно противоречит ГК 1922 года. Вместе с тем, в ГК 1922 отсутствует определение вещного права и права собственности (как, впрочем, и в действующем законодательстве).
Согласно статье 58 ГК 1922 право собственности определяется путем закрепления правомочий собственника: право владения, пользования и распоряжения. ГК 1922 утверждает следующие формы собственности: а) государственную (национализированную и муниципализированную), б) кооперативную, в) частную. В исключительную собственность государства передавались земля, недра, леса, воды, железные дороги общего пользования, их подвижной состав и летательные аппараты. Право застройки, хотя и позиционируется как право вещное, возникает на основании договора о предоставлении городских участков под застройку., который заключается коммунальными отделами с кооперативными объединениями или иными юридическими лицами, а равно с отдельными гражданами на срок до 49 лет для каменных и до 20 лет для прочих строений. Право застройки как институт гражданского права было хорошо известно и раньше (в средневековой Европе), но затем оно утратило свое значение. Вновь вспомнили о нем в праве континентальной Европы в начале ХХ века, пытавшись заменить им право аренды. В СССР, где отсутствовало право собственности на землю, право застройки давало возможность возведения строений и сооружений частными лицами.
К вещным правам в ГК 1922 также был отнесен и залог имущества, которому был посвящен III раздел (статьи 85-105). В силу залога кредитор (залогодержатель) имеет право в случае невыполнения должником обеспеченного залогом требования получить преимущественно перед другими кредиторами удовлетворение из ценности заложенного имущества. Залог обладал двойственной природой: это не только право на вещь (вещное право), но и одновременно способ обеспечения исполнения обязательства. Закон отходит от традиционного понимания залога в том, что вводит нормы, характерные для права социалистического государства. В изъятие правила об обеспечении из залога в первую очередь требований залогодержателя в статье 101 устанавливалось, что заложенное имущество, принадлежащее должнику, обращается на покрытие недоимок должника по государственным налогам и сборам и задолженности его по заработной плате рабочим и служащим преимущественно перед претензией залогодержателя, если прочего имущества должника недостаточно для покрытия указанных недоимок в задолженности.
Со временем потребовалось внести в гражданское законодательство существенные изменения, что привело к приятию в 1964 году нового Гражданского кодекса РСФСР. Крашенинников П.В. отметил, что в те времена политика целиком подчинила себе экономику. Частная собственность была полностью уничтожена, а частному праву власти начисто отказывали в праве на существование. Официальная идеология полностью подмяла под себя право, рассматривая его в качестве одного из механизмов ускоренного строительства коммунизма.
Основой экономической системы была объявлена социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной), колхозно-кооперативной собственности и собственность профсоюзных и иных общественных организаций (статья 93 ГК 1964 года). Личная собственность рассматривалась как производная от социалистической собственности, одним из средств удовлетворения потребностей граждан. В Гражданском кодексе 1964 года были закреплены и другие черты личной собственности, которые отличали ее от частной собственности: так декларировалось, что основу личной собственности граждан должны составлять только трудовые доходы; имущество, находящееся в личной собственности граждан, не может служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества. Понятие «вещные права» на тот момент действующее законодательство не знало, так как его связывали с правами на земельный участок. А так как земля была в государственной собственности, то все вещные права, кроме права собственности, утратили свое практическое значение. Следуя этой точке зрения Гражданский кодекс РСФСР 1964 года не выделяет иных прав, которые можно было бы отнести к вещным. Лишь значительно позднее, в 1987 году, была введена статья 931, которая закрепляла право оперативного управления имуществом, которым наделялись государственные, межколхозные, государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации.