Курсовая с практикой на тему Право на доступ к информации (на примере 2 стран по выбору)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности защиты информации в России 5
1.1. Информация как объект правового регулирования и доктринальная категория в России 5
1.2. Информация как важнейший объект гражданских прав в России 8
Глава 2 Защита информации в США 15
2.1. Правовое регулирование информационной безопасности в США 15
2.2. Анализ правовой защиты государственной тайны в США 19
2.3. Анализ правовой защиты коммерческой тайны в США 23
Заключение 26
Список литературы 29
Введение:
Защита информации и право на доступ к ней в современном мире выполняет одну из важнейших ролей и в плане защиты национальной безопасности государства, и в плане реализации конституционных прав и свобод личности. Актуальность рассматриваемого вопроса, помимо этого, обуславливается и тем, что существует множество общетеоретических определений информации, но единого ее понятия пока не выработано.
Положительным в этом множестве определений является то, что их содержание позволяет выделить важные аспекты информации, отражающие ее основные признаки и свойства, но это лишь те признаки и свойства информации, которые известны науке сегодня [7].
Право на получение информации, ее поиск, обработку (создание), передачу и распространение любым законным способом – конституционное (ст. 29 Конституции РФ), которое используется субъектами российской правовой системы практически во всех сферах общественных отношений, независимо от того регламентировано ли оно соответствующими нормативными правовыми актами [1]. Например, несмотря на исключение с 01 января 2008 года информации из перечня объектов гражданских прав (ст.ст. 128 и 139 Гражданского кодекса Российской Федерации – далее ГК РФ), она по-прежнему является юридической основой многих видов гражданских прав и поэтому вполне обоснованно и многократно упоминается в Гражданском кодексе Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, регламентирующих гражданские правоотношения [2].
Информация является межотраслевой юридической категорией, обладающая уникальными свойствами, которые анализировали многие отечественные исследователи. В частности, В.А. Дозорцевевым сформулирована концепция информации и доказана ее многоаспектность. Он привел убедительные аргументы о том, что процесс развития и разделения труда предопределил необходимость обособления в прошлом функционально совмещенных задач – информации и ее использования [10, с. 224-237]. Таким образом, В.А. Дозорцеву удалось выделить два самостоятельных этапа творческой деятельности: создание (моделирование) информации и ее использование. В каждом из этих этапов проявляется особое свойство информации, которое обладает уникальными особенностями и поэтому нуждается в отдельном правовом регулировании.
Целью исследования является выделение особенностей и проблемных моментов в праве на доступ к информации и ее защите в США и России.
Для реализации цели были определены следующие задачи исследования:
проанализировать информацию как объект правового регулирования и доктринальную категорию в России;
раскрыть сущность информации как важнейшего объекта гражданских прав в России;
выявить особенности защиты информации в США;
провести анализ правовой защиты государственной и коммерческой тайны в США;
определить специфику правовой защиты персональных данных в США.
Заключение:
Таким образом, были проанализированы правовые осно¬вы защиты информации в России и Соединённых Штатах Америки.
Осуществление субъективного права на информацию в РФ подчиняется таким принципам гражданского оборота как:
достоверность и объективность информации;
законность получения и хранения информации;
добросовестность и правомерность использования и распространения информации;
использование информации в соответствии со своей волей и в своем интересе.
Эти же принципы принимаются во внимание при защите субъективного гражданского права на информацию.
Проблемой исследования юридических особенностей и свойств информации является и то, что разные авторы, изучая их, выделяют различную их совокупность: выделяются идеальность, неисчерпаемость, количественная определенность (нелинейность), системность и обособленность информации, субстанциональная несамостоятельность, качество, ценность и трансформируемость информации, обособляемость и физическая неотчуждаемость информации и т.д.
Выделение разными авторами различной совокупности юридических признаков информации сказывается в виде проблемы и на определении юридических свойств информации, которые определяют специфику регулирования правоотношений при обороте информации.
Свойства информации, зафиксированные в № 149-ФЗ, характеризуют ее общие свойства, но не отражают свойств информации как объекта правоотношений и содержания информационных отношений как объекта правового регулирования.
Во второй главе работы были проанализированы правовые осно¬вы защиты информации в США.
Использование информационных технологий в начале XXI столетия приобрело системный характер и распространилось на все сферы общества. Не стало исключением и современное государство. Оно довольно долгое время терпеливо относилось к внедрению информационных технологий в различные формы деятельности. Оно не вмешивалось в формирование на базе информационных технологий Интернета социальных сетей. Но параллельное существование государства и перешедших в социальные сети субкультур гражданского общества, а также теневой экономики, в частности, наркотического трафика, продолжалось не долго.
Для государства возникли проблемы, связанные с использованием внешними деструктивными силами социальных сетей как инструмента вмешательства во внутренние политические процессы государства. Атаки хакеров стали интерпретироваться системно в терминологии вмешательства в парламентские и президентские выборы. Эта тема стала поводом для обострения отношений Запада, в первую очередь, США, с Российской Федерацией и КНР. При этом были обнаружены очевидные факты информационной войны США с государствами евразийского региона. Это было видно по событиям в Гонконге, в Российской Федерации (А. Навальный) и в Республике Беларусь во время президентских выборов в 2020 г.
