Курсовая с практикой Юриспруденция Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему «Правительство Российской Федерации: конституционный статус»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы понятия правительства как элемента исполнительной власти 6

§ 1. Понятие правительства 6

§ 2. Становление правительства как элемента исполнительной власти 7

Глава 2. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации 14

§ 1. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с федеральными органами власти 14

§ 2. Федеративный характер взаимоотношений Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов 21

Заключение 28

Список литературы 30

  

Введение:

 

Одним из наиболее актуальных вопросов в государственном управлении является выстраивание эффективной, единой и целостной, отвечающей требованиям времени системы публичного управления. Для Российской Федерации с учетом различающихся объективных условий государственного управления в регионах этот вопрос стоит особенно остро. Государственное управление, реализуемое через систему органов исполнительной власти, в современных условиях становится все более всеобъемлющим и одновременно многообразным по формам реализации государственной воли. В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого гражданина и всего народа в целом. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями.

Исполнительная власть всегда была и остается предметом повышенного внимания общества. Это связано с тем, что в ее руках сосредоточены основные рычаги воздействия на происходящие в обществе процессы. Сегодня все большее число исследователей обращается к изучению важнейших вопросов права, связанных с деятельностью органов государственной власти, особенно органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации. Эта проблема представляется достаточно сложной и многоплановой, требующей серьезного теоретического осмысления и комплексного анализа нормативного материала.

После принятия Федерального конституционного закона от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» и его одобрения в ходе общероссийского голосования с последующими поправками в Конституцию России потребовался пересмотр ряда нормативно-правовых актов, касающихся регулирования вопросов организации публичной власти. Поправки в Конституцию изменили порядок формирования и функционирования Правительства Российской Федерации, а также административно-правовой статус не только Правительства, но также Председателя и членов Правительства, что потребовало принятия нового Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования и реформирования исполнительной власти Российской Федерации при взаимодействии различных уровней в рамках конституционно закрепленной модели разделения властей и реализации политики, направленной на укрепление единой системы исполнительной власти в России.

Предметом исследования являются: совокупность юридических норм, закрепляющих конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации, систему, структуру, правовое положение его членов; порядок его организации и деятельности; взаимоотношение Правительства России с органами государственной власти; действующее законодательство в сфере исполнительной власти, практика его применения и возможные пути совершенствования.

Цель исследования: на основе современной правовой науки, действующего законодательства и соответствующей практики комплексно проанализировать проблемы конституционно-правового регулирования исполнительной власти в государстве, изучить правовой статус Правительства.

Задачи исследования:

– рассмотреть понятие правительства;

– рассмотреть становление правительства как элемента исполнительной власти;

– охарактеризовать взаимоотношения Правительства Российской Федерации с федеральными органами власти;

– охарактеризовать федеративный характер взаимоотношений Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов.

Методологическая основа исследования. Методология данной работы опиралась на принципы формально-логического исследования, ее базу составляет комплекс общенаучных и социальных методов познания общественно-политической и правовой действительности, а также метод перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному. В процессе исследования применялись исторический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой методы, метод системного анализа.

Степень научной разработки проблемы и круг использованных источников. На сегодняшний день в юридической литературе существует немало работ, посвященных изучению теоретических и практических основ функционирования исполнительной власти. Безусловно, они уделяют внимание вопросам правового положения Правительства России. Однако в основном авторы работ концентрируют свое внимание на теоретических позициях, касающихся исполнительной власти в целом и отдельных элементов статуса Правительства, в то время как важнейшие характеристики и элементы статуса остаются за рамками исследования.

Теоретической основой исследования явились научные труды в области философии, теории государства и права, конституционного права, социологии, относящиеся к тематике рассматриваемой проблемы.

Эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации, акты Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ позволяет утверждать, что в действующем ФКЗ административно-правовой статус как Председателя Правительства, так и самого Правительства во многом стал более зависим от Президента, что дает основания исследователям делать вывод о необходимости определения России в сторону классической формы республиканского правления: либо президентской, либо парламентской. Таким образом, в условиях действующего Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» административно правовой статус Председателя Правительства претерпел ряд изменений в части сокращения его прав, в том числе в формировании структуры органов исполнительной власти, руководства деятельностью Правительства, отчетности и ответственности перед Президентом и др. При этом полномочия Президента по руководству органами исполнительной власти расширены, что приводит к мысли о становлении в России классической президентской республики, когда Президент возглавляет Правительство.

Существенного изменения формы республиканского правления не произошло. И ранее многие специалисты характеризовали устройство государственной власти в России как преимущественно президентское или даже суперпрезидентское. И ранее наш Президент лично не возглавлял правительство, как это принято в классически устроенных президентских республиках, он и сейчас не возглавляет. И ранее встроенность полномочий палат Федерального Собрания Российской Федерации в процесс формирования, отставки, выражения недоверия Правительству Российской Федерации позволяли говорить о наличие свойств парламентаризма, на основании чего другие специалисты заявляли о смешанной форме правления в России.