С помощью манипулятивных практик в механизм политических конфликтов стала втягиваться значительная часть гражданского общества. Примером стали президентские выборы в США, которые фактически обозначили наличие глубокого раскола в гражданском обществе США. Отработанные в США практики использования управляемого хаоса стали апробироваться спецслужбами западных государств в евразийском регионе.
В контексте национальной информационной безопасности возникают проблемы идентичности правовых регуляторов, соблюдения требований трансграничной передачи данных. Под этой операцией понимается любая передача персональных данных иностранному лицу. Существуют условия для профайлинга и слежки, которыми пользуются специальные службы иностранных государств. Полная версия блокчейна становится базой данных для дальнейшей аналитики. В данном контексте важна реализация на внутригосударственном уровне обязательств, закрепленных в международных соглашениях (имплементация). Законодательство о персональных данных пока не гарантирует эффективную защиту метаданных, поэтому в информационном секторе наблюдается тенденция роста уголовных правонарушений, связанных с хищением денежных средств. Во многом это связано с тем, что правовое сознание граждан ориентировано не на аспекты конфиденциальности и тайны личной информации, а на внешние факторы доверия любому сообщению, или телефонному звонку.
Таким образом, конвергенция правовых практик требует совместной деятельности юристов и корпоративных структур в обеспечении безопасности национального и евразийского информационных пространств.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности защиты информации в России
1.1. Информация как объект правового регулирования и доктринальная категория в России
В литературе акцентируется внимание на двух самостоятельных объектах – информации и материальных носителях, используемых в процессе ее распространения и обработки. Так, А.И. Савельев признает информацию результатом интеллектуальной деятельности независимо от способа ее создания, передачи, переработки, хранения или сбора [14, с. 65]. Тем не менее, некоторые авторы продолжают его доказывать. Например, В.О. Пучков, проводя анализ информации как возможного объекта гражданских прав, аргументирует этот давно признанный вывод [9, с. 135-136].
Конечно, являясь основополагающим элементом общественной жизни, информация вызывает исследовательский интерес специалистов различных отраслей науки и заслуживает комплексного анализа, который проводится систематически и помогает выявить новые диалектические связи. К примеру, национальные правовые системы, несмотря на свои различия представляют собой совокупности нормативных предписаний, т.е. юридической информации, обеспеченной силой государства. С этой точки зрения, гражданское право в силу объема регулирования общественных отношений и их ежеминутного применения следует признать базой информации.
Отсюда вытекает вполне обоснованный вывод: информация, будучи первоначально результатом творческой деятельности человека, входит в состав объектов интеллектуальной собственности, а затем, в зависимости от сферы ее применения (использования), регулируется отраслевым законодательством.
Информация – всеобщее свойство материи, которое проявляется в развитии окружающего мира, в том числе на уровне передачи геномной информации в процессе продолжения рода человека, флоры и фауны. Опираясь на наличие и активное использование саморазвивающихся программ (искусственного интеллекта), создающих заранее не программируемые результаты, специалисты называют такую информацию генетическим тождеством третьего рода [10, с. 255].
Таким образом, есть основания признать наличие трёх видов информации, имеющих юридическое значение:
а) законы мироздания – сигналы (информация), сформированные в процессе развития материального мира. Такая информация, как правило, не входит в сферу правового регулирования. Тем не менее, следует признать наличие нормативных документов, запрещающих совершать с такой информацией действия (деятельность), если они противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали;
б) информация, в том числе правовая, созданная в результате интеллектуальной деятельности человека, содержащая социально значимые сведения (данные) и используемая в общественных отношениях;
в) информация, созданная искусственным интеллектом – результаты деятельности саморазвивающихся программ. Правовой режим данного вида информации относит ее к элементам информационно-телекоммуникационной сети.
Представленный перечень можно было бы признать полным и исчерпывающим. Однако, достигнутый уровень инновационных технологий свидетельствует о наличии четвертого вида информации, который является результатом комплексного использования законов мироздания и творческой деятельности человека. Как показывает практика, именно этот вид информации чаще всего является интеллектуальной собственностью и становится объектом правового регулирования [8, с. 144].
Таким образом, открытие информации, содержащейся в геноме человека, позволило использовать ее для уточнения и модернизации уже имеющихся знаний о закономерностях наследования не только внешнего облика, но и физиологического состояния (здоровья) человека, которые в своей совокупности предопределили разработку инновационных видов лекарств (биопрепаратов). Так, Федеральным законом от 23.06.2016 № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах» установлен правовой режим нового объекта, созданного на основе информации о закономерностях «поведения» элементов тела человека в сочетании лекарственными препаратами при определенных заболеваниях, в том числе наследственных [11].