С принятием изменений в Конституцию Российской Федерации произошло смещение рычагов в системе сдержек и противовесов. Усиление президентской власти в достаточной степени было компенсировано расширением полномочий представительного и законодательного органа в отношении формирования, отставки и выражения недоверия правительству государства. Кроме того, в соответствии со статьей 10 ФКЗ о Правительстве у другой палаты Федерального Собрания Российской Федерации – Совета Федерации также появились полномочия при назначении на должность федеральных министров – руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

Поэтому вполне можно говорить о том, что изменился баланс ветвей власти в системе сдержек и противовесов, но в вопросах формирования, отставки и выражения недоверия Правительству Российской Федерации полномочия по-прежнему имеют и президент, и парламент. А это, как уже отмечалось ранее, является методологическим критерием, на основании которого осуществляется классификация видов республиканской формы правления. Таким образом не вполне обоснованно говорить об изменении формы правления в России с принятием поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года. Россия была и остается государством с сильной президентской властью, компенсируемой отдельными элементами парламентаризма.

Безусловно, правовой статус Правительства Российской Федерации претерпел определенные изменения, включая корректировку властных полномочий. Однако, в целом, по своей сути модифицированный порядок его формирования и осуществления деятельности не затрагивает сути реально сложившегося функционирования исполнительной власти Российской Федерации. Это же подтверждает и мониторинг деятельности российского Правительства за прошедший год. Правительство нашей страны делает свою работу. Исполнительная власть в государстве, осуществляемая Правительством Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации, функционирует стабильно. И это – главный и необходимый итог любой трансформации.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы понятия правительства как элемента исполнительной власти

§ 1. Понятие правительства

В основу классической классификации форм правления положен так называемый юридический критерий – правовое положение правящих лиц и органов. В теории государства в качестве частного критерия, на основании которого выносится суждение о той или иной форме республиканского правления в определенном государстве, берется за основу порядок формирования, отставки, выражения недоверия правительству государства. Иными словами, имеет значение, какой орган формирует исполнительную власть в государстве и, тем самым, превалирует в системе государственной власти.

Большинство ученых-теоретиков выделяют три основные разновидности республиканской формы правления: президентскую, парламентскую и смешанную, которую также называют полупрезидентской. Признаки именно смешанной формы правления они находят в России, поскольку наблюдается сочетание отдельных характеристик президентской и парламентской форм. Так, в формировании правительства участвуют и президент, и парламент; правительство несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом; парламент обладает правом вынесения вотума недоверия правительству, но президент вправе распустить парламент .

Юридически было закреплено, что Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации и руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (статья 110 Конституции Российской Федерации).

После вступления в силу Федерального конституционного закона от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» и его одобрения в ходе общероссийского голосования с последующими поправками в Конституцию РФ потребовался пересмотр ряда нормативно-правовых актов, касающихся регулирования некоторых вопросов организации публичной власти. Поправки в Конституцию изменили порядок формирования и функционирования Правительства Российской Федерации, административно-правовой статус не только Правительства, но также Председателя и членов Правительства, что потребовало принятия нового Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» .

§ 2. Становление правительства как элемента исполнительной власти

Невозможно представить государственную власть вне содержательных характеристик специальной деятельности, ради которой она и создается. Эффективность исполнительной власти, по понятным причинам, заключена в эффективности самой деятельности по осуществлению государственного управления. «Государственное управление» – термин для характеристики функционирования самого государства, его исполнительных, властвующих органов, применяющих в своей деятельности законы и иные нормативные правовые акты.

Государственное управление в системе конституционно-значимых понятий вообще невозможно переоценить, ибо оно – принадлежность государственной власти, ее деятельности и функционирования. Конституционный правопорядок вряд ли можно создать и гарантировать, если не включить в него обеспечительные юридические механизмы государственного управления с его функциями, средствами, способами, нормами, принципами, административными процедурами .

Природа государственной власти противоречива. Власть необходима для оптимальной организации и развития общества, однако по мере накопления ресурсов, разрастания властных полномочий она приобретает разрушительные качества, стремится к неограниченному росту и, в конечном итоге, становится тормозом на пути общественного развития. Деятельность государственной власти, в связи с этим, должна осуществляться в определенных границах.

Государственная власть как разновидность политической социальной власти является важнейшим признаком государства, так как она способна обеспечивать жизнедеятельность общества, регулировать социальные отношения. В догосударственный период развития общества носителями власти являлись все представители взрослого населения сообщества (родовое собрание). Эта власть выражала интересы всего сообщества и не отделялась от него. С возникновением государства формируются специальные институты власти в виде органов государства; от общества отделяется особая группа людей для управленческих функций, которая приобретает политический характер и отчуждается от общества. Государственная власть выражает волю тех социальных сил, которые стоят у власти, олицетворяют и представляют ее. Но даже в антагонистическом обществе государственная власть решает не только узкоклассовые задачи и выражает не только интересы господствующего класса; она может действовать в интересах государства и всего населения .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы